Евгений Илюхин

Варикоз, тромбоз, лимфостаз и другие заболевания вен, которые можно и нужно лечить

Предисловие

Основатель серии «Академия доктора Родионова» Антон Родионов и главный редактор медицинского направления Ольга Шестова


«У меня ноги не ходят, это все из-за вен», «Я уже десять лет пью аспирин, это мне после удаления вены прописали», «Я не хочу делать операцию, мне сказали, что после нее часто бывают осложнения»… Эти и другие мифы и заблуждения я от своих пациентов слышу постоянно.

Заболевания вен встречаются достаточно часто и, казалось бы, методы диагностики и лечения хорошо известны и отработаны — кому нужна операция, кому компрессионное белье, кому препараты, разжижающие кровь. Но в действительности путаницы и неразберихи в умах возникает достаточно. Болезни венозных сосудов очень многообразны, они имеют разные клинические проявления и разный прогноз. Иногда едва заметная сосудистая сеточка сильно отравляет жизнь молодой женщине, а порой без всяких симптомов в глубокой вене ноги скрывается крупный тромб, если он оторвется и начнет движение вверх по сосудам, наступит тяжелейшее осложнение — эмболия легочной артерии.

Есть еще одна проблема: в погоне за длинным рублем некоторые клиники неоправданно расширяют свою хирургическую активность, стремясь оперировать в том числе и тех, кому это не нужно. Я хорошо помню, как во время студенческого дежурства в хирургическом отделении городской больницы к нам привезли молодую женщину с ужасным отеком ноги — ей в каком-то подвальном кабинете сделали модное тогда склерозирование вены, не убедившись в проходимости соединительных вен и возможности адекватного оттока крови.

Замечательный питерский хирург-флеболог Евгений Илюхин сочетает в себе два достоинства, во-первых, он прекрасный специалист-практик, во-вторых, хороший рассказчик. Последнее, кстати, большая редкость: хирурги, привыкшие к молчанию пациентов под наркозом, сами, как правило, немногословны.

Я очень рад, что в рамках проекта «Пора лечиться правильно» в нашей «Академии» вышла еще одна достойная книга, из которой вы узнаете много интересного о профилактике и лечении болезней венозного русла.

Нужно ли разжижать кровь?

Поможет ли операция?

Как правильно подобрать противоварикозный трикотаж?

Как уберечься от варикоза, если такая проблема есть у родителей?

Читайте, запоминайте и будьте здоровы.

...
Ваш доктор Антон Родионов

Вены и сосуды: общая информация

Анатомия

Как раз в день написания первых строк книги, во время приема пациентов, я два раза столкнулся с тем, что сосуды и вены воспринимались ими как разные категории. Сосуды ассоциировались с артериями, а вены — это просто вены. Поэтому я решил начать с короткого экскурса в анатомию и физиологию кровообращения — очень кратко, с прицелом на те вопросы, которые будут обсуждаться в книге.

Схема работы сердца и сосудов довольно проста. Сердце — насос (рис. 1). Сосуды — трубки, по которым кровь доставляется к органам и тканям и возвращается обратно. От сердца кровь идет по артериям, к сердцу — по венам. В конечной точке доставки крови должен произойти обмен веществами между кровью и окружающими тканями — тканям нужно получить кислород и питательные вещества и отдать накопившиеся продукты обмена. Этот обмен происходит в особых сосудах между артериями и венами — капиллярах. Итак, схема несложная: сердце качает кровь, по артериям она приходит к тканям (вплоть до самой последней клеточки на самом кончике пальца ноги), в капиллярах происходит обмен веществами, а по венам кровь возвращается к насосу. Еще раз обращу внимание на важный момент в «медицинском» понимании кровообращения — от сердца кровь уходит по артериям, к сердцу возвращается по венам. Таким образом, для кровоснабжения тканей и органов нужен один круг кровообращения, он называется «большой круг». Кстати, мелкие синие сосудики на ногах, которые иногда для простоты называют капиллярами — это не капилляры. Капилляры видны только под микроскопом. А видимые «сеточки» и «звездочки» — это мелкие кожные вены, я расскажу о них дальше, в соответствующем разделе.


