Цепочка тускло блеснула в лунном свете, но почему-то Ирка была совершенно уверена, что это не серебро, а самая настоящая платина! А на цепочке, раскачиваясь, точно в полете, болтался крохотный, изящно выделанный до мельчайшей чешуйки дракончик цвета стали с увенчанной короной-гребнем головой. И вставленные на месте глаз камешки — то голубые, как море летом, то серые, как зимняя река, а то черные, будто штормовая ночь, казалось, глядели прямо на Ирку.
Позади скрипнул снег, Ирка круто обернулась, сжимая кулон в кулаке.
— Ты не понимаешь, какая ты счастливая! — с силой сказала Танька, агрессивно взмахивая пучком странной, голубоватого цвета травы. — У тебя сразу два парня, если, конечно, не считать еще и Спиридона! Чувства всякие, переживания! Даже если ничего не выйдет — будет что вспомнить! Не то что у меня — все определено уже в двенадцать лет! — она с досадой поглядела на светящиеся окна дома, где остался Богдан.
— Найди себе другого, — чувствуя себя предательницей по отношению к Богдану, выдавила Ирка.
— Ты что? — возмутилась Танька. — Я же не могу так его обидеть! Вот по-другому — могу, — подумав, добавила она.
— Тогда, может, он себе другую девушку отыщет, — «утешила» ее Ирка.
— Пусть только попробует! — выпалила Танька и решительно рванула к дому — точно прямо сейчас вознамерилась объяснить Богдану, что случится, если он «попробует».
Девчонки влетели в дом…
— Это вот этот, который только что приходил, у тебя «парень попроще»? — яростно вопросил Богдан, даже не пытаясь скрыть, что подслушал их с Танькой разговор. — Почему тогда я у него тень вижу? И она здорово смахивает на твоего дружка-змея?
Рождественский календарь
10 декабря — «Катерины». Ночью гадают на «долю» (на замужество) — варят борщ или кашу, с горшком «вечери» в руках взбираются на ворота или идут на перекресток. Надо три раза крикнуть «Доля, доля, йди до мене вечеряти!» — если в ответ запоет петух, доля будет хорошей. Другой вариант — кто-то появится. Значит, доля приняла человеческий облик. Надо спросить, кто этот человек и как его зовут — таким окажется и будущий муж.
13 декабря — Андреева ночь, главная ночь для гадания. Для начала девчатам надо наносить из ручья воды для выпекания балабушек (маленьких пирожков), но не ведром, а… ртом, причем так, чтоб хлопцы не видели. Хлопцы, естественно, садятся в засаде у ручья и пугают или смешат девчат, чтоб те упустили воду изо рта. И так, пока от них не откупятся миской вареников. Наносив воду, месят и пекут балабушки. «Свой» пирожок помечают цветной ниткой или бумажкой. Печево раскладывают на полу на рушнике и пускают кота или пса — чей пирожок он первым съест, та первая и замуж пойдет. Если пес оттащит балубушку в сторону и там съест — выйдет замуж в дальние края. Не тронет — останется в девках. А если надкусит и бросит — беда!
Девчата подкрадываются под окна хат слушать. Если услышит из хаты слово «сядь» — сидеть ей в девках, услышит «иди» — выйдет в этом году замуж. Еще берут семена конопли и высыпают в снег, приговаривая:
Андрию, Андрию,
Конопельку сию,
Спидницею (юбкою) волочу,
Замуж вийти хочу.
Потом набирают горсть снега вместе с семенами — сколько получится, несут в хату и считают семена. Если число четное, каждое семечко имеет пару, — выйдет девушка в этом году замуж, нечетное — нет. Гадают на профессию будущего мужа — сыплют на пол зерна, наливают в миску воды и ставят зеркало, выпускают петуха. Если тот клюет пшено — муж будет хозяином, пьет воду — пьяницей, поглядится в зеркало — панычем и лодырем.
Перед сном под подушку выкладывается платок в форме креста, шепча:
Живу в Киеве на горах,
Кладу крест в головах.
С кем венчаться, с кем заручаться,
С тем и за руки держаться.
