Все устали, но сама мысль о том, что они наконец-то ступили на землю Радужного Архипелага, придавала путешественникам сил. Совсем скоро они разбредутся по своим замкам — у кого они уцелели — или осядут у родственников и друзей и заживут нормальной спокойной жизнью, постепенно отодвигая воспоминания о войне на самое дно души.

Погода благоприятствовала этому. Зима отступала, на смену ей спешила дружная весна. И хотя повсюду еще лежал снег и на ольхе и вербе не начали набухать почки, солнце светило по-особенному, воздух пах пряной землей и зеленью, а птицы орали так, словно хотели накричаться на всю жизнь вперед.

Эльфин Невозможный, возглавлявший группу из двух десятков мужчин-эльфов, тоже чувствовал подъем и облегчение. Это была одна из последних групп военнопленных, выкупленных императором Хауком после войны. Все эти годы они провели на рудниках темных альфаров, и лишь случайность помогла молодому магу узнать о нескольких десятках сородичей, которых спустили в шахты с тем, чтобы они так там и остались навсегда. Скоро он тоже сможет отдохнуть, навестить жену, брата, сестер и маленькую племянницу. Среди родных он проживет примерно до лета, а потом отправится в последнее путешествие по материку. Возможно, окажется, что больше выкупать некого, и тогда он вернется на Архипелаг и займется настоящим делом: магические Ордена должны быть возрождены, а это значит, что придется искать по городам и весям не только наделенных Даром девочек, но и мальчиков и учить их магии. Большинство таких одаренных мальчишек, как правило, будут полукровками. Война их оставила видимо-невидимо, но начинать с чего-то надо. Многие знания были утрачены Видящими, когда те еще до восстания орков разгромили своих конкурентов, так что кое-что придется начинать с нуля. Работа предстоит долгая и трудная.

— Замок!

Вырвавшийся вперед Норрик даже подпрыгнул.

— Ура!

Мужчины загомонили — это был первый эльфийский замок, попавшийся им на пути. Все прибавили шагу, чуть ли не волоком таща вьючных лошадей.

Сквозь голые ветки деревьев громада замка виднелась издалека.

— О, Стрелка! — воскликнул самый молодой эльф в группе и рванулся вперед.

— Ты его знаешь? — спросил Эльфин.

— Знаю ли? Да я здесь родился! — На лице юноши засияла счастливая улыбка. — Мой отец был кузнецом. А я сам служил у лорда Алавара пажом и получил шпоры в один день с его старшим сыном…

Тень пробежала по его лицу — оба лорда, отец и сын, погибли, защищая замок от орд темноволосых. Сын кузнеца в том бою попал в плен и ничего не знал о судьбе остальных обитателей замка.

— Он, кажется, обитаем, — протянул Эльфин, козырьком приставив руку к глазам. — Я вижу чьи-то силуэты на стене.

Все приободрились, преодолевая последние сажени.

До замка осталось меньше четверти лиги, путники вышли на открытое пространство, когда из ворот навстречу им вышла небольшая процессия. Впереди шли явно лорд и леди, за ними несколько подростков и юношей, все в доспехах и при оружии.

— О, леди Бордирель! — Сын кузнеца сразу узнал идущую впереди эльфийку. Но вспыхнувшая было радость тут же померкла, когда он разглядел ее спутника: — А это кто такой?

Шагая широко и уверенно, к ним приближался самый настоящий орк, смуглый черноволосый великан с горбатым носом, грубо очерченными скулами и массивным подбородком. Одет он, однако, был в цветной лен и шелка, как типичный эльф, а его черные волосы не были стянуты в хвост на макушке, а свободно рассыпались по плечам, как у настоящего лорда, и были прижаты на лбу серебряным венцом. Женщина, опиравшаяся на его руку, шла с неуклюжей грацией беременной: заметно округлившийся живот не оставлял сомнений в ее положении.

