Понимая, что в гибнущей державе места больше нет, интеллектуалы разъехались по миру. Где-то лучше платили, где-то был высокий уровень жизни. Но только не в Союзе.

Это и стало одной из главных причин развала советского общества. Повторюсь: мы говорим о социальных проблемах, а не политических.

Вернемся же к постсоветской Украине. Перестройка и разрушение СССР обезобразили тело теперь уже независимого государства. Хитроватые бизнесмены и бандиты быстро прибрали к рукам государственное имущество и в погоне за добычей поставили население Украины на колени. Кому повезло, пошел в мелкое предпринимательство, стал работать на преступные группировки или прозябал в бедности на мизерной зарплате. Невероятному количеству украинцев пришлось покинуть родную страну в поисках заработка — путь в Европу и Америку, где всегда ценилась дешевая рабочая сила.

Не побоюсь заметить, что обозреваемое мной государство имело все шансы стать сильной страной. Однако этого не случилось. Интеллектуалов нет, образование скатилось к устаревшим советским стандартам, всеобщая бедность. К тому же «продали» ядерный потенциал за дешевую американскую валюту в жажде подзаработать. А ведь атомные бомбы могли обеспечить Украине теплое место под политическим солнцем.

Первые годы независимой жизни для украинского народа протекли в хаосе. Большинство реформ было проведено не в целях улучшения жизни всего общества, но в интересах небольшой группы отдельных людей, стоящих у руля Республики. Впрочем, были и позитивные свершения. Например, большая часть неформальных бандитских формирований повзрослела и легализовалась; оставим без внимания тот факт, что бизнес этих формирований и в будущем действовал не всегда гуманными методами — что поделать, ведь люди не меняются.

Отдельного внимания заслуживает роль средств массовой информации. Действительно, в стране пришло время гласности и открытости. Радио — когда-то мощный инструмент пропаганды — ушло на задний план, заполнившись мотивами второсортной попсы. Значительно лучше показала себя другая часть рынка информационных технологий. Появились мелкие издания, проповедовавшие национальную идею. На телевидении помимо развлекательных каналов обосновались независимые службы новостей. Пресса и чародеи волшебных телеящиков создали атмосферу прозрачного информационного поля. И опять же дело не осталось без подводных камней, ведь практически все журналы, каналы или агентства принадлежали все той же верхушке власти. В будущем эта верхушка рассыпалась на несколько кланов, преследующих собственные финансовые интересы, и в Украине до сих пор гремит информационная война: политические силы сталкиваются на телевизионых каналах и газетных полосах.

Чтобы отвлечь массовое сознание от действительно важных проблем, подконтрольные правительству, бизнесменам и бандитам СМИ навязали украинцу не слишком чистые стереотипы. Направленную на европейские стандарты и национальные идеи Западную Украину столкнули с Восточной, пророссийской. Заговорили о ненависти внутри страны, засыпали информационное поле рекламной и прочей мишурой. Всем давно известно, что разделенное на части государство не может представлять серьезную угрозу. Печально признать, что гипотетическую угрозу молодая страна несла лишь правительству.

Посмотреть на действительность с правильной стороны рядовой украинец мог только через призму заграничных независимых изданий и каналов. Однако иностранные СМИ с большим трудом пробивались сквозь заполненное развлекательными феериями и эстрадой информационное поле Украины. Наибольшая трудность состояла в том, что издания Европы и США были не по карману населению республики, а спутниковое телевидение было очень дорогим.

Ситуация значительно изменилась, когда в стране началось тотальное распространение сети Интернет. Его правительству проконтролировать не удалось, и каждый гражданин Украины смог узнать из нескольких независимых источников о действительной политической обстановке в государстве.

С годами, надо отметить, уровень жизни в республике возрос. Активно развивающаяся рыночная экономика подняла зарплаты и создала немало рабочих мест. С заработков возвращались уехавшие в начале 90-х граждане. Они привезли с собой цивилизацию и валюту, которая значительно помогла молодой стране.