Если ночью приснится парень, который возьмет за руку, то он и станет будущим мужем.
14 декабря — день св. Наума, когда вся наука идет на ум. Если в этот день все в порядке, то и весь учебный год будет хорош. Родители ставят в церкви свечку со словами: «Святому на пошану (уважение), а моей дытыне на розум».
17 декабря — «Варвара». Лучше всего вязать, шить или вышивать — вещи, с которыми работали в этот день, становятся оберегами и защищают своего хозяина.
19 декабря — обычай раздавать сладкие подарки детям пришел из Европы. На Днепре в «Николин день» в старину принято было варить (ну хотя бы пить) пиво, кататься на санях и устраивать гулянья с музыкой. Обязательно первым в день Николая порог дома должен переступить его хозяин — иначе год будет плохой.
После Николая и до Свят Вечера парни и девушки в складчину устраивали «вечорницы» — гулянки с песнями, танцами и рассказыванием историй. Для этого снимался дом, как правило, у бедной и одинокой женщины — она становилась «пани-маткой», хозяйкой вечорниц. Дети катались на санках.
21–22 декабря — зимний Солнцеворот, самая длинная ночь в году, ночь разгула нечисти. С ночью Солнцеворота связана легенда о Спиридоне (см. «Краткий колдовской словарь»). Рекомендуется сидеть дома.
31 декабря — Новый год (а также с 13-е на 14 января, Старый Новый год, он же — день Св. Василия). Сперва идет Щедрый Вечер, принято есть пироги с мясом и гречневые блины. Под скатерть кладут сено — потом этим сеном перевязывают деревья, чтоб лучше родили. «Водят козу» (человек в костюме козы) и Меланку (символ солнца) — ватага с козой и Меланкой ходит по домам, поет и танцует в честь хозяев. Девчата снова ворожат — как в Андрееву ночь. Хозяйки ночью выходят из дому, идут к ручью и трижды опускают в воду хлеб — потом этим мокрым хлебом благословляют детей. Утром Нового года дети идут «посивать» — рассыпают в домах зерно, чтоб было богатство. И только потом накрывают роскошный стол «з салом-колбасами да всякими припасами». На Новый год не годится пить по одной чарке — а только по две за раз, чтоб старики в паре жили, а молодые себе пару нашли. Если хочешь, чтоб какое-то дело спорилось, займись им хоть немного в первый день Нового года и целый год будет тебе в этом удача!
С 6-го на 7 января — Свят Вечер. Подготовка начинается с утра — с разведения в печи нового огня на 12 поленьях. В доме и во дворе должно быть чисто убрано, и если одалживал какие-то вещи, их до Рождества надо вернуть обратно в дом. Нельзя встречать Рождество «на чужини» — все члены семьи остаются дома. Ни в коем случае не ссориться. Чтобы избавиться от сплетен, можно заткнуть все дырки в доме (ватой, лоскутами), приговаривая: «Не дырки затыкаю, а рты моим ворогам, чтоб их напасти не словили меня через весь год».
Елок старинное Рождество не знало — только плетеных «пауков» (на защиту от злой силы) у входа и «дидуха» — сноп жита, чтоб весь год жить богато. Весь день ничего не едят — ждут вечерней зари, т. е. первой звезды.
Под столом ставят небольшой стожок сена, на него — черепок (курильницу) с ладаном и кладут три предмета из железа. Дети касаются этих вещей босыми ногами — чтоб ноги были здоровые. Ладан и железо защищают семью от злой силы, но на порог еще можно посыпать мак. На конец стола тоже кладут сено, а сверху три хлеба, горсть соли и восковую свечу.
Когда первая звезда засветит, отец семьи возвещает Свят Вечер, а потом кормит и благодарит за службу всех животных в доме и на дворе — особенно пса. Ударить в Рождество животное — величайший грех. Затем хозяин набирает в чистую миску по ложке всех рождественских кушаний, в левую руку берет кухоль с хмельным, воду, калач, орехи и яблоко, а в правую — хлыст и выходит за порог. Хозяйка запирает дверь и гасит огонь, дети должны сидеть тихо, не шевелиться и не подглядывать — иначе их унесут злые силы. Там, на подворье, хозяин приглашает разные напасти — мороз, буран, град, ветер, волков, болезни — «идти до нас кутю есть», а потом заклинает их, что если не пришли по приглашению, то не приходить уже никогда!
