Игорь Прокопенко

Битва за Космос. Кому принадлежит небо?

Предисловие

Принято считать, что впервые человек оказался в космосе 12 апреля 1961 года. И этим первым человеком был Юрий Гагарин. Однако мало кто в нашей стране знает, что для Запада этот факт далеко не бесспорен. В разных источниках вот уже много лет утверждается, что Юрий Гагарин вовсе не первый. Были якобы на околоземной орбите космонавты и до него. Но пуски эти заканчивались трагически, поэтому охранял Советский Союз эту информацию как самую страшную государственную тайну. Западные источники утверждают, что в их распоряжении есть записи радиоперехвата советских космонавтов, терпящих бедствие. Информационные агентства в качестве доказательства опубликовали материал еще 16 мая 1961 года. Он свидетельствует о том, что в космосе разворачивались настоящие трагедии, люди сгорали заживо. А первому удачному полету Юрия Гагарина предшествовали пилотируемые запуски, которые заканчивались гибелью космонавтов.

В это трудно поверить, но на Западе даже существует неофициальный список погибших советских космонавтов. Мария Громова, Алексей Ледовский, Шиборин, Митков, Костин, Цветов, Нефедов, Кирюшин — всего 12 человек. Кто эти люди? Почему мы о них ничего не знаем? И что это — величайшая мистификация или один из самых страшных секретов XX века?

Все началось с того, что в 2007 году итальянские радиоинженеры братья Кордилья опубликовали материалы радиоперехватов, которые они делали в 50—60-е годы. По этим материалам выходило, что сигналы бедствия наши космонавты посылали из космоса не раз.

В те годы весь мир с напряжением следил за космической гонкой двух сверхдержав, США и Советского Союза. Разоблачение итальянских инженеров стало сенсацией. Они становятся настоящими героями. В США это новость номер один. Оказывается, Советский Союз, стремясь обогнать Америку в космосе, проводит бесчеловечные эксперименты, отправляя своих космонавтов на орбиту без возможности вернуть их обратно.

После публикации на Западе радиоперехватов секретных советских запусков никто уже не сомневался: освоение космоса — гораздо более кровавое дело, чем об этом сообщал Советский Союз. Пропавшие космонавты — это группа испытателей, которых отзывали из строевых частей для выполнения особо важного задания и намертво засекречивали. Но есть ли доказательства того, что такой отряд засекреченных испытателей существовал? Такие доказательства есть! Нам даже удалось разыскать одного из участников этого таинственного отряда испытателей.

Секретный отряд космических испытателей в Советском Союзе действительно существовал, и состоял он, как нам удалось установить, из двенадцати человек. Но правда ли, что четверо из них действительно погибли из-за невероятных перегрузок в начале 60-го года?

1 февраля 1958 года, по сообщению братьев Кордилья, во время суборбитального полета погибает советский космонавт. Через год новое сообщение: 1 января 1959 года на суборбите терпит бедствие еще один космонавт-призрак. И снова запись радиоперехвата, сделанного братьями Кордилья 4 февраля 61-го года. По их утверждениям, в тот день они услышали в эфире, как на орбите опять умирает человек. До полета Гагарина оставалось больше двух месяцев. Итак, космические испытатели — Костин, Цветов, Нефедов, Кирюшин. По данным западных радиоперехватов, они погибли в ходе неудачных запусков. Неужели наша страна действительно много лет скрывала кровавое прошлое нашего освоения космоса? У этой трагической истории есть свое счастливое окончание! Испытатели с такими фамилиями действительно существовали! Правда, все они оказались живы и жили долго. А одного из тех, кого западная пресса давно похоронила, испытателя аэрокосмических систем Евгения Кирюшина, нам даже удалось недавно разыскать. В западных же источниках они считаются жертвами советской битвы за космос. Но зачем все это было нужно? Как считают сами участники и невольные свидетели этой грандиозной мистификации — все эти списки погибших космонавтов готовились и предавались в прессу сотрудниками спецслужб. Ведь нужно же было как-то американцам оправдаться за отставание в освоении космоса. А итальянских инженеров братьев Кордилья просто купили, выплатив им немаленький гранд на дальнейшие исследования.


Книга, которую вы держите в руках, — это результат коллективного труда творческой команды телепрограммы «Военная тайна». Вместе мы провели ряд журналистских расследований, чтобы рассказать вам, почему наша страна победила в космической гонке и какие перспективы имеет освоение космоса в наше время. Надеюсь, вы найдете для себя много интересного!