Имея представление о европейских стандартах, выбравшись из нищеты и владея независимой информацией, народ Украины понемногу приходил к пониманию государственной проблемы. Правительство пошатнулось, растеряв инструменты управления страной.

Первым значительным шагом к настоящей независимости и богатству стала Оранжевая революция. Народ впервые за долгие годы почувствовал себя свободным и сплоченным, ложь насчет войны между Западом и Востоком была побеждена. К власти пришел политик, четко направленный на развитие национальной идеи и практически не принадлежащий к бандитско-деловым группировкам; опять же оставим без внимания его коммерческие интересы, поскольку их ярко завуалировали борьбой за национальную идею. К сожалению, он оказался слабым, не в состоянии навести порядок, потому и проиграл.

Страна отшагнула назад, когда в должность Президента вступил новый человек. Сильный и волевой, однако накрепко связанный обязательствами с деловыми и неформальными кругами. Нельзя сказать, что он стремился максимально обогатить свое окружение, поскольку многие его свершения действительно были направлены на развитие страны. Возможно, в перспективе руки Президента вывели бы Украину из государственного и мирового кризиса, если бы не провальные для народа реформы.

Несмотря на действительное повышение уровня жизни украинцев, все же случилось нечто, толкнувшее их в хаос революции и освободительной войны, позже названной Гражданско-бандитской.

Первый удар был нанесен по мелким предпринимателям, которые составляли костяк рыночной экономики. Беда свалилась в виде реорганизации системы налогов и значительного увеличения процента отчислений с прибыли в государственную казну. Шаг был оправдан немалыми дырами в бюджете, оставшимися от предыдущих правительств. Но он был крут, неумолим и внезапен, и в результате привел к массовым протестам бизнесменов.

Конфликта удалось избежать поправками к Налоговому кодексу, однако суть осталась неизменной. Мелкие предприниматели и бизнесмены средней руки пошатнулись, не в силах выдержать вес крупных организаций и налогов. Исправления заставили протестующих угомониться, но ненадолго. Уже в начале 2012 года предприниматели снова вышли на улицы, борясь с новыми законодательными реформами, избавившими их от многих налоговых лазеек.

Вторым ударом стала ликвидация многих государственных учебных заведений. В первую очередь закрыли университеты Министерства внутренних дел, затем началась реорганизация системы высшего образования в сторону уменьшения госзаказов на специалистов и увеличения доли коммерческого образования. В стране появилось множество окончивших школу молодых людей, но не поступивших в вузы из-за отсутствия денег. Значительно возрос процент преступлений среди молодежи. Опять же на улицу вышли люди, протестуя против нововведений и в который раз требуя отставки министра образования.

Третий и, думаю, основной удар пришелся по головам землевладельцев и фермеров. Ужасный по своей сути закон обязал каждого владельца частной (!) земли, расположенной в зоне пятидесяти километров от больших населенных пунктов, платить государству арендную плату за пользование этой землей. Неслыханный идиотизм, противоречащий любым стандартам частной собственности. Замечу, что запланированная плата была невысока — порядка 400 гривен (20 единиц ЕМВ) за десять соток в год. Но вопиющая государственная несправедливость не нашла понимания у населения.

Бытует мнение, что славяне очень спокойный, хотя и сильный народ. В истории запечатлено следующее: славянские народы редко атаковали кого-либо, в основном защищаясь. Наполеон и Гитлер убедились в этом — славян захватывали, но в последнюю минуту они восставали и давали интервентам такой отпор, что освободительные войска доходили до столицы государства-агрессора и практически уничтожали противника. У этого народа очень сильная привязанность к родной земле. Они, в отличие от американцев, не претендуют на чужие территории, мирно существуя на своих. Но никогда не уступят собственную землю чужакам.

Иронично, однако земельный вопрос и стал причиной восстания мирных украинцев против правительства. Президент оказался в роли ушедших в прошлое полководцев. Поэтому судьба его была предопределена.