Затем начинается сама Вечеря, на которой присутствуют все члены семьи: не только живые, но и умершие слетаются в этот день в дом, поэтому, садясь на стул, на него следует подуть, чтоб не придавить дух какого-нибудь прадедушки. Если в доме в Свят Вечер случился гость — к счастью. Начинают есть всегда с кути, первые три ложки подкидывают к потолку. Во время Вечери вставать из-за стола нельзя, зато потом можно нести вечерю родичам — дедушкам-бабушкам и т. д. Затем начинается колядование — с исполнением песен, призывающих счастье в дома, и выступлением вертепа — рождественского кукольного театра.
Краткий колдовской словарь
Алконост — райская птица-дева радости (в противовес Сирин — птице-деве печали). Птица с женской головой, увенчанной короной. Радует своим пением святых в раю. «Алконост близ рая пребывает. Когда в пении глас испущает, тогда и самое себя не ощущает. А кто вблизи тогда будет, тот всё на свете забудет: тогда ум от него отходит, и душа из тела выходит» (из подписи к лубочной картинке).
Блуд — мистическое существо, заставляющее человека заблудиться, заманивающее его в опасные места (трясину, чащу леса, овраги). Предстает в обликах прохожего, подсказывающего дорогу, летящей впереди птички, мерцающего вдали огонька. Блуд может «водить» человека и в малом пространстве — вокруг стога, по родному селу, и даже… на собственной печи, не давая узнать, где тот находится. Для спасения от Блуда есть несколько способов: 1) знать день и час своего рождения и крещения, 2) припомнить, на какой день недели пришелся Свят Вечер, что елось на Риздвяну Вечерю и своего соседа справа во время церковного причастия, 3) для не слишком соблюдающих обряды — нагнуться, поглядев себе между ног: прячущие дорогу чары Блуда ничего не смогут поделать с такой «точкой зрения». На мальчиков, родившихся в семье первыми (первенцев), чары Блуда не действуют.
Баюн, кот — иногда изображается с девятью головами, иногда — как обычный крупный кот. Своим голосом может навевать дрему, страх, оцепенение, галлюцинации, кошмарные сны. Живет на железном столбе на границе между миром живых и миром иным.
Бефана — итальянская колдунья (стрега), с глубокой древности защищающая семейный очаг от злых сил. Вероятно, повелевает стихией огня. Делает подарки детям (но только добрым, злым в качестве предупреждения оставляет горсть золы) 6 января на двенадцатый день после католического Рождества (25 декабря). Появляется иногда под видом старухи, а иногда — молодой женщины.
Буревик — командует всеми тучами, как дождевыми, так и снежными и градовыми. Является в образе немолодого бородатого пана верхом на коне. Замораживает озера, чтобы двенадцать его помощников могли посечь лед на мелкие кусочки и из этого льда сделать град.
Ведьма — женщина, реже — мужчина (ведьмак), с колдовскими (чаклунскими) способностями. Наднепрянские ведьмы, издавна живущие на землях вдоль р. Днепр, отличались своеобразными методами колдовства, позволяющими управлять людьми, нелюдью, нежитью, а также животными и явлениями природы. Среди ведьм встречаются рожденные и робленные. Рожденная ведьма может: 1) унаследовать дар (обычно по женской линии), 2) перенять его от ведьмы, не имеющей собственных детей, 3) родиться в семье, где семь дочерей и ни одного сына — тогда одна из сестер обязательно становится ведьмой. Робленные ведьмы не имеют природного дара, а получают способность к ведьмовству, пойдя в учение к рожденной ведьме, ведьмаку или самому черту. Рожденные могут по желанию творить добро или зло, а также взять свои чары обратно. Робленные ведьмы творят только зло, даже если их не заставляет рожденная учительница. Поэтому у не желающих зла рожденных ведьм нет учениц.
