Грегг Брейден
Человек — дитя вселенной. Эволюция и подсознание: как наше прошлое определяет будущее
«Столь малые существа, как мы, способны охватить безбрежное лишь посредством любви».
Карл Саган (1934–1996), американский астроном и космолог
Введение
Вопрос о нашем происхождении, и почему он так важен
С тех времен, как наши далекие предки с трепетом взглянули на звезды на безлунном ночном небе, бесчисленное количество людей, охваченных одним и тем же чувством, множество раз задавались одним-единственным вопросом. Этот вопрос лежит в основе любой проблемы, с которой мы столкнемся в своей жизни, и не важно, велика она или мала. Он связан с любым вызовом в любой ситуации и определяет основу всех решений, которые мы принимаем. Мы задаем его себе в течение почти 200 тысяч лет, прожитых нами на Земле, и формулируется он очень просто: кто мы?
Величайшая ирония нашей жизни в том, что даже через пять тысяч лет письменной истории, несмотря на потрясающие технические достижения человечества, нам и по сей день необходимо постоянно отвечать на этот самый главный вопрос.
...Ключ 1. Несмотря на величайшие технические достижения современного мира, наука все еще не готова дать ответ на самый главный вопрос нашего существования: кто мы?
Почему так важен вопрос о нашем происхождении?
Ответ на вопрос, каким образом мы стали теми, кто мы есть, будет пронизывать буквально каждый момент нашей жизни. Этот ответ предопределит око восприятия — фильтр, через который мы видим других людей, окружающий мир и, что самое главное, самих себя. Например, когда мы представляем себя отдельно от тела и рассматриваем процесс исцеления, то чувствуем себя беспомощными жертвами эксперимента, поставленного не нами. Но недавние открытия показывают, что если мы знаем о возможности постоянной починки наших тел, омоложения и исцеления, то это изменяет химические реакции в клетках [1].
Самоуважение, самооценка, ощущение уверенности в себе, благосостояние и наша безопасность напрямую зависят от того, как мы воспринимаем себя в этом мире. И когда мы отвечаем человеку согласием на предложение пройти по жизни вместе или при выборе достойной работы, самые важные решения связаны с ответом на простой и вечный вопрос: кто мы?
На духовном уровне этот ответ ложится в основу наших будущих отношений с Богом. Он оправдывает наши соображения, когда речь идет о спасении жизни человека и даже когда мы решаемся ее прервать.
То, как мы представляем самих себя, сказывается на обучении наших детей. Но если этому тонкому чувству самооценки угрожают своей безжалостной травлей одноклассники, то это уже их ответ на вопрос «Кто я?», и он дает им силы залечить собственные раны. Это определяет разницу между их ощущением своей значимости в жизни и его отсутствием.
В глобальном масштабе наше представление о себе определяет политику корпораций и государств. Им решать, сбрасывать ли ежегодно более 12 миллионов тонн отходов пластмасс и тысячи литров радиоактивных жидкостей в Мировой океан или дорожить чистотой воды на планете.
Даже в том, как страны устанавливают собственные границы и как правительства оправдывают переброску войск через них на земли и дома других народов, — сразу видно, как мы воспринимаем самих себя. После размышлений об этом становится ясно, что ответ на вопрос «Кто мы?» есть основа любой нашей деятельности и определяет все, чем мы дорожим.
...Ключ 2. Все чувства уверенности в себе, благосостояния и ощущения безопасности — от нашего самоуважения и самооценки до восприятия мира и других людей — напрямую зависят от ответа на вопрос: кто мы?
Именно потому, что мнение о себе играет решающую роль в нашей жизни, мы обязаны максимально правдиво и честно выяснить, кто мы и откуда пришли. Нам годится любой источник информации — как передовой современной науки, так и мудрости человеческого опыта, насчитывающего пять тысяч лет. Нам придется изменить взгляд на традиционную историю, когда новые открытия позволят это сделать.
