— Если так посмотреть, то любое животное становится взрослым, когда готово вести самостоятельную жизнь. Пищу добывать, охотиться, защищаться от врагов, детей производить и заботиться о них. Ведь так? Вот и у человека примерно так же. Пока не вырос, ты не можешь жить без родителей. Профессию нужно получить как минимум. Деньги начать зарабатывать.

— А как вырос, папа с мамой провожают тебя во взрослую жизнь. Всё, детство кончилось. Сплю и вижу, когда этот момент случится, — недовольно пробурчал Даня, но тут же заметил: — Мы растём так долго, чтобы успеть хоть чему-то научиться, пока тебя не отправили жить одного.

Ребята рассмеялись, а Вероника шутливо сказала:

— Люди стали дольше жить, поэтому разрешили себе подольше быть детьми. Играть, веселиться и ни о чём не думать.

Потом добавила грустным голосом:

— Хотя жизнь тоже стала сложнее, на подготовку нужно время. Наверное, поэтому.

Я включилась в обсуждение:

— Каждый из вас прав. В сумме у нас получается следующее. Человек дольше растёт физически. Так и есть. Наше тело должно полностью сформироваться, а это происходит даже не в восемнадцать лет. В среднем ближе к двадцати годам. По крайне мере так говорят физиологи. Кстати, психологи вторят им в этом вопросе. Считается, что первый взрослый возрастной кризис мы тоже проходим на отрезке от двадцати до двадцати двух лет.

Сделав небольшую паузу, я продолжила:

— Даша верно отметила, что наш мозг тоже не сразу готов быть взрослым. Его созревание происходит постепенно. Год за годом включаются в работу разные его области, отвечающие за нужные нам функции. В раннем возрасте — моторика, зрение и ощущения. Затем подключается речевая функция и мелкая моторика. Ещё чуть позже — логика, продуктивность, обучаемость и абстрактное мышление. В последнюю очередь созревает префронтальная кора, которая отвечает за нашу рассудительность. По факту наш мозг физически вырастает ближе к тем же двадцати годам. Конечно, мы развиваем его возможности и дальше. Но это уже другая история.

Затихнув, участники группы внимательно следили за ходом моих рассуждений.

— В этом смысле нам нужно время, чтобы не только научиться говорить и общаться, но и думать. Уметь воспринимать информацию, анализировать и рассуждать. Кстати, управлять эмоциями тоже. Плюс заботиться о самом себе, чтобы без родителей обходиться. Получить профессию. И так далее. Как вы все верно заметили, подготовиться, — подтвердила я мысли ребят.

Они в свою очередь пытались понять, к чему я клоню. Всё это вроде бы и так очевидные факты. В глазах читался интерес, куда я выведу наш разговор.

— Если всё это сложить, то наше детство из беззаботного времени превращается в длинный период подготовки ко взрослой жизни. Или нет? — закончила я.



— Ничего себе поворот! — возмутился Даня. — Отказываюсь взрослеть, не хочу никаких подготовок. Взрослой жизни тоже не хочу. Объявляю бунт!

— Ладно, Даня, не расстраивайся так. Детство закончилось в пять лет. Мы не дети давно, — воскликнула Алиса. — Может, во взрослой жизни тоже интересно. По крайней мере она в четыре раза длиннее. Представь, ты прожил восемнадцать лет, а потом будешь жить ещё четыре раза по столько же. Целых семьдесят два года взрослой жизни. Примерно. Я не против подготовиться как следует.

Математический довод Алисы застал всех врасплох. Ребята задумались.

Спорить с цифрами было сложно.



Паузу прервал Даня:

— Алиса, умеешь ты уговаривать. Согласен. Готовьте меня, только не переварите. Я и так вредный, буду ещё и жёсткий.

— Меня тоже, — с улыбкой подключился Никита. — Родители каждый день пристают со своим «готовься». Всё готовят меня и готовят. Я же не пельмени.

Ребята рассмеялись. Ассоциация с приготовлением кулинарных шедевров их развеселила. Они стали придумывать, каким блюдом не хотят быть. Посыпались разные идеи и шутки.

Когда веселье стихло, я продолжила:

— Интересный аргумент предложила нам Алиса. Мне тоже хочется с ним согласиться. Давайте порассуждаем. А к чему нужно готовиться? Главное, зачем? Ведь я только предположила про подготовку.

— К трудностям взрослой жизни, — сразу откликнулся Никита. — Так родители говорят.

— Не думаю, что взрослая жизнь состоит из одних трудностей, — возразила Вероника серьёзным тоном. — Если так рассуждать, то, как Даня, вообще не захочешь взрослеть. Жизнь на детстве не заканчивается. Если ты взрослый, то можешь также заниматься интересными делами. Хобби, увлечения, путешествия, общение с друзьями, своя семья и дети. Выбирай, что хочешь. Никто не скажет: «Так нельзя!» Что хочешь, то и делай. Полная свобода.



— Согласна, — понравилась Даше мысль Вероники. — У взрослых больше возможностей. Они сами решают, чем заниматься. Поэтому их жизнь интереснее. Да, нужно на работу ходить. Ну и что? Может, это и скучно, а в школе разве весело? В конце концов, профессию можно выбрать, чтобы нравилась. И живи себе в своё удовольствие. Что тут плохого?



— Убедили, контроль уже надоел, — вздохнул Никита. — Иметь возможности тоже неплохо. Я не против пройти подготовку. Наверное, лет пять у меня есть. Елена, так к чему готовиться нужно?

Мне хотелось, чтобы ребята сами пришли к этому ответу. Но я понимала, что пока большого опыта в этом вопросе у них нет. Поэтому решила изменить свой курс:

— Если хотите, я поделюсь своими мыслями. Потом обсудим, с чем вы согласны, а с чем нет. Как вам такая идея?

Конец ознакомительного фрагмента

Если книга вам понравилась, вы можете купить полную книгу и продолжить читать.