Один из спутников странной пары вдруг вырвался вперед, рассмотрев кого-то, и сын кузнеца побледнел:

— Мама…

Одетая в мужскую одежду, кузнечиха сорвалась с места, спеша обнять неожиданно вернувшегося к ней живым и здоровым сына. Остальные невольно отвлеклись на эту пару, дав, таким образом, Эльфину и Брехту приблизиться друг к другу.

— Норрик, — улыбнулся молодой маг, — ты не узнаешь…

— Кого? — дернул тот плечом. — Я в этих краях никогда не…

Он всмотрелся в лицо орка и фыркнул, расплываясь в улыбке:

— Ты? Живой?

— Живой, — коротко ответил Брехт, не сводя глаз с Эльфина. Он с первого взгляда узнал молодого шамана, нареченного жениха девушки, которой отдал свое сердце. И тот, поймав его строгий взгляд, остановился и перестал улыбаться.

— Вот и встретились…

Какое-то время оба молчали, не зная, что сказать. В прошлом между ними лежала непреодолимая преграда, но миновало слишком много времени, все поросло быльем, и не осталось ничего.

— А у меня дочка родилась! — ни к селу ни к городу разорвал тишину гордый голос Норрика.

Брехт вздрогнул, словно пробуждаясь ото сна:

— А ты…

— Нет, — покачал головой Эльфин. — У меня пока нет детей.

— А у меня… — Брехт покосился на женщину, вернее, на ее живот.

Леди Бордирель ответила орку слабой улыбкой.

— Поздравляю, — улыбнулся Эльфин. — Мы шли издалека…

— Да, — кивнул Брехт, — проходите. Будьте гостями!

Сын кузнеца, которого все это время крепко обнимала едва живая от счастья мать, через плечо посмотрел на великана-орка:

— Кто это?

— Наш новый лорд, — ответила кузнечиха. — Он спас нас от банды грабителей, и леди Бордирель взяла его в мужья.

— Орка? — удивился юноша. — Не понимаю. Как она могла?

— Если бы не этот орк, — услышал его слова один из случившихся тут же юношей, — нас всех, наверное, не было бы в живых.

Тем временем Брехт и Эльфин шли впереди в сторону замка. Окинув взглядом встающую перед ними громадину, молодой маг увидел крошечную стройную фигурку, застывшую на самом краю крепостной стены. Эльфы в большинстве своем боятся высоты, несмотря на то что многие люди считают, будто они живут на деревьях. Но этот хрупкий юноша, почти мальчик, словно смеялся над страхами своей расы, балансируя на самых кончиках пальцев на едва заметном уступе.

— О, Покровители! — всплеснул руками Эльфин, останавливаясь. — Да что же это такое?

— А, — отмахнулся Брехт, бросив один взгляд на фигурку, — не обращай внимания, шаман. Это Льор. Он часами может так стоять. Воздухом дышит… Он не упадет!

— Да я не о том! — воскликнул молодой маг. — Он же адепт!

— Чего? — скривился орк. — А ну повежливее! Он мой названый брат, и я не потерплю…

— Да я вовсе не то имел в виду! — всплеснул руками Эльфин. — Он — адепт Ша!

И поскольку Брехт продолжал таращиться на него с недоумением, коротко поведал причину своего волнения.

Когда-то существовало пять магических орденов: Орден Бора-Земли, орден Лар-Воды, орден Меана-Огня, орден Ша-Ветра и орден Йови-Тало, Жизни-Смерти. Некоторые успешно совмещали две функции. Орден Меана был орденом боевых магов, орден Бора отвечал за плодородие и одновременно за охрану эльфийских земель от всяких чудищ и природных катаклизмов, орден Йови-Тало практиковал некромантию и медицину. Первые Видящие были адептками орденов Лар-Воды, Бора-Земли и Йови-Тало. Не без их помощи король Торандир Последний разгневался на остальные ордена и запретил их, приказав ликвидировать. Орден Меана-Огня, например, уничтожили полностью, поскольку он был мужским. В результате многие знания были утеряны, но после того как сам Орден Видящих прекратил свое существование, было решено возродить прежние искусства. Тем более что Эльфин Невозможный получил доступ к обнаруженной в Обители Ордена библиотеке, где веками хранились конфискованные у прежних владельцев труды.

