Шипи-шипи, сковорода!
Кипи-кипи в котле, вода!
Жду-жду гостей,
Обгложу до костей!

Испугался граф. Спрятался за печную трубу. Баба Яга опустилась на землю, вылезла из ступы. И говорит:

— Повернись ко мне, избушка, передом, а к лесу задом!

Зашевелилась избушка. Принялась поворачиваться, с боку на бок переваливаться. Граф не удержался на крыше, свалился с нее. Упал в ступу. Схватил помело, ударил им о землю и полетел по воздуху. Увидала Баба Яга, зубами заскрежетала, руками замахала. Кричит:

— Стой, злодей! Поймаю, обгложу до костей!

Отрезала Баба Яга палец на петушиной пятке, принялась его надувать. Получился большой пузырь. Прицепила Баба Яга его к поясу. Полетела высоко вверх. Поднялась выше леса стоячего, пониже облака ходячего, бросилась графа догонять.

* * *

Граф по воздуху летит. Под ним стоит широкий двор, вокруг него железный частокол. Посередине двора возвышается хрустальный дом. Граф думает: «Не царевна ли в нем?» Опустился на двор. Вылез из ступы. Поглядел в окно. В хрустальном доме сидит Кощей Бессмертный на троне. Золото из одного сундука в другой перекладывает и в самоглядное зеркальце поглядывает. Видит в него, как Иван-царевич Идолище поганое побеждает, Василису Прекрасную спасает. На серого волка ее сажает и в тридесятое царство уезжает.

Рядом с троном скелет с ключами стоит. На стене меч-кладенец висит. Встал Кощей Бессмертный с трона, взял у скелета ключи, открыл ими семь коробов, вытащил из них семь гробов. Выпустил из них семь мертвецов. И говорит:

— Возьмите меч-кладенец и ступайте в тот конец — в чистое поле! Убейте Ивана-царевича, а Василису Прекрасную мне приведите!

Взяли мертвецы меч-кладенец и ушли.

Баба Яга по небу летит. Увидала во дворе Кощея Бессмертного свою ступу с помелом, принялась спускаться. Острым когтем проколола пузырь. Лопнул он. Вылетел из него воздух, разорвал графа на части и выбросил со двора в чистое поле. Упали они в ручей с живой водой — срослись в один миг. Стал граф опять живой.

* * *

Идет граф по чистому полю, по широкому раздолью. Смотрит, семь мертвецов, сожженные огнем, словно черные головешки, на земле валяются. Рядом с ними меч-кладенец лежит. Впереди гора стоит. В ней черная дыра. Из нее дым с огнем повалил и ему ус опалил. Разозлился граф, думает: «В черной дыре Змей Горыныч сидит. Я страшно на него сердит». Решил с ним сразиться, мечом-кладенцом рубиться. Почувствовал себя богатырем. Подошел к черной дыре и кричит:

— А ну, выходи, Змеище Горыныще, на побоище!

Вдруг гора зашевелилась. Присмотрелся граф — это не гора, а Змей Горыныч калачом свернулся и лежит. Ему он не в черную дыру, а в ноздрю кричит. Страшно испугался, в сторону бросился. Повалил у Змея Горыныча из ноздрей дым. Из трех голов огонь столбом забил. Принялся граф меч-кладенец поднимать. Не может его от земли оторвать. Тяжел богатырский меч, не срубить ему головы Змею Горынычу с плеч.

Граф видит, Баба Яга в ступе к нему летит, помелом грозит. За ней страшный Кощей Бессмертный бежит, убивать спешит. Впереди Змей Горыныч стоит, головами шевелит, все вокруг огнем палит. Некуда деться, ни убежать, ни спрятаться. Налетела, что черная туча, стая воронов, почуяли падаль. Закрыли собой солнце и светлые облака.

