Другими словами, мы не выбираем профессию своей мечты преимущественно потому, что напуганы, запутаны, измучены. Мы живем в состоянии постоянной озабоченности и волнения, зная, что грядут фундаментальные изменения, но понятия не имея, когда и как они произойдут, и из-за этого чувствуем тревогу, усталость и неудовлетворенность нынешней работой.

В моей предыдущей книге It’s Always Personal я разбирала, как нейробиология эмоций влияет на нас на рабочем месте. Так же как и в моих последних исследованиях с компанией JWT, почти половина из опрошенных мной для этой книги ответили, что чувствуют страх и волнение — ключевые эмоции, которые влияют на то, чтобы избежать риска или принять его. Очень важно понимать, что это значит в нынешнем сложном рабочем пространстве. Когда мы сталкиваемся с тем, что выходит за пределы привычного, с тем, что мы воспринимаем как «рискованное», наши тела производят гормон стресса кортизол, который заставляет нас бороться или убегать. Это происходит и в том случае, когда ситуация на самом деле пугающая или просто неизвестная. Мы бы не выжили как вид, если бы в нас не было заложено такой реакции на потенциальную опасность. И это отлично, когда опасностей немного и они удалены по времени (ребенок выбегает на дорогу, чтобы догнать мячик, или готовится к ежегодным экзаменам), потому что наши тела могут подготовиться к этому, справиться с этим и двигаться дальше. Но когда мы все время подвергаемся влиянию нового, когда угрозы неясные и постоянные, как в нынешней рабочей среде, наше тело находится в состоянии готовности и негативного возбуждения непрерывно. Это, конечно, нехорошо. [Kreamer, A. It’s Always Personal: Navigating Emotion in the New Workplace / Anne Kreamer. — NY: Random House Trade Paperbacks, 2013. — 256 p.]

Идеальная среда для того, чтобы просчитывать и допускать риски на работе, складывается тогда, когда совсем немногое меняется и нам становится скучно, а в случае, если нестабильности или напряжения слишком много, мы просто уходим в себя. Когда с угрозой, кажется, можно справиться, когда у нас есть время и возможность обдумать и рассмотреть различные варианты — в этом случае они воспринимаются как вызовы, — вот тогда мы действуем лучше всего. Определенное количество неуверенности — это хорошо, это помогает нам оставаться начеку, толкает нас на мысли об изменениях, но когда его слишком много — это сбивает с толку. Чтобы продолжать расти и оставаться трудоспособными, каждому из нас важно знать о таком деликатном балансе между постоянным расширением границ знания и компетенции и временем, которое мы тратим на размышления. «Делать слишком поспешные выводы, — пишет нобелевский лауреат в области поведенческой экономики Даниэль Канеман в своей книге, — рискованно, когда ситуация неизвестна, ставки высоки, а времени на сбор дополнительной информации нет». А где ставки более высоки и информация более неопределенна, чем в вопросе о том, как зарабатывать себе на жизнь? И [Канеман Д. Думай медленно… решай быстро. — М.: АСТ, 2016. — С. 107. // О капитан! Мой капитан! Рейс трудный завершен, // Все бури выдержал корабль, увенчан славой он. // Уж близок порт, я слышу звон, народ глядит, ликуя, // Как неуклонно наш корабль взрезает килем струи.] как же человеку определится, когда играть спокойно, а когда сделать рывок?

Раньше было понятно, как найти работу: получить хорошее образование, прочитать объявления о приеме на работу и сходить на пару собеседований. Теперь мы даже не знаем, какие умения нам понадобятся или где искать работу. Нам нужен абсолютно новый способ мышления — новая операционная система.

Риск как практика

Включить регулярные и небольшие рискованные шаги в свою ежедневную рабочую жизнь — первый шаг к навигации и процветанию в этом новом пейзаже, движение по направлению к работе мечты. Это не означает безрассудство, увольнение с работы ни с того ни с сего или подписание контракта на аренду офиса без разработки бизнес-плана либо запуск продукта без обширного конкурентного анализа.

