Екатерина Карпенко

Как попадать в ноты?

1. Попадать в ноты — дар или навык?

— Чем глупее вокалист, тем лучше.

— Почему?

— В пустой голове акустика хорошая.


Старый, избитый и довольно обидный анекдот, не правда ли? Считается, что для того, чтобы хорошо петь, не нужно много ума. Нужен врожденный дар, талант, а если нет, то извини, ничего тебе не поможет. Но трудолюбие и ум способны творить чудеса, и кто сказал, что эта великолепная пара не может сотворить чудесный голос?

Я посвящаю эту книгу тем, кто искренне хочет научиться петь, но чьи попытки спеть хоть какую-то мелодию всегда натыкались на обидное «Ой, пожалуйста, только не пой».

Меня зовут Катя, я очень люблю петь и очень люблю учить петь. Мои ученики вдохновили меня написать эту книжку, собрать все свои знания и опыт воедино и поделиться ими с широкой публикой.

Я много раз задавалась вопросом, почему люди хотят петь. Откуда такое сильное желание? А все просто. Человек стремится к красоте. Всегда и во всем. Пение — это универсальный язык красоты. Она доступна для понимания всем людям вне зависимости от возраста и национальности. Петь — значит создавать красоту, свою собственную, индивидуальную, неповторимую. А что такое красивое пение? Это, прежде всего, пение, в котором нет фальши, в котором звуки сочетаются между собой, гармонируют. Красивое пение — это когда «попадают в ноты».

Попадать в ноты — что это значит? Для начала, что такое нота? Ноты — это условные знаки, которыми обозначаются звуки. Этим условным знакам дали названия: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Любому звуку в мире, будь то звук инструмента или голоса, соответствует определенная нота. Получается, что каждая мелодия — это набор звуков, то есть нот. Попасть в ноты — значит точно повторить мелодию либо придумать свою собственную так, чтобы звуки в ней красиво сочетались между собой.

Если человеку говорят, что он красиво поет, в 99 % случаев это значит, что он хорошо попадает в ноты. Если вам говорят, что вы плохо поете или, может быть, вы сами так считаете, в 99 % случаев это значит, что вы не попадаете в ноты.

Красивое пение — это, в первую очередь, чистое интонирование. Интонирование — научный термин навыка «попадать в ноты».

Зачастую, качество и громкость звукоизвлечения уходят на второй план, можно петь как угодно громко, использовать сложные вокальные приемы, но если это все мимо нот, никто вас не будет слушать дольше 10 секунд, а если и будет, то у слушающего может серьезно испортиться настроение или даже физическое самочувствие, ему просто захочется убежать от вас.

Бывает так, что человек попадает в ноты с рождения, никто его этому не учит. Да, чистое интонирование может быть даровано от рождения. И большинство людей считает, что если «не дано, не берись».

Если честно, до того, как я начала преподавать, я тоже относилась к тем, кто считал, что попадать в ноты — это исключительно дар, который не поддается тренировке и вообще не имеет к ней отношения. Но трудолюбие моих учеников и мое искреннее желание помочь им в итоге вывели меня на очень интересные открытия и результаты, которыми я теперь хочу поделиться с вами. Чистому интонированию можно научиться! Теперь у меня в этом нет никаких сомнений! Сейчас я могу сказать совершенно точно, что попадать в ноты — это не только дар, это в том числе и навык, такой же, как вождение автомобиля, танцы, рисование и многое другое. Это не группа крови, которая дана от рождения и не меняется всю жизнь! Это навык, и его можно развивать, как и любой другой!

Среди моих учеников есть те, кого в детстве не взяли учиться в музыкальную школу, потому что они плохо попадали в ноты. Это не делает чести нашему музыкальному образованию, потому что, на мой взгляд, безусловно, легко и просто работать, когда на обучение приходит человек, нуждающийся только в коррекции уже имеющихся данных. Маленьких детей не берут в музыкальную школу, если они не могут отличить высокую ноту от низкой, повторить мелодию или прохлопать в ладоши ритм. На вокальные отделения в музыкальных учреждениях обычно берут людей, у которых голосовой аппарат уже достаточно хорошо развит, не говоря уже о навыке попадать в ноты. Парадокс состоит в том, чтобы сдать вступительные экзамены, уже нужно обладать определенными навыками, и только после того, как комиссия убедится в этом, человека берут на обучение. Тогда не понятно, чему же учат в музыкальных заведениях? Вот если бы они брали «нулевых» учеников, как говорится, без слуха и голоса, а выпускали мастеров вокала, вот тогда да, это можно было бы назвать вокальным образованием.

Что же тогда делать всем тем, кому навык «попадать в ноты» не был дан от рождения? Ведь петь так хочется! Такие люди ждут, пока они останутся одни дома или в своем автомобиле, где, уже не опасаясь опозориться, дают волю раскрытию чувств и эмоций. Но бывает, что комплекс настолько силен, что даже наедине с собой человек стесняется что-то спеть. А ведь пение — это самовыражение, самое доступное и самое индивидуальное, и это несправедливо, что многие люди лишены этого удовольствия. Но еще более несправедливо, что они считают, что это навсегда.

