Что гневало Иисуса?

Обращаясь к Новому Завету и изучая жизнь Иисуса, мы обнаруживаем, что Он тоже совершал позитивные, любящие действия против зла, которое вызывало Его гнев. Пожалуй, наиболее известное — переживания Иисуса в Иерусалимском храме, когда Он увидел, что торговцы покупают и продают волов, овец и голубей. Он сказал тогда: «Дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Евангелие от Матфея, 21:13). Задолго до этого в Своем служении Иисус укорял менял: «Дома Отца Моего не делайте домом торговли» (Евангелие от Иоанна, 2:16). Апостол Иоанн писал, что Иисус сделал бич из веревок, выгнал из храма всех «и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул» (стих 15).

...

РЕАКЦИЯ БОГА НА ГНЕВ ВСЕГДА ПОДРАЗУМЕВАЕТ ЛЮБЯЩИЕ ДЕЙСТВИЯ — ЭТО СТРЕМЛЕНИЕ ПОЛОЖИТЬ КОНЕЦ ЗЛУ И НАСТАВИТЬ «ЗЛОДЕЯ» НА ПУТЬ ИСТИННЫЙ.

Кто-то спросит: «Где же дух прощения Иисуса?» Но если бы злодеи раскаялись, Он простил бы их. Помните, прощение Бога всегда бывает ответом на человеческое покаяние. Его поступки демонстрируют не только менялам, но и религиозным вождям, что происходящее неприемлемо для храма. Более того, пишет Иоанн, «ревность по доме Твоем снедает Меня» (2:17; см. Псалтирь, 69:9). Ученики познали гнев Иисуса и поняли этот гнев как признак Его праведности и глубокой озабоченности тем, что дом Отца Его должен быть местом молитвы, а не торговли.

Однажды, когда Иисус был в синагоге в Шаббат, к нему подошел мужчина с парализованной рукой. Фарисеи искали случая обвинить Иисуса в нарушении закона субботы [Тора (Пятикнижие) заповедует покой и прекращение работы в субботу.], поэтому Иисус спросил их: «Должно ли в субботу добро делать, или зло делать? Душу спасти, или погубить?» Фарисеи [Фарисейское учение — одно из течений иудаизма. Фарисеев в первую очередь интересовало строжайшее исполнение норм Закона в повседневной жизни, за что их критиковал Иисус.] промолчали. Иисус «воззрел на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, сказал тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая» (Евангелие от Марка, 3:4–5). Иисус не одобрял формализм фарисеев, ставивших соблюдение закона субботы выше служения человеческим нуждам. Исцеление Иисусом увечья человека у них на глазах явилось поступком, который отверг их неправильное мышление и наглядно показал, что помощь нуждающимся важнее соблюдения религиозных догм.

Божественный пример ясен: реакция Бога на гнев всегда подразумевает любящие действия — это стремление положить конец злу и наставить «злодея» на путь истинный.

Материнский гнев

А что можно сказать о нас? Мы уже убедились, что люди несут в себе образ Бога — каждый из нас в какой-то мере озабочен праведностью, честностью и справедливостью. Всякий раз, когда мы сталкиваемся с тем, что считаем неправедным или несправедливым, в нас рождается гнев. Но он предназначен не для того, чтобы побуждать нас к деструктивным поступкам в отношении людей, которые поступили с нами несправедливо, и он не дает нам права совершать такие поступки. Цель гнева — мотивировать нас к позитивным действиям, которые исправят проблемную ситуацию.

Гнев побуждает на проведение социальных реформ. Слышали ли вы когда-нибудь о MADD [MADD, Mothers Against Drunk Driving («Матери против пьяных водителей») — некоммерческая организация в США и Канаде, созданная в 1980 году в Калифорнии. Выступает против вождения в нетрезвом виде и употребления алкоголя несовершеннолетними.]? Думаю, эту организацию породил гнев. Сотни матерей теряли своих детей по вине пьяных водителей. Когда же виновники являлись в суд, их лишь слегка били по рукам, иногда назначали небольшой штраф — и на следующий же день они возвращались на дороги.

...

ИИСУС ПРОГНЕВАЛСЯ НА ФОРМАЛИЗМ ФАРИСЕЕВ. ЕГО ПОСТУПКОМ ЯВИЛОСЬ ИСЦЕЛЕНИЕ ТОГО ЧЕЛОВЕКА У НИХ НА ГЛАЗАХ.

Голоса матерей сливались в один: «Это несправедливо». Тринадцатилетнюю дочь основательницы MADD, Кэндис Лайтнер, сбил насмерть пьяный водитель. Ее шок и скорбь вскоре переросли в сильнейший гнев, когда калифорнийский судья вынес преступнику слишком мягкий приговор. Кэндис и другие возмущенные матери решили образовать сообщество MADD. Именно гнев, спровоцированный несправедливостью, творившейся на их глазах, мотивировал миссис Лайтнер и ее единомышленников учредить национальную организацию, которая стремительно разрасталась и теперь включает более четырехсот отделений.

...