Рис. 1. Схема кровообращения человека


Но вернемся к анатомии сосудов. В нашей простой модели не хватает важного звена — зоны, где кровь насыщается кислородом. Насыщение кислородом происходит в легких. Но туда кровь нужно доставить и затем забрать назад. И для этого существует второй круг кровообращения, малый. Обедненная кислородом кровь, вернувшаяся из самых дальних уголков нашего организма, направляется сердцем в малый круг — в легкие. И мы видим парадоксальную ситуацию — вернувшаяся к сердцу венозная, «обедненная» кислородом кровь направляется к легким по сосудам, которые являются артериями. Помните? От сердца кровь течет по артериям. К сердцу — по венам. Так и есть. В малый круг — к легким — по артериям течет «венозная» кровь. Насыщается в легких кислородом. От легких к сердцу по легочным венам возвращается насыщенная кислородом «артериальная» кровь, которую наш насос пустит в большой круг, для обеспечения кислородом всех тканей нашего организма. Чем-то это напоминает ленту Мебиуса с его бесконечной «восьмеркой», правда? Но зачем все это знать? Во-первых, при необходимости вам будет проще понять цели и задачи лечения некоторых сосудистых расстройств. Во-вторых, становится понятным такой феномен, как тромбоэмболия легочной артерии. Представьте, что в венах ноги образовался тромб, и так случилось, что он оторвался от стенки сосуда. Вместе с током крови тромб по венам возвращается к сердцу, которое пускает его вместе с венозной кровью в малый круг кровообращения — в легочные артерии. Крупный тромб способен полностью перекрыть просвет крупных легочных артерий, и тогда возникают две серьезные проблемы: сердце пытается прокачать кровь через закупоренные сосуды и испытывает большую перегрузку, кроме того, кровь не может пройти в легкие для насыщения кислородом. Это состояние называется тромбоэмболией легочных артерий, и о нем мы тоже более подробно поговорим в других разделах книги.

К этой модели кровообращения природа придумала дополнения и расширения, обеспечивающие максимально эффективное обеспечение жизнедеятельности наших органов. В процессе эволюции выяснилось, что капилляров и вен недостаточно для хорошей очистки тканей. Не все продукты жизнедеятельности могут нормально выводиться системой кровеносных сосудов. И природа нашла элегантное и эффективное решение этой проблемы — создала особую систему выведения, специально «заточенную» на решение особых задач: выведение веществ, неподъемных для венозной системы, и блок транспорта веществ, опасных для организма. Речь, как вы догадались, о лимфатической системе. Для обсуждения заболеваний, связанных с нарушением оттока лимфы (для их обозначения используются термины «лимфатический отек», «лимфедема», или несколько устаревший термин — «лимфостаз») нам важно понимать две вещи. Первое: кровеносной системы недостаточно для отведения всей жидкости от конечностей, и нарушение оттока лимфы неминуемо сопровождается отеком. Второе: все лимфатические сосуды на своем пути проходят через лимфатические узлы, поэтому любое значительное повреждение лимфоузлов ведет к нарушению оттока лимфы.

И еще несколько слов об анатомии сосудов, про вены нижних конечностей. Глобально можно их разделить на три категории: глубокие, поверхностные и кожные. Такое упрощенное деление очень поможет нам в понимании значимости различных заболеваний вен и наших возможностей в лечении этих заболеваний. Если коротко, в нормальном состоянии основной отток крови от ног осуществляется по глубоким венам. Задача поверхностных и кожных вен — собрать всю кровь из поверхностных тканей и доставить в глубокие вены, по которым она вернется к сердцу. Поверхностные и глубокие вены связаны между собой большим количеством перемычек, так называемыми перфорантными венами, роль которых нередко или недооценивается, или переоценивается. Мы обязательно коснемся некоторых стереотипов, связанных с перфорантными венами, в разделах про заболевания глубоких и поверхностных вен. А пока просто примем факт их существования.

Даже приблизительное знание скучной анатомии сосудов позволяет нам сразу разграничить ряд возможных проблем с венами и оценить некоторые особенности их заболеваний (рис. 2).


Рис. 2. Схема вен нижней конечности


Рассмотрим глубокие вены. В целом сеть глубоких вен напоминает перевернутое дерево — мелкие веточки сливаются во все более крупные ветви и стволы. На уровне голени это несколько довольно крупных сосудов, на уровне бедра крупных стволов всего два, а на уровне паховой складки — уже один. И это основной путь оттока крови. Очевидно, что закупорка одной из нескольких равноценных вен на голени не нарушит сильно отток от конечности в целом. А закупорка основного ствола на уровне паховой складки, напротив, почти вегда будет сопровождаться сильным нарушением венозного возврата. То есть тромбоз низкий, ниже колена (медицинский термин — «дистальный»), обычно приводит к меньшим последствиям для конечности, а высокий («проксимальный») — чаще заканчивается развитием хронического отека, хронической венозной недостаточности и трофических расстройств. Тромб из дистальных вен, относительно небольшого размера, при тромбоэмболии не перекроет большую легочную артерию и с меньшей вероятностью приведет к трагическим последствиям. Напротив, проксимальный тромбоз намного опаснее и в плане риска развития тромбоэмболии, и в плане ее тяжести. Еще одна важная особенность глубоких вен — они не подвержены варикозу. Непорядок с глубокими венами связан или с врожденной аномалией строения, или с перенесенной травмой (ранение, повреждение при переломах и т. п.), или с перенесенным тромбозом.