Эта книга написана специально для тех, кто не обладает врожденным талантом попадать в ноты, но кто бы очень хотел этому научиться. Я считаю, что возможно все, было бы желание!

Но одного желания мало. Нужны знания, нужен опыт. И это то, что я могу вам дать. Усвоив их, вы тоже сможете создавать красоту своим голосом и получать от этого невероятную радость.

Не обязательно иметь врожденный дар, но, чтобы творить, нужно сначала узнать, как.

2. Как так получилось, или история появления метода «Разумное пение»

Мир музыки увлек меня за собой очень давно, даже до того, как я научилась говорить. Когда мне был год, папа купил магнитофон, и ставил его в мою кроватку и включал музыку. Одним из первых действий, что я освоила, было нажимание кнопок «Вкл.» и «Выкл.» на этом магнитофоне. по словам мамы, я «сходила с ума» от радости, самостоятельно включая его снова и снова. Я Конечно, я этого не помню, но думаю, что данный факт из моей биографии сыграл не последнюю роль в развитии моей музыкальности, во всяком случае, сообразительности точно:) Слушать музыку и пытаться подпевать было самым большим удовольствием, а когда в возрасте пяти лет меня отдали на индивидуальные занятия вокалом, регулярное пение стало практически моей потребностью, я уже не могла представить свою жизнь без него.

Тем не менее, когда я закончила школу, не выбрала вокал или преподавание вокала как свою профессию, тогда появился другой интерес — английский язык, но петь я не переставала никогда. Вечера в общежитии под гитару, участие в разных музыкальных коллективах, а иногда и просто дома у зеркала — пение всегда сопровождало меня по жизни.

Преподаванием я занялась совершенно случайно: знакомый попросил позаниматься, и меня затянуло. Очень приятно учить кого-то делать то, что самой доставляет так много радости. Теперь ко мне приходят взрослые люди, самые разные по уровню музыкальных способностей, разные по стилю жизни, разных профессий.

Когда я начала преподавать, я с удивлением обнаружила, что помимо постановки самого голоса, его громкости, диапазона, самым большим камнем преткновения в обучении пению является фальшь. Я была искренне удивлена, как много людей лишены радости быть в гармонии с музыкой. К сожалению, из тех, кто приходит впервые учиться пению, а это уже взрослые, самодостаточные люди, более-менее попадают в ноты двое из десяти. Причем, даже те, у кого за плечами есть какой-то опыт пения или музыкальная школа, поют далеко не так чисто, как хотелось бы. Есть даже такие ученики, кто приходил ко мне после двух-трех лет индивидуальных занятий у других преподавателей по вокалу, и даже у этих учеников навык интонирования не давал возможности петь сольно без фальши. Некоторых из моих уже взрослых учеников в детстве вообще не взяли в музыкальную школу по причине плохого слуха. Все это говорит о том, что необходимо найти путь, способ, инструмент, который бы помогал этим людям научиться петь чисто, не фальшивить, чтобы и они тоже могли получать удовольствие от самого естественного для человека процесса — пения.

Метод, который я хочу предложить вам, конечно же, сформировался не сразу. На самом деле, прошел не один год, и даже не два, и не три, прежде чем я поняла, что лучше всего работает.

А началось все с одной из моих первых учениц, которую зовут Маша. Она начала обучение с большим энтузиазмом и трудолюбием: первый год посещала занятия аж даже три раза в неделю. Мы нашли с ней общий язык. Большую часть времени я, как и большинство преподавателей, тратила на развитие диапазона и громкости голоса, и в этом направлении результаты не заставили себя ждать. Мы пели распевки, тренировали песни под плюс (музыка вместе с голосом исполнителя), но как только я включала минус (музыка без голоса исполнителя), Мария «плавала» в нотах, ее пение под минус, как и пение всех фальшиво поющих людей, было похоже больше на говорение. Она очень расстраивалась, и я, конечно, тоже. Ведь это и мои усилия. Получалось, что наработанный диапазон абсолютно бесполезен без точного интонирования. Петь громко не имеет ценности, если пение фальшиво. Такая огромная работа и неужели всё зря?! Тогда еще я думала, что, наверное, я с этим ничего уже не сделаю. Мне казалось, что научить петь громко и высоко — можно, но попадать в ноты — это исключительно дарованный природой навык, и этому я научить не могу. Но Маша так расстраивалась, ей так хотелось получать удовольствие от своего пения, она так упорно продолжала заниматься и петь песни, что меня это сначала удивило, а потом вдохновило искать выход, думать, что же делать. Мне очень захотелось ей помочь, и так начался мой путь интеллектуальных открытий и поисков.