— Я какое-то время был одновременно адептом Меана-Огня и Йови-Тало, — возбужденно говорил Эльфин, — поскольку случайно получил зачатки знаний и силу тех и других. Но потом выяснил, что брат императрицы лорд Паномир обладает примерно теми же силами, только неразвитыми. Сейчас он первый адепт и послушник Меана, а я оставил себе только Йови-Тало, поскольку плохо умею обращаться с оружием. Среди бывших учениц и послушниц Видящих нашлись девушки, которые могли бы стать жрицами Бора-Земли — магия плодородия все-таки ближе женщинам! До сегодняшнего дня я был уверен, что орден Ша-Ветра никогда не будет возрожден… Пока не увидел это чудо! — Он кивнул на стройную фигурку на краю стены.

Брехт вспомнил, как мальчишка заклинал ветер, и кивнул:

— Ты утверждаешь, что Льор — шаман?

— Да!

— Эй, малыш! — приставив ладони ко рту, гаркнул орк во всю силу легких. — Давай сюда!

Юноша кивнул и спокойно сделал шаг в пустоту. Эльфы ахнули как один, но хрупкая фигурка не упала, а стала плавно спускаться, словно подхваченный ветром осенний листок.

— Кстати, на Бирюзовом Острове я знаю одного парня, — промолвил Брехт, пока все следили за приземлением Льора, — так вот, он неплохо управлялся с водой. Мог обычную воду из родника превратить во что угодно — от молока до самого крепкого самогона! Ну, и еще кое-чего по мелочи…

— Что за парень?

— Наследник Наместника, Таннелор Одноглазый, — «сдал» бывшего фьордера орк. — Он бывший медиум, его какая-то шаманка обучала основам магии воды, а потом он прикончил ее и сбежал.

Эльфин весь затрясся от такой новости. Было видно, что ему ужасно хочется сорваться с места и бежать на этот Бирюзовый Остров, но он сдерживает себя.

Легко приземлившись на снег, Льор подбежал к Брехту, сияя счастливой улыбкой:

— Звал?

— Ты почему в одних носках бегаешь? — вместо ответа напустился на него орк. — Промокнуть хочешь?

— Да ну! Мы же не болеем простудой! — дернул плечом Льор.

— Поглядим… Кстати, тут кое-кто утверждает, что у тебя есть эта… как ее… волшебная сила!

Эльфин шагнул вперед, опираясь на посох и протягивая свободную руку Льору. Тот бросил вопросительный взгляд на Брехта, но не двинулся с места, пока маг проделывал какие-то пассы.

— О да, — выдохнул Эльфин. — Сила есть, и немалая!.. Льор, так кажется… Льор, ты хочешь обучаться магии?

— Магии? — Юный эльф удивленно обвел всех взглядом. — Но разве это возможно?

— Да, — улыбнулся Эльфин. — И я почту за честь быть твоим первым наставником.

Льор обернулся на Брехта, и орк несколько раз кивнул ему головой, про себя уже решив, что если мальчишка вздумает артачиться, то он свяжет его, заткнет рот и силком отправит к Эльфину в ученики. По мнению орков, шаман — третья по важности профессия после воина и кузнеца, и это будет большой честью, если его названый брат станет шаманом. Заодно можно будет снять с себя опеку над мальчишкой и вздохнуть свободнее.

Правильно истолковав бродившие но челу орка мысли, Льор вздохнул и кивнул головой.

— Я согласен, — просто сказал он.