Вдруг задрожала земля. Прискакал в чистое поле, широкое раздолье на богатырском коне Буря-богатырь. Каленые стрелы на лук накладывает, в Бабу Ягу и Кощея Бессмертного пускает, острое копье бросает. Буря-богатырь поднял с земли меч-кладенец и в бой со Змеем Горынычем вступает, головы ему отсекает.

Граф думает: «Пора мне поспешить, с ратища-побоища скорей уходить». Бедный и несчастный граф бочком, бочком и быстро по полю пошел. В зеленую рощу пришел.

* * *

Пробирается граф по неведомым тропам и дорожкам. Видит, скачет на сером волке Иван-царевич с Василисой Прекрасной. К хвосту волка привязана отрубленная голова Идолища поганого, безобразного. Обрадовался граф, что царевна спасена и к царю Полкану будет отвезена. Теперь можно и дорогу домой искать.

Пришел граф в город. Жители его все с гладкими черепами ходят. Не растут у них волосы ни на голове, ни на лице. Спрашивает он у прохожего:

— Как ваш город называется?

— Ничто город! — отвечает тот.

«Странное название», — подумал граф. Пришел он в торговые ряды. Там большой магазин с красивой витриной стоит, в нем старые вещи продают. Вышел навстречу хозяин — карлик с желтыми зубами и зелеными глазами. К себе зазывает. Товары показывает. Лежат на полках: сапоги-скороходы, шапка-невидимка, ковер-самолет, топор-саморуб, скатерть-самобранка. Увидел граф хрустальное блюдечко и наливное яблочко. Спрашивает:

— Как эта вещь работает?

Хозяин положил на краешек хрустального блюдечка наливное яблочко. Принялся приговаривать:


Катись, катись, яблочко,
Катись, катись, наливное,
По хрустальному блюдечку,
По золотой каемочке.
Поведывай, показывай:
Города царские, сады райские,
Поля широкие, моря глубокие,
И гор крутых высоту,
И небес голубых красоту.

Катится яблочко по блюдечку, наливное по хрустальному. На блюдечке все города один за другим видны, жнецы на полях, корабли на морях; и гор высота, и небес красота; солнышко за круторогим месяцем катится, радуга золотым мостом выгибается, ясные звезды в хоровод собираются. Так все дивно-красиво, глаз не оторвать.

Решил граф купить эту диковинку и спрашивает:

— Сколько стоит хрустальное блюдечко и наливное яблочко?

Хозяин говорит:

— Это очень дорогая вещь. За деньги ее не купить. Самое дорогое в нашем городе — это усы.

— У меня только один ус остался.

— Этого хватит.

Отрезал граф свой ус. Отдал хозяину. Тут же карлик с желтыми зубами и зелеными глазами приклеил себе ус на лицо под длинный нос. Отдал необыкновенную диковинку.

* * *

Ушел граф из города. Остановился у дороги. Положил на хрустальное блюдечко наливное яблочко и принялся приговаривать:


Катись, катись, яблочко,
Катись, катись, наливное,
По хрустальному блюдечку,
По золотой каемочке.
Поведывай, показывай:
Бел-горюч камень
Сорока сажень.

Не катится яблочко по блюдечку, наливное по хрустальному. Соскочило на землю и покатилось по дороге. Выронил граф из рук хрустальное блюдечко, и оно разбилось. Побежал граф за наливным яблочком.

Прикатилось наливное яблочко к перекрестку трех дорог. Посередине бел-горюч камень сорока сажень стоит. На нем слова написаны: направо пойдешь — убитому быть, налево пойдешь — богатство найдешь, прямо пойдешь — домой попадешь. Обрадовался граф. Пошел прямо. Упал в яму.

Граф падает, падает. От страха закрыл глаза. Летит вниз, летит. Бух! И свалился. На что-то мягкое садился. Открыл глаза. Смотрит, он в своем кресле. Рядом Бахарь с гуслями стоит и говорит:

— Ваша светлость! Я закончил сказки рассказывать. Пора мне уходить.

Бахарь ушел. Граф так и не понял, то ли сказки ему привиделись, то ли были наяву.