— Но ведь это наша действительность. Мы проигрываем. Это очевидно. Во что тут верить?..

— В любовь, — улыбнулся Элгараан. Айлен посмотрел на него как на безумца. При чем здесь любовь до темных тварей, что убивают Изумрудную долину? Верховный жрец улыбнулся ещё шире и решил пояснить, указывая рукой в сторону эльфов у костра: — Посмотри на них. В сердце каждого живет любовь. К родителям, к жене, к ребенку, к родине… За это они сражаются. Это заставляет их подниматься раз за разом. Вера в то, что если они сдадутся, то их близкие погибнут. — Он посмотрел на Айлена. — Моя задача, как и твоя, вдохновлять их в минуты отчаяния. Напоминать о том, что им есть ради чего жить. И чтобы ты о себе не думал, без тебя половины этих людей могло бы и не быть. Великие силы не просто так привели тебя на эту должность.

— Вдохновлять… — грустно усмехнулся Айлен. — А где взять вдохновение мне, чтобы быть опорой для них?

— А где ты брал его раньше? — улыбнулся он.

— Да нигде, — насмешливо фыркнул Главнокомандующий, — я просто жил и делал, как считал уместным.

Элгараан хлопнул его по плечу.

— Вот и продолжай так делать. А теперь есть и спать.

— Не командуй мне, — проворчал Айлен, хмурясь.

— Я Верховный жрец, имею право.

— А я Главнокомандующий армией эльфов и не обязан подчиняться приказам.

— Вот и порешали, — засмеялся Элгараан.

Айлен с изумлением понял, что попался в ловушку жреца. Все мысли о том, чтобы бросить неблагодарное дело руководством армией, искроены, а прежний настрой и желание задать жару мерзким рептилиям вернулся. Золотоволосый эльф осуждающе покачал головой и решительно взял ложку и миску с положенной ему едой. Тяжко вздохнул, примеряясь. Так… немного сместить угол с поправкой на восприятие… и… готово! Он победно вскинул руку с пустой ложкой. Элгараан при виде этого громко засмеялся. Айлен горделиво расправил плечи и окинул взглядом, полным наигранного превосходства, а затем решительным жестом снова зачерпнул еду…

* * *

Сареи — город созидания. В нем находится главный храм Великих сил, множественные алтари и место силы. Сареи это также город-лес, город-покой. Жителей в нем было не так много, как в остальных крупных населенных пунктах Изумрудной долины, здесь разрешалось жить лишь избранным. Расположенный в самом центре долины, он не нуждался в защите, поэтому высоких стен и каких-либо других военных составляющих не имел. Элгараан понимал, что, возможно, решение переместить всё уцелевшее население долины сюда было не самым разумным, но оставить город на осквернение созданиям тьмы не мог. Святыни должны быть неприкосновенны.

Изменения все увидели, ещё не достигая условных границ города. Активно велось строительство оградительного забора с острыми частыми кольями. На стройке кипела жизнь. Много эльфов трудилось, шумно переговариваясь. Оставшиеся в городе маги в возведении заграждения не участвовали, а равномерно распределились по всему периметру и следили за простирающимся лесом.

Гордость за свой народ смешалась с грустью. Так не должно быть. Изумрудная долина мирное место, а не площадка для боя. Элгараан обвел всех глазами, ища сестру: знал, что она не будет в стороне, так и вышло. Веланна вместе с другими женщинами стояла подле мужчин и помогала по мере возможности: подавала, придерживала, подносила нетяжелые предметы. Платья, которые она любила и часто меняла, сменила на мужское облачение. Штаны и короткая туника теперь облегали её точеную фигурку. Было ещё одно новшество. Оружие: короткие узкие мечи. Элгараан присмотрелся. Все эльфы, что находились сейчас вне города, носили оружие. Скорее всего, распоряжение Веланны. Как и строительство забора, это было ещё одно мудрое решение.

Элгараан услышал шумный выдох восхищения Айлена и улыбнулся: Главнокомандующий тоже увидел, как хороша Веланна в мужской одежде и как красиво её по-деловому серьезное лицо.

Маги, охраняющие эльфов на стройке, первыми заметили отряд Верховного жреца. Крикнули что-то Веланне. Все прекратили работу и в нетерпении стали дожидаться приближения вернувшихся.

Элгараан, да и остальные спешились, стремясь как можно скорее почувствовать благодать родной земли. Веланна поспешила вперед, счастливо улыбаясь брату.

— Всё в порядке? — сразу же поинтересовался Элгараан, обнимая сестру.

— Потом расскажу. Ты цел? — она обеспокоенно пробежалась по нему взглядом, а когда тот кивнул, взволнованно спросила: — Айлен?..

