Элен Лангер

Осознанность

...

«Прозрения Эллен Лангер затрагивают всякую сферу человеческих дерзаний, к которой, далеко не в последнюю очередь, относится моя собственная».

— Атул Гаванде, доктор медицинских наук, автор книги «Осложнения», Гарвардская медицинская школа
...

«Каждый из нас, кто пишет книги по психологии для широкой аудитории, знает, что мы стоим на плечах гигантов, а Эллен Лангер — один из них».

— Малкольм Гладуэлл, автор книги «Озарение»
...

«В истории психологии никто не сделал больше, чем Лангер, когда она показала нам, как осознанность может влиять на наше здоровье и счастье».

— Филип Зимбардо, Стэнфордский университет, автор книги «Как побороть застенчивость»
...

«Исследования Лангер изменили внешний облик психологии. Лангер внесла в нашу повседневную жизнь древнее эзотерическое понятие, таящее неограниченные возможности для здоровья, обучения и человеческого благополучия. Практические результаты исследования не заставили себя ждать. Более того, ей улыбнулся космос».

— Даниэль Ариэли, Дьюкский университет, автор книги «Предсказуемо иррациональный»
...

«Эллен Лангер неизменно опережает свое время, и современная нейронаука подтвердила ее настойчивость и готовность бросить вызов ортодоксальным взглядам, ее внимательность к вариативным изменениям в пределах возрастных групп, ее скрупулезные исследования хоровода, в котором кружатся сознание и тело, а также ее альтернативные подходы к регенерации и исцелению. Я наблюдаю за ее работой с неослабным вниманием».

— Брюс Прайс, доктор медицинских наук, Гарвардская медицинская школа
...

«Знаковая работа в области социальной психологии».

— «Буклист»
...

«Просто невозможно не дочитать эту книгу и не взглянуть на мир другими глазами».

— Алан Дершовиц, Гарвардская школа права
...

«Эпохальная работа Лангер об осознанном поведении серьезно повлияет на безопасность авиаперевозок и дальнейшее распределение обязанностей людей и машин».

— Клей Фоуши, главный научный и технический консультант Федерального бюро авиации
...

«Жизнеутверждающая альтернатива, противоядие от пассивных, реакционных и скучных стереотипов. А из-за них лучшие из нас увязают в жизни, которой даже не живут. Лангер дает научное обоснование захватывающему и недооцененному явлению. Эта книга заставляет мыслить. Она достойна самой широкой аудитории».

— «Киркус Ревьюз»
...

«Очень провокационно, с точки зрения студентов. Эту книгу нельзя читать неосознанно».

— Роберт Абельсон, Йельский университет
...

«Смелые и ошеломляющие выводы из открытий Лангер застанут врасплох даже тех профессиональных коллег, которые восхищаются ее творческими и новаторскими исследованиями на протяжении многих лет».

— Дэрил Бем, Корнелльский университет
...

«Лангер не только призывает нас стремиться к пределам неиспользуемых ресурсов человеческого организма, она показывает путь к ним».

— Пауль Бэлтс, Институт развития личности имени Макса Планка, Берлин
...

«Просветитель, домохозяйка, бизнесмен, психиатр, альтернативно одаренный или нормальный человек, молодой или старый — каждый из вас найдет в этой книге нечто для себя».

— «Деф Коммьюнити Ньюс»
...

«Лангер демонстрирует редкое умение видеть экстраординарное в человеческой жизни и предвидеть еще более жизнеутверждающие возможности человека».

— Ли Росс, Стэнфордский университет
...

«Читая эти страницы, вспоминаешь „Психопатологию обыденной жизни“ Фрейда и „Банальность зла“ Ханны Арендт. Как и эти новаторские книги, этот труд „натурализует“ проклятие человеческого рода — в данном случае житейскую практическую глупость, — но теперь она не просто ясна, ее можно изменить».

— Джером Брунер, автор книги «Реальные умы, возможные миры»

Посвящается моей матери и бабушке


Предисловие к 25-й годовщине издания

В 1970-е годы, когда социальная психология переживала так называемую когнитивную революцию и изучала категории человеческого мышления, мне сделалось любопытно: думают ли люди вообще? После многолетних исследований я наткнулась на обескураживающий ответ: «НЕТ». Неосознанность вездесуща. Действительно, я уверена, что прямым или косвенным виновником едва ли не всех наших проблем — личных, межличностных, профессиональных и социетальных — является неосознанность. В имеющейся социально-психологической литературе по проблеме фиксирования установки показано, как часто некоторые стимулы внешней среды, о которых мы даже не догадываемся, влекут за собой определенные реакции. Наши эмоции, намерения и цели могут порождаться минимальной побудительной причиной извне, считай, что без участия познавательных процессов. Может быть, нам только потому не нравятся этот мужчина или эта женщина, что им выпало несчастье оказаться тезками того, кого мы невзлюбили однажды. Сами того не подозревая, мы подражаем другим и поэтому в своем механическом поведении невольно выбираем тех незнакомых людей, с которыми однажды работали над общей задачей. Более того, шаблонному мышлению посвящена обширная литература, в которой показано, что такие единичные стимулы, как пол или раса, могут спровоцировать целый ряд гипотез и бросить тень на очевидные факты, которые утверждают обратное. Эти исследования и мириад им подобных показывают, что люди не столько активно, сколько пассивно реагируют на стимулы внешней среды.