Почему нам необходима новая история
Более 150 лет назад естествоиспытатель Чарлз Дарвин опубликовал труд «Происхождение видов путем естественного отбора», который чаще называют просто «Происхождение видов», — труд, сломавший устоявшуюся парадигму. Целью книги было дать научное объяснение сложности жизни: каким образом на протяжении веков она развилась из примитивных клеток до современных сложных видов. Дарвин считал, что эволюционный принцип, установленный им в некоторых частях мира у некоторых форм живого, применим к любым организмам, включая человека.
Одна из величайших ироний современного мира в том, что со времен Дарвина сама наука не поддержала его теорию и с течением времени не разрешила загадку жизни, а поступила как раз наоборот. Самые последние открытия демонстрируют факты, опровергающие традиционные подходы, особенно когда речь заходит об эволюции человека. Вот часть этих фактов.
Факт 1. На общепринятом эволюционном древе человека нанесены пунктирные линии, ведущие от одного ископаемого организма к другому, а затем и к современным человеческим существам на вершине древа, но эти переходы ни на чем не базируются. Существование их принято на веру, а не доказано, и поэтому они предположительные илиумозрителъные.
Факт 2. Современные человеческие существа неожиданно возникли на Земле приблизительно 200 тысяч лет назад, сразу обладая продвинутыми признаками, что отделяет нас от всех известных развившихся видов живого.
Факт 3. Отсутствие общей ДНК у неандертальцев, которые были нашими предками, и ранних гомо сапиенс означает, что мы происходим все же не от неандертальцев, хотя возможно, что в какой-то момент и скрещивались с ними.
Факт 4. Полный анализ генома показывает, что ДНК, отделяющая нас от других приматов, является результатом древнего, загадочного и скрупулезного синтеза генов. Поэтому само существование человечества стало возможным благодаря чему-то вне эволюции.
Речь идет о продвинутых признаках, упомянутых в факте 2, которые не развивались постепенно в течение длительного времени, как считает эволюционная теория. Мозг, на 50 процентов больший, чем у ближайших родственных приматов, а также сложная нервная система с тонкой настройкой эмоциональных и сенсорных способностей уже были у современных людей при их появлении. И человек с тех пор не изменился.
Иными словами, современный человек — это те же люди спустя две тысячи столетий!
Такие факты, прошедшие экспертную научную оценку, вызывают сомнение в традиционной истории нашего происхождения, которой придерживались длительное время. Новые доказательства говорят явно не в пользу общепринятого толкования прошлого. Популярная версия, излагаемая на лекциях и в учебниках, заставляет нас поверить, будто мы представляем собой малозначительные существа, которым когда-то давным-давно выпала биологическая удача. А затем, выдержав 200 тысяч лет жесткой конкуренции и процесса выживания сильнейших, мы обнаружили себя беспомощными жертвами во враждебном мире разъединения, конкуренции и конфликтов.
Научные открытия, описанные в настоящей книге, не предлагают ничего, серьезно отличающегося от сказанного. Поэтому нам необходима новая история нашего происхождения, которая соответствовала бы современным данным. И наоборот, нам еще изучать и изучать современные данные, чтобы они поведали о новой истории происхождения человека.
Перед своей кончиной в 1962 г. лауреат Нобелевской премии физик Нильс Бор напомнил, что ключ к разгадке тайны— в самой тайне. «Всякое большое и трудное препятствие заключает в себе свое разрешение, — сказал он. — Оно заставляет нас думать иначе, чтобы его найти» [2]. Слова Бора не утратили своей силы и сейчас.
От ископаемых останков и могильных захоронений до увеличенного размера мозга и ДНК — все это раскрывает тайну происхождения человечества. Такие открытия рассказывают нам нашу новую историю. Главное здесь в том, что нам надо начать воспринимать себя иначе, чтобы принять ее. Я написал книгу как приглашение сделать это.
...Ключ 3. Вместо того чтобы вписывать новые открытия в заранее готовые шаблоны, важно дать им шанс рассказать о новой истории. Тогда, наконец, мы ответим на самый главный вопрос нашего существования.