Сильные стороны (и слабости)

Могу сказать по личному опыту (конечно, предвзято), что у «поборников» много потрясающих качеств. Другие люди могут смело полагаться на «поборников», а «поборники» могут полагаться сами на себя.

«Поборники» с готовностью оправдывают внешние ожидания. Они самоуправляемы, им нетрудно укладываться в заданные сроки, вовремя являться на встречи, выполнять обязательства или справляться с задачами — и им не нужны проверки, надзор, напоминания или наказания, чтобы не сворачивать с пути.

«Поборников» часто очень интересуют правила. Например, даже если я просто прохожу мимо и вижу список правил — к примеру, вывешенный администрацией бассейна или офисной столовой, — я не могу устоять перед желанием прочесть и следовать им. Мы, «поборники», как правило, не прочь носить форменную одежду, следовать точным указаниям кулинарного рецепта или повиноваться инструкциям.

...

В большей степени, чем остальные три тенденции, «поборники» без проблем принимают решение действовать, а потом выполняют его; они также с большей легкостью формируют привычки.

С такой же готовностью, с какой «поборники» соответствуют внешним ожиданиям, они подходят и к внутренним. Если «поборники» решают что-то сделать, то делают это, даже когда другим все равно, а порой даже тогда, когда их действия доставляют другим неудобства.

В результате я как «поборница» знаю, что могу на себя рассчитывать. Могу рассчитывать на себя больше, чем на любого другого человека в своей жизни.

Почти всегда, приняв на себя обязательство, я способна его выполнить даже без внешней помощи. В прошлом, избрав карьеру юриста, я должна была сдать экзамен по судебной юриспруденции. Чтобы подготовиться, заказала комплект кассетных записей BARBRI и часами слушала, делала заметки и училась — у себя дома на кухне. Мои друзья предпочли посещать курсы BARBRI, чтобы помочь себе придерживаться расписания занятий, но я могла делать это самостоятельно.

В силу своего желания соответствовать внешним и внутренним ожиданиям «поборники» независимы, надежны и отличаются высокой степенью самообладания. Если они говорят вам, что собираются что-то сделать, они это делают.

В сущности, поскольку «поборники» с готовностью соответствуют ожиданиям, не-«поборники» иногда пытаются «выезжать» на ответственности «поборников» перед собой. Одна «поборница» писала:

...

«Я никак не могла понять, почему, когда садилась на диету, устанавливала новый режим физических нагрузок или бралась за новое хобби, всегда находились люди, желавшие ко мне присоединиться. Потом осознала, что они хотели, чтобы я обеспечивала им поддержку: «Позвони мне, когда соберешься на велосипедную прогулку, и я встречусь с тобой в парке». Теперь я понимаю, что они пытались «выехать» на моей силе воли, потому что им нужны были обязательства передо мной, чтобы заставить себя что-то делать».

По собственному опыту могу сказать: хотя порой приятно помогать другим людям оправдывать их собственные ожидания, мне хотелось бы, чтобы они не полагались на то, что я буду помогать им делать их дела.

У «поборников» соответствие внешним и внутренним ожиданиям не вызывает ощущения загнанности в ловушку; напротив, это позволяет им чувствовать себя творческими и свободными людьми, потому что они способны реализовать любой план, какой захотят. Если я решу, что хочу написать за лето небольшую книжку или отказаться от сахара, я знаю, что выполню запланированное, пусть даже никому больше до этого нет дела. Эта уверенность в себе дарит мне глубокое ощущение свободы, контроля и возможностей.

Однако я не хочу создать впечатление, что «поборникам» никогда не бывает трудно соответствовать ожиданиям. Бывает. Мне приходится бороться с собой, чтобы поддерживать некоторые свои полезные привычки, например, ходить в спортзал, делать необходимые звонки или бегать по делам. Я прокрастинирую, я отлыниваю. Но по большей части «поборникам» легче оправдывать ожидания, чем представителям других тенденций.

«Поборники» с готовностью следуют внешним и внутренним правилам, а также часто ищут правила, стоящие за другими правилами — например в области этики или морали. Например, одной из самых знаменитых «поборниц», безусловно, является Гермиона Грейнджер из серии книг о Гарри Поттере Дж. К. Роулинг. Гермиона никогда не забывает выполнять домашние задания, постоянно напоминает Гарри и Рону о законах магического мира и тревожится, когда кто-нибудь переступает черту. Тем не менее когда она верит, что общепринятые ожидания несправедливы, то объявляет против них крестовый поход — ибо видит правила, превосходящие другие правила, — даже сталкиваясь с безразличием или откровенным неодобрением со стороны других. Она объявляет кампанию за улучшение обращения с домашними эльфами, бросает школу и противостоит Министерству магии в борьбе против злого волшебника Волан-де-Морта. Она с готовностью следует общественным правилам и законам до тех пор, пока они не вступают в конфликт с ее внутренним чувством справедливости — а когда это случается, она их отвергает.