Велет — 1) человек гигантского роста, который «по лесу шел как по траве, переступал горы и долины, а головой подпирал черные тучи» (Галицкие легенды). Земля не могла прокормить велетов, а потому они вымерли, как динозавры; 2) иногда велетами называют големов.
Вовкулак (вовкулака) — он же вовкун или вовколаба. Волк-оборотень. См. также Оборотень.
Вырица — старая ведьма. Не следует представлять ее себе сморщенной старой каргой: у наднепрянских ведьм считалось неприличным плохо выглядеть. Обычно вырица — симпатичная полная румяная тетка средних лет.
Вырод (он же — несамовыт) — описывается иногда как трехголовый уродец, а иногда как обычный младенец, только появившийся на свет необычным образом. То, что люди дают ему по доброй воле, съедает, и съеденное на три года исчезает из мира. Изгнать его можно, только отдав ему что-то ненужное или окрестив у священника святой жизни — при этом вырод всячески старается избежать крещения, превращаясь в различные предметы.
Голем — человекоподобное существо, искусственно созданное из глины, металла, дерева и т. д. и оживленное специальными заклятьями. Первый голем (в переводе с иврита — «бесформенная мертвая глыба») создан в Испании Шльомой Бен Юда Габиролем (1021–1055) для выполнения домашней работы. Известны также пражский голем (Чехия) и холмский голем (Украина). Истории големов всегда заканчивались одинаково — чудовище переставало повиноваться и начинало уничтожать все вокруг, после чего хозяин снимал с него чары оживления, снова превращая в мертвую глыбу. Единственный описанный случай превращения итальянского деревянного голема в настоящего мальчика (Пиноккио, известный также как Буратино) представляется сомнительным.
Громовик — повелитель громов и молний, ездит на громовой колеснице, отождествляется с Ильей-пророком. Является в тучах вместе с Буревиком. Ему посвящены специальные громовые дни: Петра Вериги (28 января), Антона (29 января и 22 июля), Прокопия (11 марта и 20 июля), Гавриила (7 апреля и 25 июля), Бориса и Глеба (14 мая и 5 августа), Ильи (1 августа), Пантелея (8 августа), Маковея (13 августа).
Домовые (домовики) — помогают хозяевам в работе, стерегут имущество, дают советы, сохраняют мир в семье и следят за соблюдением старинных обычаев. Если домовик недоволен хозяевами, то может во сне защипать до синяков и даже слегка придушить. Но и недовольный хозяин может призвать домовика к порядку, «завязав» ему бороду — обвязав пояс от любой одежды вокруг ножки стола или стула. Наказанный домовик недвижимо сидит на месте, пока не согласится выполнить требование хозяина (применять этот способ рекомендуется только в самом крайнем случае, иначе домовик просто уйдет, напоследок отомстив). Любят молоко и сахар, не выносят соли.
Дуэль, ведьмовская — когда на одной территории две ведьмы не могут разойтись мирно, спор решает поединок на собачьих стаях. Стая-победительница прорывается к побежденной и… писает на нее, после чего та уже не способна нарушить условия, оговоренные перед поединком.
Заговоренные клады — клады, охраняемые заклятьем, убивающим каждого, кому этот клад не принадлежит. Такие заклятья имеют количественные ограничения (на три, на пять, у самых сильных колдунов — на семь смертных голов, т. е. охранное заклятье убивает троих, пятерых, семерых желающих завладеть кладом, после чего истощается). Более надежный способ защитить клад — приставить к нему охранника, заклятого воина, который рядом с кладом не старится и не умирает. Освободить от этой службы может вернувшийся за сокровищем хозяин клада. Раз в сто лет охранник имеет право выходить на поверхность и искать заместителя, который согласится вместо него уйти под землю.