Начиналось все спокойно. На Майдан — центральную площадь Киева стали собираться участники земельных кооперативов и дачных участков. Это весьма ограниченные в финансовом плане люди, которым 400 гривен за землю в год показались настоящим грабительством. В каждом городе люди митинговали, призывая власть отменить практически феодальный законопроект о налоге за землю в частной собственности и землю в общем пользовании.

Президенту бы отступить, но казна требовала пополнения, и сначала законопроект, а потом и закон были ратифицированы. Украина оказалась в тисках государственно-частной собственности; причем напомню, что на тот момент все секторы тяжелой промышленности — главного движителя экономики и источника доходов — находились в руках частных компаний.

Митинги землевладельцев разгоняли работники милиции. В маленьком городке Бровары даже был введен комендантский час, чтобы ликвидировать палаточный городок митингующих.

На какое-то время волнения прекратились — помог весьма приятный закон, отменивший обязательный техосмотр легковых транспортных средств. Но затем полыхнуло с новой силой, да так, что это ввергло страну в полнейший хаос и анархию.

Как ни странно, первой каплей напалма стали не террористические акты организации «Независимый Крым» и даже не заключение под стражу нескольких гражданских адвокатов, выступавших против кабального закона. Искра вспыхнула на львовском футбольном стадионе 13 июня 2012 года во время матча Евро-2012 между Словакией и Арменией. Надо отметить, что расположенный на Западной Украине Львов уже второе столетие считается центром так называемого бандеровского движения, чрезмерно одержимого националистической идеей (по этой причине во Львове решили не проводить матчи с участием российской сборной). Возможно, такой настрой и способствовал конфликту, поскольку обеспокоенные победой Армении болельщики-славяне затеяли драку с армянскими болельщиками.

Во время конфликта несколько человек выбежали на футбольное поле, где их остановила полиция. Болельщикам удалось прорваться сквозь заслоны, и они ринулись на газон, чтобы «линчевать несправедливого судью, признавшего последний гол недействительным», как рассказывал позже один из участников потасовки. Неизвестно, прозвучала ли команда, но некоторые работники правоохранительных органов начали стрелять в толпу из травматических пистолетов. Были убиты двое львовян и искалечен гость из Армении.

На этом драка не прекратилась. Разъяренные убийством болельщиков люди хлынули со стадиона на улицы. Первыми пострадали автобусы и работники независимой европейской прессы. Затем многотысячная толпа ворвалась в центр, загорелись полицейские участки. Серьезно пострадало здание областной прокуратуры, дотла сгорело областное Министерство внутренних дел.

Подобное творилось и в других украинских городах. Новость об убийстве разлетелась вместе со службами новостей, распространилась по Интернету. Многотысячные толпы футбольных фанатов наводнили улицы, горели отделения милиции, суды и районные администрации власти. Правоохранительные органы были не в силах сдерживать толпу, в города ввели войска. Надо отметить, что полиция и солдаты применяли силу только в самых крайних случаях, поскольку везде хватало туристов из других государств и журналистов независимой прессы.

В столице тем временем проходили неутихающие митинги землевладельцев и предпринимателей. Когда вспыхнули беспорядки, митингующие влились в ряды болельщиков и принялись громить административные здания. Чтобы сохранить изрядно пошатнувшуюся власть, Президент объявил чрезвычайное положение. Вполне возможно, что удалось бы избежать кровопролития, но были сделаны два очень скользких шага.

Во-первых, на улицах начали появляться вооруженные личности явно криминальной наружности. Некоторые, не боясь наказания, до смерти избивали участников волнений. Все чаще звучали выкрики о том, что правительство использует бандитов, чтобы справиться с государственными проблемами. Криминалитет действительно прилагал все усилия, чтобы удержаться. Но сотни бандитов не сумели устоять перед толпой когда-то мирных и запуганных в 90-е годы рэкетирами украинцев.

Второй неразумный, хотя и оправданный шаг стал решающим в проигрыше Президента. Особым указом были уволены все руководители правоохранительных органов во Львовской области, на замену им пришло руководство с Восточной Украины. В полиции начались разногласия, и многие полицейские подали в отставку. Одновременно они присоединились к толпам возмущенных людей.

