И вот тут-то мне и пригодились все мои предыдущие наработки за все годы попыток научить других «попадать в ноты». Этим попыткам не хватало только одного — умственной составляющей. Да, работа должна происходить поэтапно, не нужно набрасываться на все сразу, надо сложную мелодию делить на мелкие отрезки — и петь их только после того, как представили в голове. Да, нужно слушать музыкальное сопровождение, затем пытаться представить его в голове, только так вы его действительно услышите. Да, нужно визуализировать мелодию на бумаге, но только вместе с представлением мелодии в голове, иначе вам так и придется все время смотреть на свои подсказки и угадывать… Но, с другой стороны, без этих вспомогательных инструментов аудиовоображение натренировать невозможно, они нужны друг другу.

В ходе тренировок я стала находить многие другие закономерности, которые дополнили мой метод и сделали его еще более действенным.

И вот, наконец, получилась логичная цельная методика, которая состоит из 7 последовательно добавляемых принципов, соблюдение которых 100 % приведет вас к результату.

3. 7 принципов метода «Разумное пение»

Первый. Аудиовоображение. Вы должны уметь представить мелодию у себя в голове, петь ее про себя, запоминать ее. Без мысли о том, ЧТО надо спеть, вы никогда не сможете спеть то, что нужно. Этому принципу подчиняются все виды искусства и мастерства. Сначала что-то ЗАДУМЫВАЕТСЯ и только потом ВОПЛОЩАЕТСЯ.

Второй. Мелодия и звуковые сочетания. Представлять в голове нужно не все подряд, а короткие устойчивые звуковые сочетания, из которых состоят мелодии всех песен. Эти звуковые сочетания являются маленькими мелодиями. Сначала нужно учиться петь короткие мелодии и лишь со временем переходить к более длинным. Темп мелодий должен быть медленный. Мелодии могут быть веселыми, а могут быть грустными, и нужно уметь отличать на слух веселые мелодии от грустных и петь их.

Третий. Визуальный контакт. Визуальное представление мелодии — обязательный вспомогательный инструмент при обучении интонированию. Невидимые звуковые объекты должны стать видимыми, тогда движение мелодии станет более наглядным и понятным.

Четвертый. Человеческий голос. Разучивание устойчивых звуковых сочетаний должно происходить вместе с другим человеческим голосом, который хорошо попадает в ноты и за которым вам нужно повторять. Повторение мелодии за музыкальным инструментом может не дать вам хороших результатов, потому что мелодия, сыгранная на музыкальном инструменте, распознается человеческим ухом гораздо хуже. Начать нужно с того, что вам знакомо, а человеческий голос — это самый простой тембр, который легко воспринимается людьми, именно он самый понятный проводник между вами и миром звуков.

Пятый. Музыкальное сопровождение и аккорды. Чтобы чисто петь под музыкальное сопровождение, нужно уметь представлять его в голове, в этом случае вы действительно услышите музыку, и тогда петь с музыкой будет легко. Музыкальное сопровождение состоит из аккордов, определенных звуковых сочетаний, которые, как и мелодии, могут быть веселыми, а могут быть грустными. Нужно уметь отличать на слух веселые аккорды от грустных. Распознав веселый аккорд, вы сможете спеть под него веселую мелодию, то же самое и с грустными аккордами! И тогда ваше пение будет сочетаться с музыкой!

Еще одно важное условие на начальном этапе: музыкальное сопровождение должно быть максимально простым, с минимальным количеством инструментов.

Шестой. Мычание и текст. Все мелодии сначала должны разбираться на простом мычании, но затем обязательно эту же мелодию нужно спеть с текстом. Мычание нужно для того, чтобы четко уловить мелодию, которую иногда не слышно за активной артикуляцией, к тому же, смысловая нагрузка текста часто отвлекает от мелодии. А разобравшись с мелодией на мычании, нужно «вложить» текст в мелодию, сохранив все ее нюансы. И вот результат — вы поете песню!

Седьмой. Пение под плюс и под минус. Обязательный и очень важный завершающий этап! Пение мелодий только под музыкальное сопровождение, без вспомогательного пропевания мелодии другим голосом, то есть, под минус. Пение под плюс, то есть, вместе с человеческим голосом — это промежуточный вспомогательный этап, от которого со временем нужно отказаться, чтобы научиться петь самостоятельно. А самостоятельно чисто петь мелодию можно только в том случае, если вы можете представить ее в голове.

Каждый принцип дополняет другой, метод максимально эффективен, когда включены все его составляющие, что формируют единую работающую систему. Соблюдение всех правил и очередности их выполнения обеспечит вам безболезненное поэтапное обучение, без распыления на второстепенные аспекты. А теперь об этом всем по порядку.

4. Принцип первый. Аудиовоображение

4.1 Аудиовоображение

Итак, почему же одни люди попадают в ноты, а другие — нет, или почему одним это удается лучше, чем другим?

Вы, наверняка, слышали такие термины, как музыкальный слух, внутренний слух, относительный слух, слуховая память. Анализируя информацию, которой я обладаю сейчас, я прихожу к выводу, что всё это части одной и той же способности, связанной с тем, что человеческий мозг может представлять не только визуальные картинки, но и звуки. Великие композиторы писали свои симфонии, предварительно представляя звучание всего оркестра у себя в голове. Но не обязательно быть гением, чтобы уметь представить звук в голове. Отвлекитесь на несколько секунд и вспомните, как говорит ваш близкий человек, мама, папа, друг, вы можете вспомнить и интонацию, и некоторые характерные для человека фразы. Получилось? Если да, то это значит, что у вас есть музыкальные способности. Как же это связано со способностью попадать в ноты? Давайте разберемся по порядку.