Элгараан осмотрелся. Главнокомандующего нигде не было видно. Очевидно, воспользовался неразберихой и толпой и скрылся. Разочарованный возглас сдержал. Мальчишка… Прятаться вздумал…

— Жив… Был здесь… Наверное, просто разминулись, — ответил он, а увидев, как опечалился её взгляд, разозлился, но что-то пояснять иное не стал — сами разберутся. Или нет? — Веланна давай через пару часов в мой кабинет, я хочу услышать, что здесь было.

Эльфийка кивнула, и Элгараан стал пробираться сквозь толпу, собравшуюся поприветствовать прибывших. Завидев своего юного помощника, окликнул, а когда тот, счастливый, подбежал, сразу же принимаясь кланяться, произнес:

— Сараан, найди Главнокомандующего и передай ему, что я жду его в кабинете через два часа. Будем обсуждать дальнейший план действий, — и довольный собой направился в город.

* * *

Просторная комната с куполообразным потолком обняла его тишиной и уютом. Сквозь разноцветные витражи пробивался неяркий послеполуденный свет, неся с собой умиротворение. Многочисленные книги, хранившие вековую историю и воспоминания как предыдущих Верховных жрецов Изумрудной долины, так и самого Элгараана, приветствовали едва уловимой энергией времени и запечатанной там магии слов. Несмотря на длительное отсутствие хозяина, помещение встретило свежестью. Верховный жрец улыбнулся, понимая, кого следует благодарить. Сараан с первых дней своего назначения стал незаменимым помощником. Словно почувствовав, что о нем вспомнили, юный эльф постучал и, получив ответ, заглянул в кабинет.

— Я передал ваше послание Главнокомандующему, но… — парнишка замялся, подбирая слова, боясь вызвать неудовольствие Элгараана. Верховный жрец ободряюще кивнул ему, и тогда Сараан несмело пробубнил, смотря в пол: — Но он выразил желание отдохнуть и просил передать, что не придёт.

— Так прямо и сказал? — Элгараан постарался сдержать ухмылку и сохранить тон размеренным.

Щеки Сараана ярко вспыхнули от воспоминания, проговорил он тихо и смущенно:

— Главнокомандующий Анорортад был… более эмоциональный при ответе, но… думаю, смысл я понял верно.

Элгараан поджал губы и отвернулся, пряча насмешку в глазах. Мог себе представить набор слов в том «эмоциональном ответе» Айлена.

— Простите, — осмелился снова заговорить Сараан, — может, подать чаю?

— Да, пожалуйста, зеленый.

— На сколько персон?

— На три.

Мальчишка поспешил удалиться. Элгараан поднялся на второй этаж по винтовой лестнице, расположенной в самой комнате, и принялся медленно прогуливаться, периодически останавливаясь у окон и рассматривая красоту природы по ту сторону стекла. Длинные полы светлой мантии, которую Элгараан надел после принятия ванны, приятно отягощали весом тело, создавая на душе покой, напоминая, что он снова просто созидатель, а не воин.

— Раан? Ты здесь? — раздался звонкий голос сестры, а вскоре показалась и сама она, бесшумно прошедшая внутрь.

Элгараан хотел отозваться, как дверь с грохотом распахнулась и ворвался, словно золотистый смерч, Айлен.

— Что такого срочного мы должны обсудить, чего не могли обсу… — раздраженно выпалил эльф, но осекся, увидев Веланну. Он резко развернулся, собираясь сбежать, но девушка поспешно его окликнула:

— Айлен!

Он напряженно замер, так и оставшись стоять спиной к ней. Повернуться был не в силах, но уйти не мог.

— Рада видеть тебя в добром здравии… — настороженно произнесла эльфийка, делая несколько шагов в его сторону.

Айлен почувствовал её приближение и молча направился на выход, так и не обернувшись.

— Айлен! — громко окликнул его Элгараан, подходя к перилам и смотря вниз, обозначая своё присутствие. — Я позвал тебя, как Главнокомандующего, обсудить дальнейший план действий.

Грудь Айлена гневно поднималась, выдавая сдерживаемые эмоции. Он снова замер, раздумывая пару секунд, а потом резко повернулся, устремляя взгляд, полный злости, на Верховного жреца. Веланна испуганно ахнула при виде его изуродованного лица, чем вызвала гримасу боли у Айлена, как будто её возглас нанес физический урон.

— Если мы собрались обсудить стратегию, то что здесь делает твоя сестра?! — холодно произнес он.

— Она поведает нам о недавних событиях, — спокойно ответил Элгараан, спускаясь, — кроме того, она теперь единственный представитель Совета и будет присутствовать на всех совещаниях. Прошу к столу.

— Не нужно говорить обо мне так, словно меня здесь нет, — сердито сказала Веланна. — Я не просилась на эту роль, и с удовольствием предоставлю право столь бравым и смелым воинам самостоятельно решать судьбу Изумрудной долины.

Девушка откинула свои рыжие волосы назад, горделиво приподняла подбородок, расправила плечи и направилась к выходу, но Элгараан успел перехватить её и удержать за руку.