Вы — это то, что вы едите, и то, что вы чувствуете. Вы не получите ремиссию, просто-напросто подобрав правильную еду, но если питаться неправильно, депрессию можно спровоцировать, и уж точно соблюдение правильно подобранной диеты является хорошей профилактикой рецидивов. Сахар и углеводы усиливают абсорбцию триптофана в мозге, при этом повышается серотонин. Витамин В6, которым богаты злаки и морепродукты, участвует в синтезе серотонина; низкий уровень В6 может привести к депрессии. Низкий холестерин связан с депрессивными симптомами. Исследования не проводились, но, похоже, омары и шоколадный мусс сильно улучшают душевное состояние. «Зацикленность ХХ века на физиологически здоровом питании, — замечает Уотсон, — возможно, сделала его психологически нездоровым». Синтез дофамина также зависит от витаминов группы В, особенно В12 (содержится в рыбе и молочных продуктах), фолиевой кислоты (содержится в телячьей печени и брокколи), а еще магния (содержится в треске, скумбрии и пророщенной пшенице). У людей в депрессии часто снижено содержание цинка (его нужно искать в устрицах, цикории, спарже, индейке, редисе), витамина В3(в яйцах, пивных дрожжах, птице) и хрома — все три элемента необходимы для лечения депрессии. Низкий уровень цинка особенно тесно связан с послеродовой депрессией, так как все запасы цинка будущей матери уходят плоду в самом конце беременности. Дополнительные дозы цинка могут поднять настроение. Широко распространена теория, что жители Средиземноморья реже болеют депрессией, потому что употребляют много оливкового масла, богатого витаминами группы В и повышающего уровень жирных кислот класса омега-3 в организме. Свидетельств тому, что жирные кислоты класса омега-3 поднимают настроение, очень много [О влиянии рыбьего жира и жирных кислот Омега-3 на симптомы депрессии см.: Дж. Р. Калабрезе и др. (J. R. Calabrese et al.) «Fish Oils and Bipolar Disorder» (Archives of General Psychiatry 56, 1999).].

Но если эти продукты питания могут защитить от депрессии, то другие вполне способны ее спровоцировать. «Многие европейцы страдают аллергией на пшеницу, а многие американцы — на кукурузу», — объясняет Вики Эджсон, автор книги «Доктор Пища» (The Food Doctor). — Пищевые аллергии могут запустить депрессию. Эти простые продукты превращаются в токсины для мозга, а они — первопричина всех психических расстройств». У многих людей симптомы депрессии появляются из-за истощения надпочечников вследствие неумеренного потребления сахара и углеводов. «Если уровень сахара в крови у вас сильно колеблется, несколько раз повышаясь и понижаясь в течение дня, а это немедленная реакция на сладкое и всякие чипсы, могут возникнуть нарушения сна. А это не просто мешает справляться с проблемами, но снижает терпимость к другим людям. Люди с этим синдромом постоянно чувствуют усталость, теряют половое влечение, у них постоянно что-то болит. Весь их организм испытывает разрушительный стресс». У некоторых развиваются болезни желудка, что ведет к общему физическому спаду. «Люди в депрессии обманывают себя, думая, что кофе дает энергию, — добавляет Эджсон, — на самом деле кофе снижает энергию и стимулирует тревожность». Алкоголь, конечно, тоже наносит вред организму. «Иногда, — продолжает Эджсон, — депрессия становится способом, которым организм сообщает вам, что пора перестать над ним издеваться; она показывает, что внутри начался распад».


Роберт Пост из Национального института психического здоровья развивает множественную транскраниальную магнитную стимуляцию, в которой стимулирует обмен веществ с помощью энергии магнитного поля (почти как при ЭСТ, только менее интенсивно). Современные технологии позволяют фокусировать и концентрировать магнитное поле, направляя мощный импульс в мозг. Если для того чтобы пройти через череп и мягкие ткани, нужен электрический ток высокого напряжения, то магнитное поле проникает сквозь них легко. Поэтому ЭСТ вызывает спазм мозга, а rTMS — нет [Для TMS и rTMS характерны как низкая эффективность, так и высокая частота рецидивов. Общее введение в процесс, теорию и методику транскраниальной магнитной стимуляции см.: Эрик Холландер (Eric Hollander) «TMS» (CNS Spectrums 2, No. 1, 1997). Более научную и подкрепленную экспериментально информацию см.: У. Дж. Триггс и др. (W. J. Triggs et al.) «Effects of Left Frontal Transcranial Magnetic Stimulation on Depressed Mood, Cognition, and Corticomotor Threshold» (Biological Psychiatry 45, № 11, 1999); АлвароПашкуал-Леонеидр. (Alvaro Pascual-Leone et al.), «Rapid-Rate Transcramal Magnetic Stimulation of Left Dorsolateral Prefrontal Cortex in Drug-Resistant Depression» (Lancet 348, 1996).]. Пост предполагает, что с развитием нейровизуализации мы получим возможность определять депрессивные участки мозга и направлять на них электромагнитную энергию, находя соответствующее лечение для каждой конкретной формы болезни. Кроме того, rTMS обладает огромным преимуществом — магнитное поле можно достаточно точно фокусировать. «Когда-нибудь, — мечтает Пост, — появится такая технология. Вам на голову наденут колпак вроде тех, которые были в старых сушилках для волос. Он просканирует ваш мозг, выявит области депрессивного метаболизма, их-то мы и будем стимулировать. И через полчаса вы уходите с восстановленным мозговым балансом».