Прежде всего, нужно разделять внешний, физический слух и внутренний слух. Первым обладают все, у кого есть уши, кто не глухой физически, то есть подавляющее большинство людей. Внутренний слух — это то, как вы можете слышать звуки про себя, внутренне пропевать мелодию, фразу или слово, «вспоминать звук». Я назвала эту способность аудиовоображением. Эта способность включает в себя не только запоминание звуковысотного расположения звуков, но и тембральные характеристики этих звуков, и их ритмический рисунок. Можно было бы назвать это просто слуховой памятью, но, по моим ощущениям, память не совсем верное слово, потому что помимо того, что надо запомнить, надо почувствовать, надо пропустить то, что вы слышите, через тело, надо представить звуковой образ в голове. И, на мой взгляд, воображение здесь более точное слово.

В идеале, чтобы чисто спеть мелодию, нужно, чтобы то, что вы слышите ушами, внешним слухом, отразилось, запечатлелось у вас в голове. Только после того, как вы точно представили мелодию, вы сможете спеть ее чисто. Попытки попасть в ноту, не услышав ее про себя, похожи на тыканье пальцем в небо, пение наобум, как правило, фальшивое. Если человек не слышит мелодию про себя, он никогда не сможет воспроизвести ее без фальши. Этим, например, отличается выученная мелодия от невыученной: выученная — уже есть у вас в голове, вы ее запомнили, поэтому вы можете ее воспроизвести, а той мелодии, которую вы не запомнили, вы воспроизвести не сможете.

Почему же именно аудиовоображение помогает точно воспроизводить мелодию с помощью голоса? Как это связано с самим голосом и издаваемыми им звуками? Давайте посмотрим, что такое голосовой аппарат и как он функционирует.

Самое главное в голосовом аппарате — это голосовые связки. Именно с их помощью мы издаем звуки. Голосовые связки находятся в гортани. Посмотрите на фотографии. На них представлен вид сверху. Для образования звука выдыхаемый воздух проходит через связки. При этом связки за счет околосвязочных мышц соединяются или, как говорят, смыкаются, и растягиваются. На низких нотах связки короткие и толстые; чем выше нота, тем тоньше и длиннее связки. Это как струны на гитаре — чем толще струна, тем более басовый звук и наоборот, чем тоньше струна, тем звук выше, тоньше.

Низкая нота Высокая нота


Определенному звуку соответствует определенное натяжение связок. Благодаря тому, что мозг посылает сигнал — издать звук определенной высоты, связки слушаются и растягиваются так, чтобы вы издали именно этот звук! Это называется координация внешнего, физического слуха с голосом, или точнее, со связками.

Соответственно, бывает слух, координированный с голосом, а бывает слух, не скоординированный с голосом. Как вы можете догадаться, фальшиво поет тот, у кого внешний слух не скоординирован с голосом. Это значит, что человек пытается спеть мелодию, предварительно не представив ее в голове. Он пропускает важный шаг и тыкает пальцем в небо. Без представления мелодии в голове ваши связки не понимают, что вы от них хотите! Можно сказать, что аудиовоображение — это мысль, которая связывает ваше тело и звучащий мир. Попытку спеть ноту, не представляя ее в голове, можно сравнить с попыткой станцевать танец, движения которого вы не знаете или не помните. Может быть, какое-то движение вы и угадаете, но это будет именно угадывание, а не точное повторение движений.



То же самое и в пении: не отобразив мелодию про себя, вы ее никогда не споете. Напротив, слух, скоординированный с голосом — это внешний слух, который связан с голосовыми связками за счет аудиовоображения, мысли, способности петь про себя.

Именно поэтому я назвала свой метод «разумное пение»: чистое пение всегда связано с нашей способностью «мыслить звуки» в голове.

4.2 Проверка теории на прочность

Когда все эти мысли пришли ко мне в голову, я решила проверить их с научной точки зрения. Я обратилась к фонопеду отделения фониатрии Научно-клинического центра оториноларингологии ФМБА России Барабанову Родиону Евгеньевичу и попросила его помочь мне провести опыт, в котором участвовала я и моя ученица, Аня, мы только-только начали заниматься, и у нее плохо получалось попадать в ноты. Нам обеим сделали эндоскопию голосовых связок. Это такая процедура, когда через носовое отверстие внутрь горла засовывают тоненькую трубку, на конце которой имеется маленькая камера с фонариком. При этом, на отдельном большом экране выводится видео того, что снимается камерой. Человеку дается задание издать какой-то звук, и все, что происходит в горле, отображается на экране.

Я разделила наш опыт на две части. В первой я предложила нам по очереди спеть что-то простое — произнести вслух звук «у». Сначала это сделала Аня, и на экране отобразилось, как смыкаются ее связки. Затем она произнесла этот же звук про себя, представила его в голове, но не издала ни звука, и связки снова сомкнулись точно так же, как они это делали, когда она произносила звук вслух! Уже на этом этапе стало ясно, что связки вовлекаются в работу только от одного мозгового импульса!

Затем то же самое сделала я: протяжно произнесла тот же звук «у» вслух, затем про себя. И у меня получилось все точно так же, как у Ани: в обоих случаях связки сработали одинаково!

Во второй части опыта я предложила по очереди спеть про себя кусочек довольно сложной мелодии, которая нам с Аней обеим была хорошо знакома. Мы взяли песню группы «Мельница» «Дорога сна». Мелодия этой песни довольно непростая, витиеватая и быстрая. И вживую Аня поет ее достаточно фальшиво, а я — чисто.

В этой части опыта мы условились просто слушать песню, но так, чтобы в первой части активно представлять мелодию в голове, а во второй части слушать мелодию пассивно, как фон.


Конец ознакомительного фрагмента

Если книга вам понравилась, вы можете купить полную книгу и продолжить читать.