Преодоление страха спасает несколько жизней

...

В конце мая 2012 года на десятом километре Покровского тракта в Якутии произошла страшная авария: маршрутное такси, следовавшее из Табаги в Якутск, и «Тойота Лэнд Крузер Прадо» столкнулись лоб в лоб. Шестнадцать человек получили ранения средней тяжести, а трое пострадавших были в очень тяжелом состоянии.

Несмотря на страшную аварию, в то утро судьба была дважды благосклонна к пассажирам легкового автомобиля. Во-первых, им удалось выжить. И, во-вторых, на их счастье, рядом с местом происшествия оказался Станислав Александров.

Станислав с женой возвращался с дачи обратно в город. Перед ними ехал маршрутный автобус, который вдруг резко слетел в кювет. За ним приземлился совершенно искореженный «Лэнд Крузер». Превратившись буквально в груду металлолома, джип уже пылал.

Не обращая внимания на оцепеневшую от ужаса жену, Александров выскочил из машины и бросился к горящему «Лэнд Крузеру». Машины не было: было месиво огня, крови и железа. Сначала Станиславу удалось вытащить из машины мальчика — это был четырехлетний сын водителя. Передав залитого кровью ребенка в руки уже пришедшей в себя жены, он попытался открыть переднюю дверь и вытащить водителя. Заклиненная дверь не поддавалась, но Александрову удалось ее взломать и буквально вырвать из стального плена хозяина «Тойоты».

Вытащив водителя, Станислав рванулся к автобусу. Шофер был в шоке и не мог помочь — об этом говорил его безучастный, устремленный в одну точку взгляд. Выбив дверь, Александров начал вытаскивать людей. У спасенного им водителя был тяжелейший разрыв кишечника и селезенки — но он выжил, как и его сын. Однако если бы не самоотверженный поступок Станислава, преодолевшего страх сгореть заживо, кто знает, как сложилась бы судьба пассажиров «Тойоты». Когда у Александрова и его жены спросили, что им показалось самым страшным, они ответили: «Равнодушие». Там, где можно было помочь, практически все столпившиеся вокруг люди этого не сделали [6].

Я же думаю, что это было не только или не столько равнодушие, сколько страх. Страх, который теперь будет преследовать безучастных очевидцев всю жизнь.

Преодоление страха спасает тысячи людей и дарит нормальную жизнь сотням тысяч

...

В ночь на 26 апреля мирно спали жители украинских городов Припять и Чернобыль, расположенных в 4 и 18 км от атомной станции. На ней работала большая часть взрослого населения. В щитовой четвертого блока, где проводились испытания реактора № 4, решалась их трагическая судьба. Как определит впоследствии правительственная комиссия, во время проведения испытаний были нарушены допустимые параметры, вызвавшие неуправляемые процессы и повлекшие взрыв реактора. 50 тонн ядерного топлива вырвалось наружу, что в десять раз превышает показатели печально известной Хиросимы.

После двух взрывов с разницей в две секунды реактор оказался полностью разрушенным, вызвав примерно 30 очагов пожара. Операторы станции были первыми, кто не раздумывая бросился с огнетушителями на устранение огня. В электрическом цехе боролись за предотвращение водородного взрыва, которым могло накрыть Минск, удаленный более чем на 300 км. 47-летний заместитель начальника смены Александр Лелеченко лично перекрыл подачу водорода в машинный зал, на крыше которого уже был пожар. Четыре дня он оставался на рабочем месте, устраняя последствия Чернобыльской аварии и обеспечивая безопасную эксплуатацию первых трех блоков АЭС. От несовместимой с жизнью дозы радиации Александр Лелеченко скончался.

Боевая тревога подняла караулы пожарных из Чернобыля и Припяти, первый из которых прибыл на станцию через семь минут после начала катастрофы. Двадцать восемь человек бросились на борьбу с пожаром под руководством лейтенантов Владимира Правика и Виктора Кабенка. Обоим по 23 года, но своим примером они вели за собой бойцов, давая четкие команды и находясь там, где труднее всего. Общее руководство осуществлял майор Телятников, под началом которого оказалось 69 человек и 14 единиц техники. К четырем часам утра пожар удалось локализовать, к шести он был потушен полностью. Теряющие в ходе борьбы с огнем сознание, многие пожарные получили смертельную дозу радиации и были отправлены на лечение в Москву и Киев. Из 13 человек, проходивших лечение в 6-й клинической больнице столицы, 11 скончались. Среди них Виктор Кабенок и Владимир Правик, ставший отцом за месяц до трагедии.

Начальник отдела Главного управления пожарной охраны МВД СССР подполковник Владимир Максимчук прибыл на ЧАЭС в составе правительственной комиссии. Ему выпала доля возглавить тушение пожара в ночь на 23 мая. Об этой истории долго умалчивали: угроза нового взрыва четвертого реактора возникла после возгорания циркулярных насосов и кабелей высокого напряжения. Не допустив пожарные расчеты, с разведывательной группой подполковник проник на место пожара. Установив степень опасности и выявив уровень радиации (250 рентген в час), Владимир Максимчук лично организовал спасательные работы, определив максимальное время нахождения на территории возгорания десятью минутами. В зону борьбы с пожаром была введена специальная техника, а боевые расчеты постоянно менялись, информируя друг друга о происходящих изменениях. Сам командир с каждой группой вновь и вновь оказывался в самой опасной точке, служа примером личного мужества.

Замеры уровня радиации в 30-километровой зоне АЭС, куда входили города Припять и Чернобыль, в которых жили в основном работники станции, показали катастрофическое увеличение радиации в течение дня, но и повергли в шок институт атомной энергии абсолютными цифрами.


Конец ознакомительного фрагмента

Если книга вам понравилась, вы можете купить полную книгу и продолжить читать.