Однако сейчас наша восприимчивость к осознанности и противодействие ей широко распространены в обществе. С момента первой публикации книги прошло двадцать пять лет, и сегодня трудно найти журнал или радиостанцию, где не говорили бы об осознанности. И хотя я уверена, что нам предстоит долгий путь, я думаю, что мы оказались в гуще событий, которые ознаменуют переворот в нашем сознании.

Последние сорок лет я пытаюсь внести посильный вклад в этот переворот. Опираясь на исследования, изложенные в первом издании «Осознанности», я изучила это понятие в новом контексте, таком как научение, творческий потенциал и здоровье. Одно из исследований первого издания вызвало множество подражаний. Это экспериментальный ретрит, где воссоздаются времена прошлого. Аналогичные ретриты, которые должны продемонстрировать возрастание как физических, так и умственных способностей, сегодня проводятся в Англии, Южной Корее и Голландии. Положительные результаты вдохновили меня, и поэтому я уверена, что раз предлагаю этот ретрит, то он обязан пойти на пользу взрослым всех возрастов (в настоящее время известен как «эксперимент обратных часов», см. langermindfulnessinstitute.com). Также мы изучили, как аналогичные ретриты влияют на женщин с раком груди и ветеранов, которые прошли Ирак и Афганистан и страдают от посттравматического стрессового расстройства. Как только мы убедимся, что наши методы обоснованны, то сразу же представим их на суд широкой аудитории.

Тем временем эксперимент в доме престарелых, который я проводила вместе с Джудит Родин, — где люди принимали осознанные решения и заботились о своих растениях — помог сиделкам разобраться в замысловатом научном исследовании теории «сознание-тело», хотя в эксперименте «обратные часы» проверяется еще более сложная теория «сознание/тело». Здесь я не просто выясняла вопрос, действительно ли сознание оказывает колоссальное влияние на тело. Вернее, я засомневалась: может ли исследование привести к сколь-либо полезным открытиям, если мы представим себе, что сознание и тело едины? В самом деле: где сознание, там и тело. Если сознание знает, что оно здорово, здоровым будет и тело. Это исследование проливает свет как на эффект плацебо, так и на непосредственные ремиссии.

Недавний эксперимент, где проверяется эта теория единства сознания и тела, — так называемый эксперимент горничной — включает женщин, которые ежедневно занимаются тяжелым физическим трудом. Когда их спрашивали, занимаются ли они спортом, они утверждали, что нет. Мы предложили половине группы относиться к своей работе как к физическому упражнению, скажем, как к тренировке в спортзале. Например, им говорили, что, заправляя кровати, они могут представить себе, что упражняются на тренажерах. Все прочее оставалось по-прежнему. В итоге, так как изменилась психологическая установка экспериментальной группы, но не контрольной группы, горничные постройнели, уменьшился объем талии и бедер, индекс массы тела и артериальное давление — и все только потому, что теперь, выполняя свою работу, женщины представляли себе, что занимаются спортом.

В другом эксперименте этого единства сознания и тела была затронута проблема остроты зрения. Я решила изучить этот вопрос, тем более что в первоначальном эксперименте «обратных часов» у пожилых людей улучшалось зрение. Во врачебном кабинете мы проверяли его остроту, читая строчки на таблице сверху вниз. Многие из нас не догадываются, что читая строчки сверху вниз, они подсознательно боятся, что очень скоро не разглядят букв. Желая проверить, действительно ли эти ожидания влияют на качество нашего зрения, мы перевернули таблицу. Теперь мы читали буквы сверху вниз, но они увеличивались, и мы подсознательно надеялись, что очень скоро сможем их различить. Поскольку наши ожидания переменились, мы пришли к выводу, что участники эксперимента смогут различить буквы точнее, чем прежде. Кроме того, зная о том, что многие подсознательно боятся не различить две трети строчек в стандартной таблице, мы разработали другую таблицу. В отличие от стандартной таблицы, две трети строчек сверху состояли из более маленьких букв, а треть строчек снизу состояла из более крупных букв. Опять-таки участники эксперимента смогли прочитать больше букв, чем прежде.