Появились лозунги «Долой бандитское государство», «Украина — для людей, а не для быдла» и «Синий — никто» (обидным прозвищем Синий называли Президента). Весьма значительным фактором, усилившим эти лозунги и подтолкнувшим украинцев к действию, стала массовая амнистия нескольких тюрем и колоний. Говаривали, что каждый бывший заключенный получил немалую сумму, чтобы совершать противоправные действия против украинского народа.

Занятным фактом также является и то, что бандиты и верные правительству полицейские и военнослужащие не стали защищать административные здания, а занимались охраной коммерческих предприятий. Когда в Харькове на территории завода металлических изделий имени Фрунзе расстреляли четырех безоружных митингующих, на Украине впервые заговорили о революции.

В отличие от своей мирной оранжевой предшественницы, эта революция стала весьма кровавой. Камеры предварительного заключения и тюрьмы оказались до отказа забиты митингующими обывателями, а на улицах вооруженные преступники убивали мирных жителей. Это не могло больше продолжаться, и толпа тоже обзавелась оружием.

Помимо привычного орудия пролетариата, как то: палки, камни, лопаты, молотки и обрезки железных труб, — восставшие завладели огнестрельным оружием из разграбленных магазинов. Поскольку революцию поддержали многие военные части, в том числе и недавно расформированные новой реформой, ограниченное число сторонников правительства уступило разъяренной многотысячной армии украинцев.

12 июля 2012 года революционная ячейка социалистов во главе с профессором львовского национального университета имени Ивана Франко Ксенией Коть ворвалась в здание Верховной рады Украины во время экстренного заседания. Двенадцать депутатов были убиты, остальных забросали шашками со слезоточивым газом. Рада была опечатана, и в ней заложили взрывчатку. В 12:32 по киевскому времени прозвучал взрыв — главный законодательный орган страны превратился в развалины, похоронив под обломками кирпича и мрамора четыреста восемь депутатов.

В тот же день полыхнул Конституционный суд.

13 июля капитулировали две танковые группы, охранявшие Администрацию Президента. Два взрыва ознаменовали гибель улицы Банковой, где находилась Администрация, и разрушение резиденции Президента под Киевом.

Руководство страны попросило политического убежища в России, но, поскольку там гремели войны на Дальнем Востоке и юге, самолет Президента не пустили на аэродром в Москве, и пилот был вынужден садиться в Санкт-Петербурге. Впрочем, приземлиться не успели — в Сосновом Бору под Петербургом взорвалась атомная электростанция, и крылатую машину взрывом бросило вниз.

В ночь с 13 на 14 июля Президент Украины погиб во время падения самолета между поселком Сяськелево и городом Гатчина Ленинградской области. Вместе с ним погибли премьер-министр Украины, Верховный судья, министры экономики и внутренних дел, а также посол России.

Волнения в Украине длились еще два месяца и закончились так же внезапно, как и начались. Были назначены внеочередные выборы Президента, однако с подачи правозащитников провели Референдум, по результатам которого государство стало Парламентской республикой с двухпалатным парламентом. Многие бандиты бежали из страны, были отменены указы прошлых лет, отчасти вернулась законодательная система начала 90-х. Большие предприятия были национализированы, потеряли лицензию все государственные и частные банки. Также за границы Украины насильственным путем изгнали многих европейских, американских и даже российских бизнесменов, новое правительство выразило желание сотрудничать с Японией, Китаем и Кореей. Это вызвало значительный резонанс в мире. Впрочем, если верить независимым наблюдателям, вскоре в Украине начнется новое возрождение. Надо надеяться, теперь уже настоящее для вольного народа.

Но вернемся же к ситуации в Крыму. Сейчас там проводится Референдум, главным вопросом которого стоит отделение полуострова от Украины и вхождение в состав Российской Федерации или, как заявляют некоторые, Турции. Если оставить без внимания манипуляции с общественным мнением, вполне возможно, что…