Гай Кавасаки

Уроки жизни иконы Кремниевой долины

Моей жене Бет, моему главному источнику мудрости

Вы оставляете позади не то, что выгравировано на каменных памятниках, а то, что вплетено в жизнь других.

Перикл

Другие книги Гая Кавасаки

✓ Стартап («Альпина бизнес бук», 2010 г. — ред.)

✓ Стартап 2.0 («Стартап по Кавасаки», «Альпина Паблишер», 2016 г. — ред.)

✓ Искусство плести социальные сети («Бомбора», 2017 г. — ред.)

✓ APE: Author, Publisher, Entrepreneur (на русском языке книга не издавалась — ред.)

✓ Как очаровывать людей (Манн, Иванов и Фербер, 2012 г. — ред.)

✓ What the Plus! (на русском языке книга не издавалась — ред.)

✓ The Macintosh Way (на русском языке книга не издавалась — ред.)

✓ Reality Check (на русском языке книга не издавалась — ред.)

✓ Как свести с ума конкурентов («Росмэн», 2004 г. — ред.)

✓ Правила для революционеров (Companion Group, 2007 г. — ред.)

✓ Selling the Dream (на русском языке книга не издавалась — ред.)

✓ Hindsights (на русском языке книга не издавалась — ред.)

✓ The Computer Curmudgeon (на русском языке книга не издавалась — ред.)

✓ Database 101 (на русском языке книга не издавалась — ред.)

Предисловие

Люди думают, что истории создаются людьми. На самом же деле все наоборот.

Терри Пратчетт

Прежде чем вы спросите, сразу хочу сказать: это не автобиография или мемуары. Это коллекция самых поучительных историй из моей жизни. Собрание жизненных уроков, а не просто рассказ о себе.

В этих историях не происходит ничего грандиозного, трагического или героического, потому что моя жизнь шла по другой траектории. Нет в них и сказок о стремительном головокружительном взлете. Решение. Провал. Упорная работа. Успех. У меня нет задачи вас поразить. Моя цель — дать знания.

Я от всей души надеюсь, что моя книга поможет вам прожить более счастливую, осмысленную и наполненную жизнь. Если так и случится, это станет лучшей историей из всех.


Гай Кавасаки

Кремниевая долина, Калифорния, 2018

Как организована эта книга

Постоянство противоположно природе, противоположно жизни. Единственные абсолютно постоянные люди — мертвые.

Олдос Хаксли

Повествование идет одновременно в хронологическом и тематическом порядке. События не всегда развиваются последовательно, потому что приобретение жизненного опыта — это не быстрый и тем более не линейный процесс.

У большинства глав следующая структура: сначала я рассказываю историю, а затем выделяю жизненные уроки, которые она иллюстрирует. В некоторых местах я отошел от этого формата, и для меня важно, чтобы вы знали: дело не в моей невнимательности или небрежности редактора — так и задумывалось.

Каждая житейская мудрость отмечена символом «шака». Он выглядит вот так:

 «Шака» — это гавайский приветственный жест, который также используют серферы. Его можно вольно перевести как «aloha» [Aloha — гавайское слово, которое означает одновременно приветствие, прощание, пожелание радости и любви.], «супер» или «mahalo» [Mahalo — гавайское слово, которое означает благодарность.] в зависимости от контекста.

И последнее: я терпеть не могу ошибки, но, написав пятнадцать книг, знаю, что они практически неизбежны, как бы ни были дотошны автор и издатель. Пожалуйста, если вы найдете ошибки, напишите мне о них на GuyKawasaki@gmail.com, а еще лучше — отправляйте туда ваши отзывы о книге.

Mahalo

Чувствовать благодарность и не выражать ее — все равно, что упаковать подарок и не подарить.

Уильям Артур Уорд

Дженнифер Барр, Кортни Колвелл, Дэвид Дил, Мэрилин Дельбур-Делфи, Мойра Ганн, Бруна Мартинуцци, Терри Мэйолл, Уилл Мэйолл, Крейг «Большая волна» Штейн, Кирстен Таннер и Шон Уэлч помогли мне определиться с первоначальной концепцией книги.

Рик Кот мастерски направлял меня в процессе редактуры. Райнер Хош и Марк Зильбер сделали великолепные фотографии для суперобложки. Кристофер Серджио создал на их основе отличную суперобложку. Благодаря Норме Барксдейл все сложилось воедино.

Кэти Чонг, Лори Кудерк и Сьюзан Лиггетт оказали неоценимую помощь в сборе информации и проверке фактов. Написать книгу стоит хотя бы затем, чтобы понять, как мало вы знаете!

