Георгий Савицкий

Русская Луна

Данное произведение является художественным, все имена и события вымышлены.


«Подними голову!» [Транспарант на подвижной башне обслуживания стартового комплекса № 1 российского космодрома Восточный.]

ПРОЛОГ

Зачитанный томик научно-фантастических повестей Станислава Лема остался на тумбочке рядом с опустевшей койкой в больничной палате. Вместе с другими книгами по астрономии, небесной механике, технике. Пациент отправился на операцию.

На лицо надета черная дыхательная маска с гофрированным шлангом. В ярком свете бестеневой лампы четко обозначено операционное поле. Хирурги, негромко переговариваясь, проводят тончайшие манипуляции. Они — специалисты высочайшей категории.

— Борис Васильевич, сильное кровотечение…

— Вижу, Дмитрий Федорович.

— Нужно пройти дальше, придется вскрывать брюшную полость. Дайте скальпель. Зажим.

— Скальпель. Зажим.

— Придержите.

Руки опытного хирурга ювелирно точно проводят сложнейшие манипуляции. Отблескивают никелем хирургические инструменты. Операционная сестра убирает кровь из операционного поля, промокая марлевыми тампонами.

— Так, вот оно — место кровотечения. Дайте зажим.

— Нет, стойте… Что это?.. Похоже на опухоль.

— Да, большая — с кулак, наверное, величиной.

— Будем удалять, другого пути нет. Вы готовы, Дмитрий Федорович?

— Готов, Борис Васильевич.

— Сергей Наумович, каковы жизненные показатели пациента?.. — обратился профессор Борис Петровский к главному бригады анестезиологов.

— Пульс учащенный, артериальное давление резко падает, — ответил ведущий анестезиолог 4-го Главного управления Минздрава СССР Сергей Ефуни. — Даю плазму частыми каплями, ввожу препараты…

— Хорошо. Начинаем удаление опухоли.

Шел шестой час операции. Из обычной, плановой, она превратилась в сложнейшую и упорную борьбу за жизнь пациента. Внезапно открывшаяся опухоль меняла все. Но хирурги, а в операции участвовали ни много, ни мало — лично министр здравоохранения СССР, действительный член Академии медицинских наук СССР, заведующий хирургическим отделением Кремлевской больницы, ведущий анестезиолог 4-го Главного управления Минздрава СССР и остальные, не менее квалифицированные специалисты, блестяще справились с этой сложнейшей задачей.

— Опухоль удалена, кровотечение остановлено, — констатировал профессор Петровский. — Сестра, промокните мне лоб.

Операционная сестра подала на корнцанге кусок марли, в который благодарно ткнулся мокрым от пота лбом профессор.

— Остановка сердца, — буднично прозвучали страшные слова анестезиолога Сергея Ефуни. На операционную на краткое, меньше секунды, мгновение обрушилась тишина, прерываемая только тонким писком электрокардиографа.

— Реанимируйте!

Но анестезиологи и без команды начали бороться за жизнь пациента. Внутривенно введены сильнодействующие стимуляторы и кардиологические препараты, дали кислород.

— Приготовить дефибриллятор. Разряд! Еще разряд!

— На кардиографе — ничего. Прямая линия.

— Готовьте адреналин в сердце. Потом — снова попробуем дать разряд дефибриллятора.

Тонкая стальная игла вошла между ребрами и безошибочно вонзилась в сердце. Поршень медленно пошел вниз, выталкивая из стеклянной колбы мощное лекарство. Хирург передал уже пустой шприц ассистенту.

— Готовьте снова дефибриллятор.

— Разряд! — безвольное тело пациента снова дернулось на операционном столе. — Потом еще и еще…

Лучшие умы советской медицины, опытнейшие, прошедшие суровую школу фронтовой хирургии Великой Отечественной войны вели настоящее сражение за жизнь пациента.

Но, к сожалению, не всякое сражение можно выиграть…

Утром четырнадцатого января 1966 года умер человек, о существовании которого в огромном Советском Союзе знало меньше тысячи человек Ушел из жизни титан интеллекта и воли, на плечах которого человечество поднялось к звездам. Не стало Сергея Павловича Королева.

ГЛАВА 1

Дело рук виртуальности

«Роскосмос» представляет! Мы создали уникальный электронный комплекс — «эмулятор личности» с элементами искусственного интеллекта! Данный образец тестируется в качестве составной части нового интерфейса управления российского космического корабля «Федерация»!» — исключительно красивый интерактивный стенд, кричащие рекламные слоганы. Международный авиакосмический салон МАКС в Жуковском — великолепный способ заявить о новой разработке, вот только жаль, что это всего лишь виртуальный выдуманный мир, а не реальная ракета или космический корабль из титана, стали и композитных материалов. Макеты, макеты… Реальные разработки все больше растворяются в виртуальности.

