Иоанн Кронштадтский

Живая вера сердца

Как стать счастливым не на мгновение, не на один день или неделю, а на всю жизнь?

Как стать щедрее и милосерднее, сильнее и спокойнее, ощутить вдохновение и долгожданный мир в душе?

Многие поколения находят ответы в сокровищнице мудрости святого праведного Иоанна Кронштадского. Один из самых почитаемых святых освободит нашу душу от тревог и сомнений и укажет путь к истинному счастью.

Каждое слово — от сердца.

* * *
...

«Лучшие на земле минуты — это те, в которые мы познаем истину».

Святой праведный Иоанн Кронштадский
* * *

«Нужно любить всякого человека и в грехе его, и в позоре его, — говорил отец Иоанн. — Не нужно смешивать человека — это образ Божий — со злом, которое в нем».

Слова и поучения отца Иоанна — подлинное веяние Святого Духа… В них поражает дивное своеобразие во всем: в изложении, в мысли, в чувстве. Каждое слово — от сердца, полно веры и огня, в мыслях — изумительная глубина и мудрость, во всем поразительная простота и ясность. Нет ни одного лишнего слова, нет «красивых фраз». Их нельзя только «прочитать» — их надо всегда перечитывать, и всегда найдешь в них что-то новое, живое, святое.

По молитве отца Иоанна при жизни его совершалось — как и теперь, по его блаженной кончине, продолжает совершаться — множество дивных чудес. Он был воистину посредником между Богом и людьми, ходатаем за грехи их. Его книга «Моя жизнь во Христе» уже вскоре после своего выхода в свет была переведена на несколько иностранных языков.

Из жития святого праведного Иоанна Кронштадтского


Беспредельная любовь Божия

Как удобно и скоро может спасать нас Господь! Мгновенно, неожиданно, неприметно. Часто днем я бывал великим грешником, а вечером после молитвы отходил на покой оправданным и паче снега убеленным благодатью Святого Духа, с глубочайшим миром и услаждением на сердце! Как легко Господу спасти нас и в вечер нашей жизни, при закате дней наших! О, спаси, спаси, спаси меня, преблагий Господи, приими мя во царствие Твое Небесное! Все возможно Тебе. Своему Господеви стоим или падаем. Станем же: силен бо есть Бог поставити нас (ср. Рим 14, 4).

* * *

Кроме Господа Иисуса Христа со Отцом Его и Святым Духом нет для меня блага на земле. Он — единственное мое блаженство на земле. После Бога нет для меня на земле ничего дороже (как и должно быть) души человеческой — она всего дороже. Человек — драгоценное существо. Сам Бог сошел для спасения его на землю. Человеку Он дает в снедь и питье Пречистое Тело и Кровь (всего Себя), только бы он был блажен, только бы не погиб. Все плоды земные, сокровища всех трех царств земли Он отдал во власть, пользу и удовольствие человека. Всеми этими щедротами, превышающими всякую меру, Господь показал и постоянно показывает, что Он бесконечно любит род человеческий и каждого человека в отдельности. Будем и мы подражать любви и щедротам Божиим; будем, по возможности, милосерды и щедры, как Отец наш Небесный милосерд есть (Лк 6, 36).

* * *

Бог есть бездна всякого блага, всеведения, премудрости, всемогущества, благодати и милосердия, правды, неизменяемости в добре, но прилепляяйся Господеви чрез молитву веры и чрез дела любви един дух есть с Господем (1 Кор 6, 17): потому и он исполняется, по мере своей веры и любви, мудростью, силою духовною, получает от Него, как от истой благости, вся, яже ко спасению, и сам бывает благ и сострадателен к другим, исполняется разума духовного, твердости и неизменяемости в вере и добродетели. Так как Бог есть источник приснотекущий, то нам следует только верою живою и любовью нелицемерною быть соединенными с Ним, чтобы исполняться от Него всякими благами духовными. Это соединение возможно всегда и на всяком месте, было бы только всегда с нами наше сердце, а не с диаволом и не с суетою мира сего. Потому-то мы видим между праведниками прозорливых и пророков, творящих чудеса всемогущества Божественного, любви и милосердия, твердых, неизменных в добродетели до положения жизни своей за веру, ради любви к Богу, исполненных духовной мудрости святых, яко свят Господь Бог их (Пс 98, 9).

* * *

Если бы не был Господь человеколюбив и долготерпелив, то стал ли бы Он терпеть от нас такие величайшие оскорбления, воплотился ли бы, пострадал ли бы, умер ли бы за тебя, дал ли бы тебе Свое пречистое Тело и Кровь, на которое со страхом и трепетом взирают Ангелы? Стал ли бы избавлять тебя от грехов и от смерти духовной так бесконечно много раз? Он сказал бы тогда: «Мучься, если ты так злонравен, Я не избавлю тебя более, избавлявши доселе так много». Но теперь Он всю жизнь терпит от нас бесчисленное множество оскорблений и все ждет от нас обращения. Прославь же Его любовь и долготерпение. Вообрази, что было бы без Него, без Его спасения! Ужас и трепет обнимает душу. Но нераскаянных грешников постигнет, наконец, самым делом гнев Божий в день гнева и откровения праведного суда Божия (Рим 2, 5).