Эти люди вызвались прочитать ранние черновики и дать свои комментарии. Они нашли более тысячи способов сделать книгу лучше:

Майкл Бомхофф

Крис Бонди

Сьюзен Буветт

Буканла Бойд

Стивен Брэнд

Базз Брюггеман

С. Чоудхари

Карен Коппок

Джерри Кришчи

Том Кертис

Бенуа Х. Дикайр

Глендалинн Диксон

Папасаввас Элиас

Андрес Элизальде

Даг Эриксон

Тереза Эсола

Хендрик Эйберс

Роб Фергюсон

Даниэль Фрида

Кейли Гибсон

Роджер Халлер

Перес Эррера

Абдул Джалиль

Дженнифер Дж. Джонсон

Нага Субраманья

Майя Вуджович

Дэн Уайт

Бет Кавасаки

Ник Кавасаки

Дори Кемкер

Свати Хурана

Рут Ланд

Тодд Лайден

Светлана Маклакова

Чак Марекич

Говард Миллер

Донна Миллс

Кимберли Мур

Лесли Морган Накадзима

Рэнди Напп

Райан О’Мара

Кори Ондрейка

Анита Пай

Сантино Пашутто

Клемен Петернель

Эмили-Энн Пиллари

Маттиас Розенберг

Сержио Роса

Джедип Шах

Паркер Ламелей

Патрик Слэттери

Перез Эррера Валевска

Лиза Уэстби

Билл Уайтсайд

Выражаю благодарность ресторану Stack в Менло-Парке, ресторану Stack в Редвуд-Сити, кофейне Coffeebar в Менло-Парке, кофейне Cat & Cloud, ресторанам Cliff Café, Verve, Kaito, Harbor Café, пиццерии East Side Eatery и пекарне The Buttery за то, что предоставили мне место для еды и работы. Большое MAHALO вам всем!

Глава 1

Иммиграция

«Да, мы можем», — пели иммигранты, продираясь с берегов в глубь страны, и переселенцы, которые продвигались на Запад, сражаясь с дикой природой.

Барак Обама

Я происхожу из рода мечтателей. Моя история началась, когда дедушка с бабушкой эмигрировали из Японии на Гавайи в поисках лучшей жизни для себя и своих детей. Их решение потянуло за собой все остальные события, поэтому я должен посвятить несколько страниц рассказу о своей семье.

Семья со стороны отца

Прабабушка и прадедушка со стороны отца иммигрировали на Гавайи из Хиросимы где-то между 1890 и 1900 годами. Подходил к концу период Мэйдзи, на который пришлись два масштабных вооруженных конфликта: Японо-китайская война и Русско-японская война. В то время все молодые японцы обязаны были служить в армии.

Вместо этого прадедушка с прабабушкой иммигрировали на Гавайи, где нанялись контрактными рабочими на плантацию Хакалау в двадцати километрах к северу от города Кона, расположенного на Большом острове. Можно сказать, что я родом из семьи «уклонистов» от военной службы. Все же куда безопаснее собирать урожай на плантации, чем захватывать Китай или Россию. И хотя за работу платили только доллар в день, выбор был очевиден.

В конце концов, прадедушка с прабабушкой осели в Гонолулу, переехав туда с Большого острова. В семье было трое детей: моя бабушка Альма, а также Кэтрин и Гарри. Они стали первым поколением американских Кавасаки, потому что Гавайи в те времена были территорией Соединенных Штатов. Их образование закончилось на восьмом классе школы.


Второй ряд слева направо: Гарольд Кавасаки (дядя), Дюк Кавасаки (папа), Гарри Томита (двоюродный дедушка) и Ричард Кавасаки (дядя). Первый ряд слева направо: Милдред Харада (тетя), Йонетаро Кавасаки (дедушка) и Кэтрин Харуо (двоюродная бабушка).


В Гонолулу Альма вышла замуж за Йонетаро Кавасаки, и у них родилось пятеро детей: мой отец Дюк, моя тетя (Милдред) и три моих дяди (Гарри, Гарольд и Ричард). Согласно федеральной переписи населения 1940 года, Йонетаро был безработным шофером — наверное, этим объясняется моя любовь к автомобилям, о которой вы узнаете позже. Вероятно, он также был в списке подозрительных лиц ФБР, поскольку ездил в Японию и обратно под двумя разными именами.

Альма умерла от осложнений при родах. В 19 лет моей двоюродной бабушке Кэтрин в дополнение к работе горничной пришлось взять на себя заботу о детях в возрасте от двух до десяти лет. Она заменила им мать. Пока я рос, она фактически стала моей родной бабушкой со стороны отца.

Именно Кэтрин с детства научила меня с добротой и любовью относиться к животным. В начальной школе я убил японскую белоглазку из пневматического ружья; эта порода птиц тоже эмигрировала из Японии. Кэтрин заставила меня чувствовать себя ужасно из-за этого. С тех пор я не убил ни одно животное, кроме крыс и рыб, хотя позже вы узнаете, какую роль я сыграл в охоте на дикого кабана.


Свадебная фотография моих родителей.


Отец начал работать уже в четырнадцать лет, чтобы помогать семье. Он окончил среднюю школу, но университетского диплома так и не получил, хотя какое-то время посещал музыкальный колледж Беркли в Бостоне. В подростковом возрасте папа любил музыку.


Слева направо: Кармен Ломбардо, мой отец,

Гай Ломбардо (мой тезка) и моя мать


Он умел играть на пианино, саксофоне, флейте и кларнете. Он даже основал джаз-бэнд под названием Duke Kawa и подружился с Гаем Ломбардо, знаменитым музыкантом из Канады. В честь этой дружбы родители и выбрали мне имя Гай. К счастью, они решили не называть меня в честь младшего брата Гая — Кармен.