ОТМЕНА РАБСТВА В АНГЛИИ И АМЕРИКЕ ПРОИЗОШЛА, КОГДА У БОЛЬШИНСТВА ЛЮДЕЙ ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВА ВЫЗЫВАЛО ГНЕВ.

Поначалу их метод борьбы с несправедливостью состоял в том, чтобы поочередно присутствовать в залах суда, когда разбирались дела тех, кого обвиняли в вождении в нетрезвом состоянии. Они смотрели в глаза судье, адвокатам и тем, кто преступил закон. Присутствие членов MADD на заседаниях побуждало судей хорошенько задуматься, прежде чем вернуть лицензию обвиняемому. Матери также оказывали давление на правительства штатов, чтобы те принимали более суровые законы в отношении пьяного вождения. Не думаю, что мне нужно рассказывать вам о том, что в последние несколько лет наказания за вождение в нетрезвом состоянии стали суровее. Теперь у тех, кто садится за руль под воздействием алкоголя или наркотиков, лицензии отбирают чаще, чем когда-либо. И все это результат материнского гнева. Сегодня MADD продолжает добиваться проведения судебных и законодательных реформ.

Похожим образом была создана организация SADD [SADD, Students Against Driving Drunk («Учащиеся против пьяных водителей») — студенческая организация, возникшая в 1981 году в Массачусетсе. Ее основатели стремились предотвратить несчастные случаи, возникающие в результате вождения в нетрезвом состоянии. В 1997 году была переименована в «Учащиеся против разрушительного поведения» (Students Against Destructive Decisions).]. Учащиеся одной из школ Массачусетса понимали, какой ущерб наносят обществу пьяные водители-студенты. «Неправильно позволять молодежи водить под воздействием алкоголя» — к такому выводу пришли основатели SADD. Они самостоятельно организовали сообщество и договорились, что на каждой вечеринке будет специально присутствовать трезвый человек, который сможет развозить по домам пьяных студентов. Члены SADD совершили позитивные любящие действия в ответ на свой гнев.

«Разреши оковы неправды»

Отмена рабства в Англии и Америке произошла, когда у большинства людей текущее состояние общества вызывало гнев. История Уильяма Уилберфорса, члена британского парламента и социального реформатора, глубоко верующего человека, знакома многим. В 1807 году Уилберфорс и Томас Кларксон, его единомышленник, убедили британское правительство утвердить закон, запрещающий работорговлю. Но эта победа была итогом долгой битвы, в которой борцам за свободу приходилось сражаться в меньшинстве. Десятилетиями Уилберфорс вел неустанный крестовый поход, читая страстные речи в парламенте, подробно описывая и разоблачая зло работорговли. В то же время за океаном, в Соединенных Штатах, были люди, которые, видя ужасы рабства, говорили про себя: «Это несправедливо». Но лишь в 1862 году президент Линкольн подписал «Прокламацию об освобождении», что подтолкнуло США к запрету рабства на территории всей страны. Для того чтобы нация ощутила угрызения совести, потребовались люди, гневающиеся из-за несправедливости. Люди вроде Гарриет Бичер-Стоу, аболиционистки [Аболиционизм — общественное движение за отмену рабства и освобождение рабов.] и автора «Хижины дяди Тома» [«Хижина дяди Тома» — социальный роман Гарриет Бичер-Стоу, изданный в 1852 году в США. Своим литературным творением Бичер-Стоу выступила против рабовладения в США, и «Хижина дяди Тома» стала самым продаваемым романом XIX века. По некоторым оценкам, именно эта книга спровоцировала Гражданскую войну в США.].

Это согласуется с желаниями Бога, изложенными Исаией: «Разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо. Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» (Исаия, 58: 6–7).

Но как это работает в повседневной жизни?

Давайте вернемся к Брук, с которой мы познакомились в первой главе. Ее бесит неприемлемое поведение собственных детей. Она злится на мужа, потому что он не помогает ей в быту. Упрекает себя в том, что приняла решение сидеть дома с детьми, а не работать. И гневается на Бога — ей кажется, что именно Он попустил ее во все это ввязаться. В данный момент нас не интересуют конкретные действия, которые следует предпринять Брук. Мы просто задаемся вопросом: какова цель ее гнева? Я полагаю, он должен заставить Брук разобраться с тем, что она считает несправедливостью, и мотивировать ее к позитивным, любящим действиям. Она ни в коем случае не должна игнорировать свои эмоции. Гнев подобен стоп-сигналам машины. Его возникновение говорит о том, что некой проблеме требуется уделить внимание.

Гнев может быть мощным и позитивным мотиватором. Он способен побудить нас к позитивным действиям — с целью исправить неправильное и несправедливое. Но он также способен превращаться в неуправляемую силу.

Итак, наша главная проблема заключается в том, что истинное предназначение гнева странным образом ускользает от нас, когда мы злимся. Мы забываем о возможности исправить несправедливость и в итоге усугубляем ситуацию. Это подводит нас к следующему важному вопросу: как нам научиться работать с гневом?

...

Люди, которые взвиваются в гневе, всегда неудачно приземляются.

УИЛЛ РОДЖЕРС