Часть 1

1

Почему эта версия хоопонопоно — «западная»?

Есть культура Юга, культура Востока, культура Севера. Они делают наш мир прекрасным в его многообразии, поскольку мир следует рассматривать как сад, но не такой, где все цветы одинаковы, ведь однообразие означает стагнацию. Наш мир скорее райский сад, населенный культурными существами, разбросанными по разным континентам.

Рамта

Это представление лежит в основе всего написанного в этой книге. Нас всех объединяет эволюция, и то, что является частью этого Единства, является полезным и значимым для роста.

Каждая культура содержит в себе семена истины. То, что я узнала о хоопонопоно и что является в этом методе действенным, на самом деле в более или менее явном виде присутствует во всех культурах [См. Hooponopono. Tutte le strade portano all’Amore, op. cit.].

Сопоставление и использование того, что присутствует также и в других культурах, с целью уразуметь или сделать более продуктивным идущий в нас процесс, — вот то, что отличает западную версию хоопонопоно от других.

...

Если вы занимаетесь или предлагаете кому-то заниматься подобными исследованиями, практиками и дисциплинами самими по себе, то есть в отрыве от одновременного и радикального переосмысления собственной жизни, собственного выбора, привычек, образа действий и существования, поведения, модели потребления, взглядов и убеждений, то есть своей персональной и контекстуальной реальности, переосмысления, которое должно отражаться в конкретных изменениях, вполне соответствующих цели, заключающейся в том, чтобы стать по-настоящему готовыми, открытыми, свободными и тотальными по отношению к опыту, претендующему на то, чтобы быть возвышенным и духовным, следовательно — священным… Если вы не осознаете необходимости этого соответствия и тотальности, если не будете с упорством и решительностью стремиться прежде всего к ним как к жизненно важной цели, в качестве главнейшего условия практикуя осознанность и запасшись безграничным терпением, то различные школы, курсы, практики, исследования и дисциплины будут иметь мало смысла.

Карло Дорофатти

Этим я хочу сказать, что сейчас, на мой взгляд, не следует придавать особого значения утверждениям некоторых, что гавайское — это гавайское, а не гавайское — это не гавайское и что эти вещи нельзя смешивать. При этом у меня нет цели выдавать за гавайское учение то, что таковым не является, и наоборот. Подобный подход, доведенный до крайности, является типичным для старой парадигмы. Если кто-то практикует такие взгляды, пусть будет так: эта позиция тоже заслуживает уважения. Однако думаю, не следует ограничивать других. Гавайская культура является культурой величайшей глубины. С моей точки зрения, она сама по себе заслуживает уважения и мы не должны в нее никоим образом «вторгаться». Но ведь это не мешает тому, чтобы нечто, имеющее гавайское происхождение, развивалось в ином полезном направлении и чтобы люди не относились к этому с беззаботным пренебрежением под предлогом того, что «это не является гавайским». Ведь эффективность — критерий истины.

Я думаю так: что работает, то работает. То, что оказывается полезным, следует использовать независимо от того, какое происхождение имеет данный метод и кто его изобрел. Бывает и так, что в измененном виде метод начинает работать еще лучше, пусть даже в большинстве случаев изменения дают обратный результат.

Я не собираюсь настаивать на том, что метод хоопонопоно в его западном варианте является гавайским методом, поскольку это не так. Но ведь с точки зрения роста и пользы это не имеет значения — и это самое главное. То, о чем я говорю, берет свое начало главным образом в гавайской культуре, но я не брезгую обращаться к древнейшей мудрости, являющейся достоянием всего человечества, а также пользоваться более новыми, современными знаниями.

Мое знакомство с хоопонопоно произошло, когда этот метод оказался глубоко мне созвучным. Я приняла хоопонопоно как сокровище, я пользовалась этим методом, изучала, исследовала его, жила им и любила его. Я сделала его своим. То, о чем я говорю в этой книге, не является гавайским методом? И пусть! Пишу это со всей благодарностью и уважением, которого заслуживают гавайцы, создавшие этот метод.

Для меня важно то, что хоопонопоно работает, и работает прекрасно!

Макаала Йейтс [Макаала Йейтс — коренной гаваец, мануальный терапевт, специалист в области гавайской медицины, который вот уже более двадцати пяти лет практикует и преподает методику массажа ломиломи, а также обучает гавайским техникам исцеления. Является создателем торговой марки Indigenous Botanicals и техники ломи. В 2005 году получил премию Каонохи от штата Гавайи за выдающиеся успехи в области гавайской медицины и поддержку общины. www.manalomi.com], гавайский учитель, который вместе с Ихалиакалой Хью Лином в настоящее время занимается популяризацией хоопонопоно и гавайской культуры на Западе, так высказался на эту тему: «Многие люди приезжали на Гавайи, получали некоторые знания или наставления, а затем возвращались домой и начинали в свою очередь учить других тому, что узнали. Есть множество „интервентов“, которых я называю так потому, что они вторглись в гавайскую культуру. Я не хочу, чтобы меня поняли неправильно. Многие добрые люди, которые делают это, являются достаточно компетентными».

