После взятого тайм-аута и составления плана решения проблемы важно начать действовать. Самый плохой выбор — бездействие, ожидание помощи со стороны. Чаще всего такое решение ведет к поражению. Не важно, от кого вы ждете помощи: от знакомых, друзей, родственников или от Бога. Даже если они действительно планируют помочь, основную работу в преодолении вам все равно придется проделать самому. При подъеме на Эверест максимум, чем вам могут помочь попутчики, — это моральная поддержка и конструктивные рекомендации. Идти вам придется самому. Представьте, что восхождение на Эверест — это вопрос жизни и смерти? Насколько тогда глупо выглядят люди, сидящие у подножья горы? Чего они дождутся с большей вероятностью: волшебную птицу или неминуемую смерть?

А что на этот счет говорит история?

...

В субботу, 26 апреля 2003 года, не сообщив никому о своих планах, Арон Ралстон собрал туристические ботинки, питьевой набор, рюкзак, альпинистское снаряжение и, что примечательно, складной нож с набором инструментов. Он поместил горный велосипед в кузов грузовика и отправился в отдаленный уголок Юты, добираться до которого нужно было почти пять часов. Ралстон планировал лишь дневной поход и, возможно, немного спусков на веревке, чтобы изучить местные щелевые каньоны. Он взял с собой почти четыре литра воды — более чем достаточно для короткой поездки. К вечеру он собирался вернуться в Аспен.

Для прохождения каньона требовались определенные технические навыки, но Арон, несомненно, отвечал этим требованиям. «Я привык быть в гораздо более рискованных ситуациях, — говорил он. — Я думал, что этот каньон окажется для меня как прогулка в парке: оползней не было, день был прекрасный, и я, по сути, просто гулял».

Однако внезапно Ралстон поскользнулся и провалился в глубокую расселину, покачнув в процессе застрявший в ней валун весом 360 килограммов. Сдвинувшаяся глыба раздробила его предплечье и пригвоздила Ралстона к стене каньона.

Арон предпринял несколько бесплодных попыток расколоть валун с помощью своего перочинного ножа, но тот и так уже был довольно тупым, а удары по камню лишь ухудшали ситуацию. В ту первую ночь, когда темнота опустилась на каньоны Юты, Ралстон осознал, насколько он здесь одинок.

Ему нужно было принимать решение, ждать помощи = ждать чуда — или действовать.

«Я довольно быстро понял, что для того, чтобы освободиться, мне понадобится отрезать руку, но я чувствовал внутреннее сопротивление, не хотел этого», — рассказывал Арон. С наступлением второго дня к нему пришло понимание, что это неизбежно, и он начал искать способы совершить задуманное. Он пытался «впилиться» в руку, искал жгут, но понял, что нож слишком туп, чтобы пропилить кость.

Спустя пять с половиной дней в каньоне он почувствовал, как его кость гнется, и осознал, что сможет использовать валун, чтобы сломать ее.

Арон использовал вес тела, чтобы силой сгибать руку до тех пор, пока камень не переломил предплечье. После этого он воспользовался насадкой своего гидратора — гнущейся резиновой трубкой, через которую вода подается из пакета в рот, — в качестве импровизированного жгута и начал пилить остатки хрящей, кожи и сухожилий перочинным ножом. Ампутация длилась больше часа. Он сделал это. Он смог отрезать себе кисть обычным тупым перочинным ножом.

Ему удалось сделать импровизированную перевязь и спуститься на веревке на двадцать метров, на дно каньона. По иронии судьбы, это оказалось единственным техническим моментом его экспедиции. И проделал он это после пяти дней без сна и ампутации руки. Весь в крови, он начал движение из каньона [1].

Он сделал выбор в пользу действия, и это спасло ему жизнь.

Были в истории и случаи, когда люди, принявшие решение действовать, спасали не только свою жизнь. Они спасали жизнь тех, кто действовать боялся.

...

13 октября 1972 года произошла страшная трагедия. Самолет, который перевозил команду по регби из Уругвая в Чили, потерпел крушение в снежных Андах. Из сорока пяти человек, находящихся на борту, двенадцать расстались с жизнью сразу, а еще пятеро погибли на следующий день. Остальных ожидала жестокая судьба.

Условия, в которых оказались выжившие, были ужасными. У них практически не было еды и теплой одежды. К тому же на высокогорье было тяжело дышать. На первых порах люди ждали, что их вот-вот спасут. Они даже видели над собой кружащий в небе самолет. Но помощь так и не появилась. На восьмой день выжившие с ужасом услышали по радио, что все спасательные операции прекращаются. Время уходило, а люди продолжали ждать помощи извне. Страшнее холода был голод. Один из пассажиров, Роберто Канесса, предложил начать есть погибших, чтобы выжить самим. Поначалу все ужаснулись предложению, но через несколько дней голода эта мысль уже не казалась такой кощунственной. Канесса до сих пор вспоминает, как тряслись руки, когда он отрезал бритвой первый кусок человеческой плоти.

Только вдумайтесь — участниками той страшной катастрофы были сильные духом спортсмены. Но даже они предпочли есть трупы и ждать помощи. Даже им не сразу хватило мужества для принятия решения спасать жизнь самостоятельно.

Через месяц несколько добровольцев решили проверить, как далеко они смогут уйти от места крушения, чтобы за день успеть вернуться. Тогда же они случайно обнаружили на своем пути оторвавшийся хвост самолета, в котором были чемоданы с одеждой, коробочка конфет и аккумуляторы.

Другими словами, первые же попытки действовать принесли им значимые результаты.

Спустя два месяца со дня крушения в живых оставалось только шестнадцать человек. Трое из них решили во что бы то ни стало искать выход к людям. 12 декабря 1972 года Роберто Канесса, Нандо Паррадо и Антонио Визинтин отправились в путь. По мере того как мужчины спускались ниже, становилось теплее, и за десять дней они прошли 65 километров. Они заметили горный ручей, а возле него корову. На противоположном берегу они увидели мужчину. Путники кричали, но из-за рокота воды они друг друга не слышали. Тогда человек по ту сторону реки (им оказался пастух Серхио Каталан) привязал к камню бумагу и карандаш и перебросил мужчинам. Те написали, кто они и откуда.

Они смогли спасти не только свои жизни, но и жизни людей, оставшихся у самолета. Если бы они не рискнули и не приняли решения действовать, погибли бы все. Шестнадцать «счастливчиков» живы до сих пор. Они каждый год собираются, чтобы почтить память всех погибших в той ужасной катастрофе. И, конечно, каждый из них должен помнить, чьи решительные действия спасли их [2].

В жизни чаще всего люди буквально столбенеют, получив плохие новости. Страх парализует их и мешает действовать.

На огромном количестве предприятий собственники бизнеса знают об отрицательном финансовом балансе компании, но ничего не предпринимают. Они ждут помощи, теряя драгоценное время и направляя энергию на поиски этой самой помощи.

Мужчины и женщины, испытывая сложности в отношениях, часто надеются, что проблема растворится сама собой. А она никуда не денется, пока вы сами ее не решите.

В экстренной ситуации задайте себе несколько вопросов:

● Что я делаю для разрешения ситуации?

● Могу ли я действовать эффективнее и решительнее?

● Что бы сделал человек, на которого я равняюсь?

● Если бы я посмотрел сам на себя со стороны, я бы испытывал гордость или стыд?

Честно ответив на эти вопросы, вы сможете получить дополнительный импульс. Используйте его и начинайте действовать.