Норман Розенталь открыл сезонные аффективные расстройства (САР) [Норман Розенталь излагает свои взгляды на САР в книге Winter Blues.], когда переехал из Южной Африки в США — у него начались цикличные зимние меланхолии. У многих людей наблюдаются сезонные изменения настроения и даже рецидивирующие зимние депрессии. Смена времен года, или, как сформулировал один из пациентов, «перекрестный огонь зимы и лета», — трудное время для всех. САР — это не просто нелюбовь к холодным дням. Розенталь доказывает, что людям изначально свойственно приспосабливаться к смене времен года, а искусственное освещение [Об уровне освещенности при искусственном и естественном свете см. МайклДж. Норден(Michael J. Norden) Beyond Prozac: Brain Toxic Lifestyles, Natural Antidotes and New Generation Antidepressants, с. 36. За основу было принято, что обычное домашнее освещение равно 300 люкс. В современных световых кабинах освещенность равна 10 000 люкс, в яркий солнечный день — 100 000 люкс.] и вообще искусственные ограничения современной жизни не дают им это делать. Когда дни становятся короче, многие уходят в себя, и «заставлять их претворяться перед лицом собственного биологического выключения — готовый рецепт депрессии. Как будет чувствовать себя впавший в спячку медведь, если заставить его выйти на арену, встать на задние лапы и плясать зиму напролет?» Эксперименты показали, что при САР хорошо помогает свет, который содействует выработке мелатонина и таким образом воздействует на нейромедиаторную систему. Свет стимулирует гипоталамус, отвечающий за многие системы, разрегуляция которых приводит к депрессии — появляются нарушения сна, аппетита, температуры тела, полового влечения. Свет также стимулирует выработку серотонина в сетчатке глаза. Солнечный день примерно в триста раз светлее, чем интерьер обычного жилища. Страдающим САР обычно рекомендуют светолечение — световая кабина, в которой на вас изливается ужасно яркий свет. Меня световая кабина раздражает, мне кажется, что это вредно для глаз, но я встречал людей, которым они очень нравятся. Доказано, что сеансы в световой кабине, где свет гораздо ярче, чем обычно в доме, поднимает содержание серотонина в мозгу. «Вы видите, как люди, страдающие САР, выглядят осенью, — говорит Розенталь. — Они — словно деревья, теряющие листья. А когда мы начинаем лечить их интенсивным светом, они распускаются, как тюльпаны по весне».

Десенсибилизация и переработка движением глаз (ДПДГ, англ. Eye Movement Desensitization and Reprocessing, EMDR) была разработана в 1987 году для лечения расстройств, вызванных посттравматическим стрессом. Методика немного китчевая. Врач с разной скоростью водит рукой из области правого бокового зрения пациента в левую, стимулируя глаза поочередно: сначала перед одним глазом, потом перед другим. Вариант: пациент надевает наушники, и ему стимулируют поочередно оба уха. Есть и третий: в каждой руке пациента зажато по вибростимулятору, которые включаются поочередно. Пока все это происходит, пациент переживает психодинамический процесс воссоздания в памяти травмы и к концу сессии освобождается от нее. И в то время как различные методики, к примеру психоанализ, демонстрируют блестящие теории и весьма скромные результаты, ДПДГ при всей абсурдности дает великолепные результаты. Последователи методики указывают, что поочередная стимуляция правого и левого полушарий мозга помогает переместить то, что хранится в памяти, из одних отделов мозга в другие. Вряд ли это так. И все же, каким-то образом ДПДГ оказывает значительное воздействие.

ДПДГ все чаще применяют при депрессии [Литературы по ДПДГ (EMDR) много, но лучшей применительно к депрессии я считаю книгу Extending EMDR под редакцией Филипа Мэнфилда (Philip Manfield).]. Как методику, разработанную для травматической памяти, ее в основном используют для депрессий, запущенных травмой, чем для общих случаев. В ходе исследований для этой книги я перепробовал все, в том числе и ДПДГ. Я был уверен, что это симпатичная, но малоэффективная методика, и был очень удивлен результатами. Я слыхал, что методика «ускоряет процессы», но был не готов к такой интенсивности. Я надел наушники и принялся копаться в памяти. Меня буквально захлестнули чрезвычайно яркие образы из детства, такие, о которых и предположить не мог, что помню. Ассоциации возникали стремительно: мой мозг работал быстрее, чем когда бы то ни было. От меня, можно сказать, искры летели; врач, проводивший терапию, умело провел меня через все забытые трудности детства. Не уверен, что ДПДГ может оказать быстрое воздействие на депрессию, вызванную не единичной травмой, но было так интересно и так воодушевляло, что я прошел курс из 20 сеансов.


Дэвид Гранд, опытный психоаналитик, рекомендующий ДПДГ всем своим пациентам, утверждает: «ДПДГ за шесть-двенадцать месяцев оказывает такой же эффект, на который при всех других методиках уходит пять лет. Это не абстрактное утверждение. Я сравнивал собственные результаты при использовании ДПДГ и без нее. Активизация не затрагивает эго, а остальное активизирует глубоко, быстро и направленно. ДПДГ — это не подход, как когнитивня или личностная психотерапия, это инструмент. Вы не можете быть гениальным ДПДГ-терапевтом, нужно сначала стать хорошим психотерапевтом, и тогда поймешь, как правильно применять ДПДГ. К ДПДГ относятся неоднозначно из-за необычности методики, но я применяю ее уже восемь лет, и ни за что не откажусь от нее после того, что о ней узнал. Это стало бы регрессом, возвратом к примитиву». Как правило, я покидал кабинет, где мне проводили сеансы ДПДГ, слегка пошатываясь (в хорошем смысле); то, что я узнал, остается со мной, обогатив мой разум. Это — мощная методика. Я рекомендую ее.