Я обожаю книги о Гарри Поттере — отчасти потому что мне нравится видеть такое чудесное изображение «поборника» в литературе. Интересно, это у всех так? Для всех ли нас особенно притягательны описания нашей собственной тенденции?

Поскольку «поборники» с легкостью оправдывают и внешние, и внутренние ожидания, они редко страдают от недовольства или выгорания и не зависят от внешней мотивации или надзора. Хотя их дисциплинированность может казаться другим проявлением негибкости, сами «поборники» чувствуют себя свободными, эффективными и независимыми.

Слабости (и сильные стороны)

Как и у всех тенденций, сильные стороны «поборников» могут становиться слабостями.

«Поборник» может быть бесстрашным защитником справедливости — а может стать судьей-вешателем, который слепо применяет букву закона, или школьным ябедой, который доносит учителю о любой самой мелкой провинности других детей, или начальником, который отказывается принять у подчиненного отчет, потому что он подан на час позже назначенного времени.

Из-за своей склонности оправдывать ожидания «поборники» могут чувствовать себя вынужденными следовать правилам даже тогда, когда разумнее было бы их игнорировать. Хотя я без проблем пользуюсь общим туалетом, не могу заставить себя зайти в уборную с табличкой «ДЛЯ ДЖЕНТЛЬМЕНОВ», даже если она одноместная. Моя подруга-«поборница» рассказывала мне: «По дороге в больницу, когда у меня начались роды, я просила мужа не гнать машину и настояла, чтобы он припарковался там, где положено, хотя в итоге родила меньше чем через двадцать минут после того, как мы добрались до места».

Порой «поборники» становятся нетерпеливы, или даже надменны, когда другие люди отвергают ожидания, не могут оправдать собственные ожидания или сомневаются в ожиданиях. Одна «должница» писала: «Я сказала коллеге, что у меня трудности с приемом витаминов, поскольку мне трудно последовательно делать это без внешней отчетности. Она ответила: «Да повзрослей ты уже!» Да, это похоже на «поборницу». Не слишком вежливую, но все равно «поборницу».

Я как «поборница» хочу, чтобы другие не просто соответствовали ожиданиям, но и хотели им соответствовать. Мне нравится вычеркивать пункты из списка дел, соблюдать назначенные самой себе сроки и следовать инструкциям, и долгое время меня озадачивало то, что другие не испытывают таких же чувств. Теперь я понимаю, что становлюсь еще более требовательной из-за своего стремления не быть требовательной.

«Поборники» могут выражать неодобрение и испытывать неловкость, когда другие неправильно себя ведут, даже в мелочах. Я напрягаюсь, если кто-нибудь начинает шептать мне на ухо во время совещания. В то же время мое «поборничество» способно выявить во мне грубость. Я не стараюсь быть резкой или настырной, но настолько переживаю из-за того, что рискую опоздать или неточно выполнить инструкции, что могу забыть о вежливости.

...

Одной из самых знаменитых «поборниц», безусловно, является Гермиона Грейнджер из серии книг о Гарри Поттере Дж. К. Роулинг.

«Поборникам» бывает трудно делегировать обязанности, потому что они сомневаются в способности других доводить дело до конца. «Я женат на «поборнице», — писал мне один читатель. — По воскресеньям она расписывает учетные карточки на каждый день недели и виртуозно управляется с выполнением собственных списков дел. Она заботится о наших детях, внуках, родителях, сестре и т. д. Одна из ее любимых реплик: «Почему никто в этой семье не в состоянии разгрести собственное д***мо?»

Тем не менее — и это может удивить — «поборники» часто не желают призывать к ответу других, даже если люди просят их об обеспечении отчетности. Поскольку самим «поборникам» внешняя отчетность не очень-то и нужна, они не сочувствуют тем, кто в ней нуждается. А еще, поскольку «поборники» сами ощущают давление внешней отчетности, им не нравится взваливать это бремя на других. Лично я через силу (вплоть до отказа) понукаю действовать других, включая собственных детей. Мне следовало бы напоминать своим дочерям убирать постели, лучше вести себя за столом, больше читать — но мне невыносима мысль о том, что придется напоминать им, проверять результаты, а потом снова напоминать.