* * *

Я человек, и во мне непрерывно действует милость, истина и правда Божия. Бог то милует и утешает, то наказывает и опечаливает меня скорбями за внутренние, противные Ему душевные движения. Но подобных мне людей — полна земля. Значит, и в них Господь являет Свою милость, истину и правду, подобно как во мне. Он действуяй вся во всех (1 Кор 12, 6).

* * *

Смотря на мир Божий, я везде вижу необыкновенную щедрость Божию в дарах природы: поверхность земли — это как бы богатейшая трапеза, приготовленная в изобилии и разнообразии самым любящим и щедрым хозяином; недра вод также служат насыщению человека. Что говорить о животных четвероногих и птицах? И здесь сколько щедрости в доставлении пищи и одежды человеку! Щедротам Господним нет числа. Смотрите, чего не доставляет земля летом и осенью! Так всякий христианин, особенно священник, подражай щедротам Господа, да будет трапеза твоя открыта всякому, как трапеза Господня. Скупой — враг Господа.

* * *

Бог есть Любовь, прещедрое, премудрое и всемогущее Существо. Потому молящиеся да веруют, что все благопотребное Владыка подаст, как Любовь и как Щедрый — щедро, как Премудрый — мудро, как Всемогущий — подаст там и тогда, где и когда не ожидали.

* * *

Пользуйтесь Моими дарами не особно, как самолюбцы, а как дети Мои, у коих должно быть все общее, не жалея предлагать другим даром плодов Моих, дел рук Моих, памятуя, что Я даю вам их даром, по отеческой Моей благости и щедротам человеколюбия. Так бывает в семействе. Когда отец, или мать, или брат принесут гостинцев, то отец одаривает ими всех детей своих или брат своих братьев, и если дети, братья и сестры, все живут во взаимной любви, то они не почитают себя довольными и счастливыми, если отец или брат обнес кого-либо из них гостинцами и не дал того хотя одному из них, что дал другим. А отчего? Оттого, что они по взаимной любви чувствуют себя одним телом, оттого, что все они как бы один, одно лицо. Так поступай и каждый из вас. А Я знаю, как наградить вас за любовь, столь Мне приятную. Если Я ущедряю и не исполняющих Моих заповедей (человеку некоему богату угобзися нива) (Лк 12, 16), то не ущедрю ли истинных чад Моих, для которых Я собственно и предназначил все Мои щедроты? Ей, ущедрю. Ущедрю, егоже еще ущедрю (Рим 9, 15; Исх 33, 19).

* * *

Господи! имя Тебе — Любовь: не отвергни меня заблуждающего человека! Имя Тебе — Сила: подкрепи меня изнемогающего и падающего! Имя Тебе — Свет: просвети мою душу, омраченную житейскими страстями! Имя Тебе — Мир: умири мятущуюся душу мою! Имя Тебе — Милость: не преставай миловать меня!

* * *

Любовь Господня паче любви матерней. Мать носила меня во чреве и произвела меня на свет Божиим устроением, потом стала кормить, ласкать меня, на руках носить; когда же я стал сам в состоянии ходить, тогда оставила меня носить на руках своих и еще раньше перестала кормить меня сосцами своими. Господь же всегда, так сказать, носит меня в утробе Своей: ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь, во Мне пребывает, — говорит Он, — и Аз в нем (Ин 6, 56) или: понеже не тепл еси ни студен, изблевати тя от уст Моих имам (Откр 3, 16), всегда носит меня на руках Своих: на руках Моих написах стены твоя, и предо Мною еси присно (Ис 49, 16); нося всяческая глаголом силы Своея (Евр 1, 3); Он сила моя, покой мой, сладость и радость моя, свет ума и сердца моего; Он постоянно питает меня, как мать сосцами, разнообразными произведениями земли. Он пища моя крепкая и питие неисчерпаемое (акафист Иисусу Сладчайшему, икос 10). Родители по возрасте оставляют нас и мы их, ибо сказано: оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей (Мф 19, 5) (или в собственном смысле понимаемой, или в переносном значении — ко Христу, Который есть высочайшая и святейшая любовь, паче любящей жены). Господь же с начала нашего бытия до смерти нашей ни на минуту не оставляет нас (предо Мною еси присно), каждое мгновение промышляя об нас, как кокош о птенцах своих. Он — надежда и в смерти нашей, Он — утешение наше на суде Его, Он не посрамит нас и тогда (акафист Иисусу Сладчайшему, икос 5) и в вечные обители Царствия Небесного введет нас.