На другое утро те мужчины, кто не пожелал остаться в замке Стрелка, покидали его, чтобы продолжить путь в родные места. Брехт с женой вышли проводить их и особенно Льора, к которому оба успели привязаться. Юноша вывел своего конька, навьюченного вещами, за ворота, последний раз оглянулся на стены замка, на остающихся там новых приятелей…

— Не грусти, — Эльфин положил руку ему на плечо. — У тебя впереди вся жизнь…

Сбросив его ладонь, Льор шагнул к Брехту и крепко обнял, спрятав лицо у него на груди.

— Я обязательно вернусь, — прошептал он. — Вот выучусь на мага — и вернусь! Ты только не уходи без меня никуда, хорошо?

— А кто тебе сказал, что я собираюсь куда-то уходить? — удивленно фыркнул Брехт.

— Ну, — Льор повозил носом по его тунике, — я же тебя знаю…

Рядом деликатно кашлянул Эльфин, и эльф, оторвавшись от Брехта, бросился к своему коню, пряча глаза.

— Трудно оставаться одному? — промолвил молодой маг.

Брехт оглянулся на Бордирель. Леди сделала шаг к нему, взяв под руку.

— Я не один.

Эльфин понимающе улыбнулся, кивнул и занял место в голове колонны. Рядом пристроились Норрик и Льор, верный Татва замыкал шествие. Уходя, эти четверо несколько раз оборачивались и смотрели на замок и мощную фигуру нового лорда, единственного орка среди эльфов. А тот смотрел им вслед — вернее, на дорогу — так, словно мысленно уже шагал по ней неведомо куда.

ГЛОССАРИЙ

Альпы — другое название «снежные эльфы». Дальние родичи и предки эльфов. Издавна все эльфы жили далеко на севере, но, когда началось похолодание, часть народа переселилась на юг. Те, кто остался на севере, и называются альпами.


Белый Бык — бог плодородия, торговли, богатства, один из пяти главных человеческих богов.

Бин — см. «Месяцы».

Боевой нож с длиной лезвия до 40 см, по сути, это однолезвийный короткий меч. На севере считался принадлежностью воина, в то время как меч являлся символом свободного человека.

Бора — орден Земли, специализировался на магии плодородия. Ша — орден Ветра, магия погоды. Лар — орден Воды, в чем-то родственный ордену Бора-Земли, заведовал также гаданиями, пророчествами и ясновидением.


Дева Мира — одно из пяти главных божеств на материке. В разных странах ее знают под разными именами. Это и Госпожа Белона, и Дева-Усмирительница, и Голубка Энактель (у эльфов). Богиня-покровительница всего доброго и светлого, мать Белого Быка (см.).

Дракк — здесь боевой корабль фьордеров, отличался от торговой шнеки размерами.


Йови-Тало — см. «Магические ордена».


Касты — общество орков делится на четыре касты еще с тех времен, когда орки были рабами эльфов. Воины — высшая каста, потомки гладиаторов, отличаются высоким ростом и мощным телосложением. Основное занятие — война. Все вожди выходили из этой касты. У некоторых воинов в роду были эльфы. Кузнецы — вторая по важности каста. Телосложение не такое крепкое, так как в их предках эльфы ценили не рост и силу, а мастерство. Основные занятия: кузнечное ремесло, ювелирное дело, ткачество и прочие ремесла. Домашние — потомки домашней прислуги, самые хрупкие и маленькие. Их меньше всего. В жилах некоторых «домашних» орков течет кровь светлых альфаров. Фермеры — низшая каста. Самые уродливые и недалекие, так как использовались лишь на тяжелых работах. Они единственные создают брачные союзы с троллями и урюками (см.). Основное занятие — фермерство. Шаманы — не принадлежат ни к одной касте, так как появление магических способностей среди детей орков спонтанно. Шаманов уважают и ценят вне зависимости от того, в какой касте они появились на свет. Браки между представителями разных каст, как правило, не приветствуются. Исключение — воины и кузнецы.