Но, тем не менее, у стенда «Роскосмоса» с «виртуальным эмулятором личности» посетителей было достаточно много. Современная публика интересуется всем, что связано с высокими технологиями в области информатики и электроники.

— Наш «виртуальный эмулятор личности» — совершенно новая разработка на основе суперкомпьютера российского производства. Был собран огромный массив данных о выдающихся личностях в истории России: их высказывания, мемуары, воспоминания соратников и родных, архивные фото- и кинокадры. На основании всего этого ведущими программистами «Роскосмоса» была смоделирована и воссоздана именно личность, а не виртуальный фантом. Это не просто программа, которая может отвечать на вопросы, а именно личность, которая способна к глубокому анализу высказываний, обобщениям, в том числе — и философским, — рассказывала миловидная и элегантная брюнетка в фирменном строгом костюме с эмблемами «Роскосмоса».

— А кто стал первым прообразом для создания «виртуальной личности»? — спросил один из гостей.

— Первой в мире виртуально воссозданной личностью стал гениальный советский конструктор ракет и космических аппаратов Сергей Павлович Королев.

Лазеры спроецировали объемную фигуру величайшего и самого дерзкого в истории человечества конструктора. Он имел смелость покорить звезды, шагнуть за край атмосферы планеты Земля. Теперь в виртуальном мире — тоже своеобразном «Информационном Космосе» — он снова был воссоздан: его образ мысли, отрывистая энергичная манера речи, жестикуляция и даже его несносный, тяжелый для окружающих характер.

Он отвечал на вопросы посетителей, шутил, рассказывал о том, как разрабатывал конструкции ракет. Такой «экскурсовод» на экспозиции «Роскосмоса» приводил толпы гостей в восторг. Еще бы! Первая виртуальная личность!

Впрочем, посетители воспринимали голограмму великого ракетного конструктора как некое развлечение, не более того. Но все было гораздо серьезнее…

* * *

Он был мятежным духом — Демоном Максвелла. Умозрительной квантовой субстанцией, способной летать быстрее скорости света, находиться одновременно в разных местах, наблюдать события макро- и микромира, и даже — побывать за горизонтом событий черной дыры!

Спирали далеких галактик, гигантские шары бледно-голубого, желтого и темно-красного огня раскаленных звезд, пылевые туманности зарождающихся планетных систем — все это мог охватить только лишь человеческий разум. Он держал в ладонях яркие звезды-младенцы, горящие на заре жизни первородным бело-синим сиянием термоядерной плазмы.

Вселенная стала для него абсолютно прозрачна: законы макромира и микромира — от рождения и угасания звезд, формирования галактик, до ядерного распада и мельчайших биений энергии стали абсолютно понятны. Но это понимание не разочаровало, а открыло новые горизонты познания.

Его внимание вернулось к маленькому голубому шару, третьему на орбите от желтого карлика спектрального класса G. Вокруг планеты вращались спутники, раскрыв «паруса» солнечных батарей мчался в великой пустоте «летучий фрегат» обитаемой космической станции.

Спутник — первый искусственный объект, выведенный за пределы земной атмосферы в далеком 1957 году… Он помнил, как касался руками небольшого шара диаметром чуть больше полуметра с надписью «СССР».

Сейчас на орбите было огромное количество искусственных спутников, квантовый сгусток воли и разума знал точное число объектов в околоземном пространстве.

Один из самых могучих интеллектов, заключенный в тончайшую оболочку электромагнитных полей, без труда проник внутрь сложнейшей электронной начинки, и внезапно в этой безграничной Вселенной открылась для него иная реальность. Звезды и туманности превратились в бесконечные потоки единиц и нулей, засверкали новые созвездия информационных директорий и сжатых, сколлапсированных, хранилищ информации.

Ноосфера.

Область чистого разума, созданная человеком. Мятущийся дух, носитель уникального интеллекта, погрузился в этот мыслящий, живой океан информации. Обычный разум среднестатистического человека, наверное, не смог бы осмыслить масштабов накопленных человечеством знаний, совершенно запредельных скоростей и насыщенности информационных потоков. Но разум гения — совсем иное дело!

Кроме того, для мятущегося разума уже была готова оболочка — новая личность, но не из плоти и крови, а из тех самых единиц и нулей. Созданный в России «виртуальный эмулятор личности» вместил личность настоящую, более того — родственную той, что металась по всей Вселенной в поисках пристанища.