Вид риска, о котором я говорю, гораздо более обдуманный. И определенно в самом начале это будут простые действия, которые потихоньку будут перерастать в более серьезный риск — это вопрос развития постоянной привычки ума, бесконечное чувство, которое шаг за шагом, день за днем приводит к важным изменениям и долгосрочной профессиональной релевантности. Это означает учиться задавать вопросы руководителям, коллегам и конкурентам, развивая в себе привычку любопытства. Это означает, что надо выбираться из своей зоны комфорта, чтобы создать активную сеть контактов. Это означает постоянное проведение экспериментов, чтобы протестировать новые профессиональные точки зрения. Это означает, что не нужно принимать за должное чувство, что вы недооценены на своем рабочем месте. Это означает, что надо высовываться подальше за пределы известного, пробовать что-то новое и принимать вероятность провала. Это означает снова пробовать, желание идти дальше снова и снова, даже после неизбежных неудач или ошибок. Это означает визуализацию своей профессиональной жизни, будто вы — акробат, который вырабатывает набор навыков, чтобы пройти по натянутому канату. Представьте, что вы балансируете на одной трапеции и готовитесь прыгнуть на другую, учитесь двигаться в воздухе без опоры, надеясь, что выбрали правильное время, чтобы ухватиться за опору, и зная, как безопасно упасть, если на этот раз ничего не выйдет.

...

Ничего не предпринимать — самый большой риск из всех возможных

В нынешнем мире профессиональной деятельности наши инстинктивные ответные реакции «дерись или убегай» все еще имеют смысл, хотя сейчас в более утонченном, более сложном, необязательно физическом и не в таком жестоком смысле. В этом контексте «борьба» не означает, что вам нужно кого-то бить, или запугивать, или кричать на других людей — скорее это означает готовность видеть проблемы вокруг себя и в своей собственной голове, что иногда неприятно, и бороться за получение той работы, которая будет вас удовлетворять. А «убегать» означает уходить со своего рабочего места, из своей организации, своей области деятельности, чтобы встречаться с новыми людьми и открывать новые способы заработка, потому что долгая задержка на одном месте часто приводит к моральному старению, и иногда, если необходимо, можно в прямом смысле убежать, бросить свою безнадежную или неудовлетворительную карьеру.

Осознанный, последовательный и обдуманный риск поможет вам стать более открытыми, способными различить возможность, когда она появится у вас на горизонте и позволит вам гораздо быстрее поймать шанс и предпринять серьезные изменения в правильный момент. Регулярные упражнения на риск и эксперименты будут способствовать тому, чтобы понять, что оптимальная позиция в принятии решений находится между недостаточным количеством информации для предпринятия рассудительных действий и запросом такого большого количества информации, что вы не сможете действовать в правильный момент. Делая ставки разных видов и размеров: встречая новых людей, изучая новые навыки, занимаясь фрилансом или волонтерством на новых рабочих местах — вы расширяете свою сеть контактов и понимание подходящих для вас вариантов, сводя к минимуму любые ошибки, которые могут оказаться катастрофическими.

...

Рискованно — это когда понимаешь, что никогда не отваживался прыгнуть в никуда.

Анна Квиндлен

Регулярная практика принятия риска перед достижением критической точки «с меня хватит» поможет вам развить карьерную философию и отбросить мнение, что у вас должен быть идеальный и фиксированный карьерный план. Подобное становится почти невозможным в нынешнем мире, и вместо этого я предлагаю развивать повседневный самоанализ и эмпирическую практику проб и ошибок. Планы могут — и будут — разрушаться факторами, которые мы не контролируем. Устойчивая философия принятия риска, однако, может подготовить нас к поправкам, которые мы неизбежно должны предпринимать, чтобы наша карьера процветала.

Чтобы понять, что позволило мне принять положительное отношение к рискованным экспериментам с самого начального этапа моей карьеры и помогло лучше узнать, как выглядят разные виды рисков, я стала путешествовать по стране. Я беседовала с людьми, которые работали в очень разных сферах на самых разнообразных иерархических уровнях. Разговаривала с очень успешными людьми о том, какую роль принятие рисков сыграло в их карьере. Изучала результаты исследований академических и клинических экспертов, чтобы получить более широкий взгляд на поведенческую экономику и психологию выбора. И открыла для себя довольно обширные данные, которые мы с компанией J. Walter Thompson переработали в новый взгляд на природу работы и риска в современной жизни.

Книга «Свой путь» — это обобщение нашей работы. Предполагалось, что она станет гидом по преодолению пропасти между просто мыслями и реальными действиями, поможет разобраться с конкретными сигналами тревоги, вызывающими определенное защитное поведение, и предложит практики принятия риска, которые позволят справиться с бездействием, страхом и неопределенностью, не дающими людям двигаться вперед в работе и находить тот вид деятельности, который обеспечит не только достойную зарплату, но и удовольствие и удовлетворение.