...

Из-за своей склонности оправдывать ожидания «поборники» могут чувствовать себя вынужденными следовать правилам даже тогда, когда разумнее было бы их игнорировать.

«Поборники» могут неуютно чувствовать себя в случае изменений в заведенном порядке, привычках или расписаниях. Не так давно я и мой муж Джейми присутствовали на свадьбе в Бостоне, и в приглашении было написано: «Автобус к церкви отходит от отеля в 18:00». За завтраком мать невесты сказала нам:

— На самом деле автобус будет без четверти шесть.

— Но в приглашении было написано — в шесть ровно, — возразила я.

— Да, но теперь он отходит без четверти шесть. Пробки!

Когда мы с Джейми уходили, я возмущенно сказала ему:

— Как они могут вот так менять условия? На приглашении же написано — ровно в шесть! (Джейми — «скептик», и это изменение взволновало его значительно меньше, чем меня.)

Другим людям позиции «поборника» могут казаться крайностью. Я знаю одного «поборника», который носит в специальном бумажнике учетные карточки: зеленые для списка текущего дня; розовые для списка дел на текущую неделю; желтые для связанных с работой дел, не указанных на зеленой и розовой карточках; белые — для личных дел.

— Если кто-нибудь видит эту систему, может показаться, что я малость чокнутый, — признался он. (Вполне возможно, само использование учетных карточек является показателем того, что перед вами «поборник».)

Приверженность «поборника» внутренним и внешним ожиданиям может порой казаться другим людям холодностью и негибкостью. Одна читательница писала мне:

...

«Я считаю, что многие «поборники» проявляют негибкость в следовании собственным ожиданиям, даже когда имело бы смысл уважить других людей, если у тех нет времени, чтобы приспособиться к новым обстоятельствам. Например, «поборник» говорит: «Мы планировали ехать на собственной машине и выехать в такое-то время, так что — нет, мы не станем менять этот план, чтобы забрать еще одного человека». У меня много подруг — работающих мам, и «должницы» всегда бывают теми, кто гибко и творчески помогает друг другу управляться с расписаниями и детьми, в то время как «поборницы» своим поведением часто дают понять: «Мы планируем все заранее и на данном этапе уже не можем ничего изменить, чтобы кому-то помочь». Они надежны и предсказуемы, но во многих ситуациях бо́льшая адаптивность оказывается только в плюс».

Как это верно! Нам, «поборникам», очень трудно менять планы в последнюю минуту — особенно когда мы думаем: «Почему же ты не разобралась с этой проблемой еще вчера?»

Мне очень нравится быть «поборницей», но я вижу и темную сторону этой тенденции. Я отлично умею заставлять себя делать то, чего делать не хочется, — иногда даже слишком хорошо. Могу тратить время и энергию на что-то просто потому, что думаю, что «должна» это делать, не задаваясь лишними вопросами.

Но мне все равно очень нравится быть «поборницей».


Вариации внутри тенденции


Как и во всех тенденциях, среди «поборников» существует немало разновидностей. Личности людей отличаются во многом: «поборник» может быть честолюбцем, интеллектуалом, нервным, общительным, вспыльчивым, любящим или творческим — и все это в смеси с его/ее «поборническими» качествами.

Более того, каждая тенденция находится «в сцепке» с двумя другими тенденциями, и человек конкретной тенденции часто «дает крен» в сторону одной из тенденций, накладывающихся на его собственную. Так, тенденция «поборников» накладывается на тенденции «скептиков» (и те, и другие оправдывают внутренние ожидания) и «должников» (и те, и другие оправдывают внешние ожидания).

«ПОБОРНИКАМ/скептикам» легче сомневаться во внешних ожиданиях, и поэтому они лучше умеют отвергать их: «Начальник говорит, что я должен ехать в эту поездку, но действительно ли это необходимо?» Они также с большей легкостью подвергают сомнению ценность внутреннего ожидания. Помню один диалог с собой на тему одного внутреннего ожидания: «Я медитировала каждое утро не один месяц, и похоже, от этого никакого толку. Следует ли мне отказаться от этой привычки?» Я смогла ответить себе: «Да, настало время бросить». (Однако заметьте, что я, будучи «поборницей», к тому времени уже придерживалась этой привычки несколько месяцев.)

«Поборники» с уклоном в сторону «скептика» с большей готовностью отвергают преобладающие в обществе ожидания, и если возникает конфликт между внешними и внутренними ожиданиями, то «ПОБОРНИКИ/скептики» придают больший вес внутренним ожиданиям — как и «скептики». «Завтра все мы выступаем со своими презентациями, и мой коллега хочет, чтобы я дал отзыв на его презентацию, но мне нужно время, чтобы поработать над собственной, поэтому я скажу ему, что не могу выполнить его просьбу».

Напротив, «ПОБОРНИКИ/должники» дают крен в сторону реагирования на внешние ожидания. «ПОБОРНИК/должник» внешние ожидания ощущает как более весомые, и если возникает конфликт, то внешние ожидания с большей легкостью перевешивают внутренние. Такие «ПОБОРНИКИ/должники» могут испытывать трудности с установлением границ, а в экстремальных случаях могут даже демонстрировать бунт «ПОБОРНИКА/должника». По большей части они легко добиваются внутренних и внешних целей, но время от времени (и довольно часто) «ломаются»: они не умеют вовремя дать себе необходимую передышку (на что вполне способны большинство «поборников»), а потом происходит взрыв — и тогда они отказываются соответствовать какому-нибудь ожиданию.

На одной вечеринке у меня состоялся долгий разговор с подругой-романисткой о том, кто она — «поборница» или «должница». Мы так и не сумели найти ответ тем вечером, так что на следующее утро она прислала мне сообщение:

...

«Я готова есть то, что мне не нравится, и мучиться на мероприятиях, которые для меня сущая пытка, и не стану возражать людям, чье поведение граничит с оскорбительным. Но я также очень дисциплинирована в отношении своего литературного труда, физических нагрузок и чтения, и я многое успеваю — при условии, что мои интересы и занятия никому не мешают. Я решаю этот вопрос, выкраивая для себя большие периоды времени в одиночестве, когда ни с чем не связана и не несу ни перед кем ответственности. Я себя знаю, и поэтому создала для себя мощный защитный механизм: постоянная няня для детей и рабочее пространство вне дома».

На основе этого описания я определила ее как очень заботливую «ПОБОРНИЦУ/должницу». Она способна оправдывать внутренние ожидания без внешней отчетности, но только тогда, когда этому не мешают внешние ожидания. Хотя «ПОБОРНИКИ/должники» принимают на себя обязательства как перед внутренними, так и перед внешними ожиданиями, им очень трудно игнорировать диктат внешних ожиданий; они должны непременно выражать свои внутренние ожидания и устанавливать границы, чтобы защитить внутренние ожидания от внешнего вмешательства.

Некоторые «поборники» объясняют свою решимость оправдывать собственные внутренние ожидания, говоря, что для того, чтобы соответствовать ожиданиям других, нужно самим становиться сильнее. Когда одного «поборника» спросили, какой девиз он выбрал бы для своей тенденции, он ответил: «Если я хочу поддерживать других, вначале должен поддерживать самого себя». Это взгляд «ПОБОРНИКА/должника». Лично я как «ПОБОРНИЦА/скептик» не ощущаю необходимости оправдываться. Я соответствую своим внутренним ожиданиям, потому что они для меня важны.