Глава 1

Космическая предыстория

Основоположником космонавтики по праву считается наш соотечественник, великий ученый Константин Циолковский. Почти всю свою жизнь, которая прошла в провинциальных городках Боровске и Калуге, он слыл для окружающих чудаком. Циолковский и другие ученые всего мира начали мечтать о звездах, но не могли найти на это предприятие денег. Понятно, что лишь большие, сильные и богатые государства за счет своей казны могут себе позволить космические проекты. Но вот незадача: как правило, тратить деньги на проекты, не связанные с экономическим ростом или оружием, ни одно правительство не желает. Но один способ был — нужно было поработать на то, что любое государство охраняет как священную корову. А именно — на армию, на будущую войну…


Константин Эдуардович Циолковский — российский ученый и изобретатель, сделавший ряд крупных открытий в аэродинамике, ракетной технике и теории межпланетных сообщений


Циолковский медленно угасал от рака желудка в Калуге, когда совсем молодой студент Берлинского университета Вернер фон Браун работал над диссертацией по ракетостроению и принимал активное участие в деятельности Общества космических путешествий (Verein für Raumschiffahrt). Его непосредственным учителем и объектом вдохновения был Герман Оберт, опубликовавший в 1923 году теоретический труд «Ракета для межпланетного пространства». Теория Оберта со всей силой немецкой логики доказывала, что космические путешествия технически достижимы. Это были не мечтания Жюля Верна и Герберта Уэллса, а понимание законов аэродинамики. Из этого следовал вывод о том, что ракета на жидком топливе является оптимальным средством для будущей космонавтики. На основе работы Оберта молодые немецкие ученые-энтузиасты на рубеже 20—30-х годов осуществили смелые эксперименты с автомобилями, санями и железнодорожными платформами с установленными на них ракетными двигателями. А в самом начале 30-х годов Общество космических путешествий в окрестностях Берлина построило испытательный полигон для серии ракетных экспериментов — в них наряду с Рудольфом Небелем и Клаусом Риделем принял участие и молодой фон Браун. Испытания продолжились чуть позднее в бывшем складском комплексе в берлинском пригороде Рейникендорф.

Бетонные казармы, бункеры и укрытия, окруженные земляным валом в 12 метров высотой и 18 метров толщиной, были идеальным местом для испытаний. И вскоре ученые смогли гордиться тем, что могут запустить стреловидную ракету на высоту до 450 метров — серьезным для той поры достижением. Эти успехи вскоре привлекли внимание германской армии, которая рассматривала ракету как новую военную перспективу. Пораженная «веймарским комплексом» проигравших в Первой мировой войне Германия цеплялась за любые возможности, сулившие ей перевооружение армии на новой технологической основе. Глава военной службы бое-припасов и баллистики полковник Карл Беккер, привлеченный успехами фон Брауна и его соратников, задействовал их в разработке военных ракет. Куратором проекта стал капитан артиллерии Вальтер Дорнбергер. Теперь энтузиасты космических полетов находились под армейской крышей, подчиняя свои прежние представления о космических путешествиях практическим требованиям создать оружие. Прежняя цель оставалась личной мечтой.

Армейские испытания ракеты дальнего действия проводились с 1932 года в Кумменсдорфе, в 100 км от Берлина. Такой летающий реактивный снаряд, оснащенный боеголовкой весом в 1 тонну, был бы способен поражать цель на расстоянии от 160 до 320 км. После серии неудачных испытаний в декабре 1932 года две ракеты А-2, названные «Макс» и «Мориц» (по имени двух героев мультипликационных фильмов), совершили полет на высоту около 2000 м с острова, расположенного в Северном море. После прихода к власти Адольфа Гитлера в 1933 году ракетная программа получила щедрую финансовую поддержку при жестком правительственном контроле и в обстановке строжайшей военной секретности.

А в 1937 году, спустя два года после смерти Циолковского, в нацистской Германии, руководители которой мнили себя будущими хозяевами мира, стартовала крупномасштабная ракетная программа. Для этого на балтийском побережье, в Пенемюнде, создаются конструкторское бюро и ракетный полигон под руководством теперь уже генерала Вальтера Дорнбергера. Ведущим специалистом в Пенемюнде стал дослужившийся до штурмбанфюрера СС Вернер фон Браун.

Уже после войны Дорнбергер, будучи научным консультантом фирмы «Bell Aircraft Corporation», оправдываясь за сотрудничество с нацистами, пафосно скажет: «Ни одно частное лицо или государственное учреждение не могло позволить себе трату миллионов марок на создание больших ракет, если это ограничивалось бы исключительно интересами чистой науки. Перед человечеством, согласным на любые затраты, была поставлена задача решить великую цель и сделать в этом отношении первый практический шаг. И мы открыли дверь в будущее…»