Здухач (воин сновидений) — человек, способный во сне выходить из своего тела, вступая в бой с нечистью. Стороннему наблюдателю сражающийся здухач кажется вертящимся смерчем. Если покинутое здухачем тело переместить с того места, где оно было оставлено, здухач не сможет вернуться. Потерявший тело здухач истаивает, а лишенное души тело остается в вечном сне.
Змеи (драконы) — ранняя история человеческой цивилизации полна упоминаниями о крылатых, покрытых чешуей гигантских ящерах, живших неподалеку от людей и сыгравших значительную роль в становлении местной культуры. Отношения между людьми и змеями складывались по-разному, однако в преданиях всего мира змеи-драконы остались как существа могучие, наделенные огромной мудростью и знаниями, коварством, склочным характером, страстью к сокровищам и изрядной любвеобильностью. Могли повелевать стихиями (не только огня, но и воды, воздуха, земли). Вступали в брак с людьми — змеи мужского пола предпочитали создавать гаремы, похищая красавиц разных стран, а немногочисленные известные змеицы оказывались ревнивыми однолюбками — новгородская Змей-Девица даже потребовала, чтоб ее человеческий муж похоронил себя вместе с ней, чтобы лишить его возможности жениться вторично. В конце раннего Средневековья змеи исчезают, вероятно, значительную роль в этом сыграли богатыри — потомки от браков между людьми и змеями. В украинских легендах еще долго (дольше, чем в других странах) сохраняются упоминания о неком острове (вероятно, Хортице), где стоит богатырская стража, не позволяющая змеям проникать в наш мир, а людям посещать мир змеев.
Инклюзник — человек, владеющий монетой, которая всегда возвращается к своему хозяину (т. н. «неразменным пятаком»). Однако на одном пятаке особо не разбогатеешь — уникальность инклюза в том, что, попав в кассу, он «уводит» за собой все лежащие там деньги. Именно поэтому, а вовсе не ради роскоши, в старинных магазинах и банках кассовые столы были из мрамора — мрамор нейтрализует инклюз. Лишить инклюз силы можно также, прикусив его. Создание инклюза — ритуал отвратительный: краем заточенной монеты нужно зарезать журавля, а потом девять суток продержать окровавленную монету под мышкой. Со Средних веков известно о существовании тайного общества инклюзников, действующего и по сей день.
Костей Бездушный — больше известен как Кощей Бессмертный. Дух войн и мятежей, террора, массовых убийств, мародерства, истребления женщин и детей, пирующего над трупами воронья. В отличие от того что говорят о нем сказки, не имеет домика в Лукоморье и не интересуется никакими Василисами. Он там, где предают, убивают слабых и издеваются над беззащитными, где нет ни чести, ни благородства, ни жалости, ни милосердия. Дух настолько страшный и омерзительный, что сама Морана-Смерть (Марья Моровна) старается держать его на цепи.
Кот ведьмы — помощник, партнер, возможно, дополнительный источник силы. Необязательно черный — у разных ведьм могут быть разные коты. В течение жизни ведьма заводит всего одного кота, все ведьмовские коты — долгожители. Как ведьмы используют котов — неизвестно. Возможно, это коты используют ведьм. Хотите знать точно — спросите у ведьм. Или у котов.
Ла?мед-во?вник (ламед-вав) — в еврейской мифологии один из тридцати шести тайных праведников. Молитва одного ла?мед-во?вника может спасти город, молитва тридцати шести — весь мир.
Летавец (Перелестник) — дух, питающийся любовью. Является на землю в виде Огненного Змея или падающей звезды. Способен принимать любой облик — парня или девушки. Иногда является людям под видом потерянных любимых. Тот, кто полюбит летавца, сразу начинает чахнуть, сохнуть и в конце концов умирает. Лишенный любви летавец погибает сам.
Мавки — живут в лесах и горных пещерах. Когда сходит снег, бегают по лесам и долинам, сажая полевые и горные цветы. Любят слушать, как пастухи играют на свирелях, иногда просят парней потанцевать с ними, но всегда отпускают, не причинив вреда. Одна беда: отличить безобидную мавку от совсем иного существа — нявки удается только после того, как нявка вопьется жертве в горло мгновенно выросшими клыками.