Я искренне хочу принадлежать ко второй группе людей и стараюсь быть одной из них.

Тот же самый Макаала ответил на вопрос о хоопонопоно как самопознании, хорошо прояснив, на мой взгляд, чем на самом деле является хоопонопоно в Полинезии и в мире:

...

«Упомянутый сайт [http://www.self-i-dentity-through-hooponopono.com/index.htm] является официальным сайтом, посвященным этому конкретному варианту хоопонопоно, но есть и множество других вариантов. В настоящее время не существует какого-то одного ресурса, объединяющего информацию обо всех гавайских методах исцеления, однако у нас (полинезийских государств Тихого океана) есть планы создать нечто подобное в течение следующего года или двух. Я встречаюсь со всеми видными целителями Полинезийского треугольника и австралийскими аборигенами. Такие встречи организуют у себя все главные короли и королевы Полинезии. Во время встреч обсуждается не только эта тема, но и многие другие вопросы. В нашей работе в качестве целителей мы не ограничиваемся одними Гавайями, работая по всей Полинезии. Как министр здравоохранения недавно восстановленного полинезийского королевства Атоои (www.atooination.com), я решил, что нужно встретиться со всеми целителями, чтобы обсудить многие вопросы, с которыми столкнулись мы как полинезийцы, а также поделиться различными методами исцеления, чтобы помочь нашему народу и всем другим народам, желающим получить помощь.

Как в случае ломиломи, так и в случае хоопонопоно существует множество уровней мастерства и множество различных подходов к применению этого глубокого и разностороннего метода.

В наши дни существуют разные способы достижения благополучия, основанные на идее освобождения от слоев нежелательной энергии, возникающих, к примеру, из-за полученных в прошлом эмоциональных травм. Это как убрать один из слоев луковицы.

Применяемый мной метод хоопонопоно подразумевает, что мы первым делом определяем центральную проблему, или „луковицу“, которая мешает развитию этой конкретной души, а затем слой за слоем освобождаемся от всей „луковицы“. Это нечто большее, чем система разрешения конфликтов внутри группы лиц. Я на 100 % заинтересован в том, чтобы ученики, посещающие мои семинары, имели все необходимые инструменты и могли с их помощью решить другие проблемы в своей жизни, которые могут им помешать раскрыть все самое лучшее в себе. Цель состоит в том, чтобы быть независимыми в поиске ответов».

Макаала Йейтс

Западная версия хоопонопоно, равно как и гавайская, — это способ бытия, основанный на Любви, понимаемой нами, людьми, как состояние сознания, которое достигается в переживании единства. Гавайцы называют это одним словом: Алоха.

...

Необходимо верить в силу Любви, которая нас окружает, ведь события зачастую происходят не так, как мы предполагали.

Однако если настроиться на одну волну с энергией Алоха, то в большинстве случаев события начинают развиваться лучше, чем мы ожидали.

Барбара Хауоли Окалани

Вот уже несколько лет я углубленно изучаю хоопонопоно, экспериментирую с этим методом и живу им. Мне встречались разные варианты хоопонопоно, с другими еще только предстоит познакомиться, когда придет время еще немного продвинуться вперед. Вместе с «Джосайя» мы также участвовали в семинарах, которые проводили видные последователи и популяризаторы этой философии, и я рада, что некоторых из них имею честь называть не только учителями, но и друзьями. Я испытала несколько подходов и моделей обучения, всегда пропуская все через свое сознание и восприятие, свою культуру и чувства. Если я не была согласна с чем-то, предлагаемым этими великими мужчинами и женщинами, то не скрывала этого. Я испытывала все на себе, пробовала и оценивала, никогда просто так не принимая того, что не было мне созвучно. Каждый из предлагаемых ими методов и инструментов послужил поводом для того, чтобы дискутировать и экспериментировать, постепенно находя общее и отличия.

Я много писала на эту тему и опубликовала несколько успешных книг (по большей части вместе с «Джосайя»), доступных как в цифровом, так и в бумажном формате. Я говорила на эту тему, долго боролась сама с собой на разных уровнях и никогда не оставляла поисков. Это — путешествие без конечной точки, достичь которой никогда не удается, потому что ее не существует. Я проходила разными путями, и каждый из них обогатил меня опытом. При этом я слушала свое сердце, и из того, что я нашла на этих путях, сохранила то, что было созвучно. В конце концов я пришла к собственному мнению и методу, который стал результатом синтеза всего, что оказалось эффективным в моем случае. Конечно, это не означает, что этот метод не может при определенных условиях меняться и развиваться дальше.