Клевец — здесь маленький боевой топорик на длинной рукояти с узким лезвием, которым наносят быстрые точечные удары.


Литораль — прибрежная зона, мелководье.


Магические ордена — в прошлом у эльфов существовало пять магических орденов. Йови-Тало — орден Жизни-Смерти, специализировался на целительстве и некромантии. Меана — орден Огня, орден боевых магов.

Магри — раса нелюдей, они же Всадники-на-Драконах. Природные маги. От людей отличаются бледной кожей, золотыми глазами, белыми волосами.

Мах — распространенная мера длины. Орочий мах равен расстоянию между кончиками пальцев раскинутых в стороны рук взрослого мужчины.

«Мать» — титул главы семейства. Может иметь столько детей, сколько позволяет здоровье и желание (рожать еще или остановиться). Когда она уйдет на покой (болезнь, смерть), ее титул «мать» с правом рожать своих детей, унаследует старшая дочь. Сыновья имя и титул не наследуют. Они что-то вроде разменной монеты, самцы-производители, которых можно «продать» в другое Гнездо с выгодой для себя.

Месяцы — орки не дают месяцам года имен собственных, а называют их порядковыми числительными. Орочий год начинается весной, в день ближайшего к равноденствию новолуния. Эр — один, первый месяц года. Бин — два, второй месяц года. Го — три, третий месяц. Далее по порядку: ур — четвертый, рит — пятый, та — шестой, ин — седьмой, эй — восьмой, ши — девятый, эр-а — десятый, эр-ра — одиннадцатый, эр-бин — двенадцатый, эр-го — тринадцатый. Люди называют месяц по созвездию, которое в это время доминирует на небосклоне. Месяц Скорпиона — третий месяц осени по календарю Паннории. На небе восходит созвездие Небесного Скорпиона.

Месяц Корабля — на самом деле название месяца не Паннорское, пришло с побережья, где именно с началом этого месяца заканчивалась навигация и корабли ставили в доки до весны. Месяц Медведя, или просто Медведь, — второй месяц зимы.


Огры — горные великаны. Отличаются высоким ростом и массивным сложением. Живут небольшими семейными группами, практически не общаясь с остальными расами.


Сакс — разновидность боевого ножа (см.).

Светлые альфары — невысокие ростом (не более 150–160 см), внешне похожие на эльфов существа. Относятся к младшим расам. Когда-то имели свое государство, но примерно полторы тысячи лет назад потеряли независимость и с тех пор находятся в услужении у эльфов.

Свиллы — малая раса. Дальние родственники светлых альфаров (см.). Отличаются от них круглыми ушами. На Плоскогорье, отделяющем западные страны от Радужного Архипелага, у них есть свое государство.

Скальные тролли — см. «Тролли».


Талгат — национальное орочье оружие, чуть искривленный широкий меч.

Тролли — делятся на несколько видов по месту обитания: горные, лесные и болотные. Скальные тролли — разновидность горных троллей, они живут дальше на севере, отличаются более массивным телосложением, грубой кожей и наличием на голове небольших наростов.


Урюки — предположительно одни из предков орков. Внешне довольно уродливы, агрессивны и мало развиты в умственном плане. Своего государства не имеют, живут обособленными племенами.


Файр — у северян бог плодородия и любви. Файрова дубина — мужской орган.

Фермер — см. «Касты».


Цверги — одна из рас нелюдей, живущих под землей. Отличаются бледной кожей без волос, выпуклыми глазами и хрупким сложением. На поверхность выходят только по ночам, чтобы обменять драгоценные камни на еду и одежду. Об их образе жизни подробно неизвестно.

Циклы — альпы делят месяц на два цикла: от новолуния до полнолуния и от полнолуния до начала следующего месяца.


Четверть — орки считают время не неделями, а делят лунный месяц на четыре четверти по числу фаз.


Шасса — кривая сабля кочевников, названа так по характерному звуку, который издает рассекаемый ею воздух.


Эй — см. «Месяцы».