Иван Безродный

Массандрагора. Взломщики

Я думаю, прошлое закончилось.

Дж. Буш-младший,
43-й президент США

Таким образом тайна была сохранена более чем полудюжиною заговорщиков.

А. С. Пушкин. Метель

Взломать можно все. Это лишь вопрос времени и средств.

Хакерская поговорка

Осторожный стук. Тяжелая дверь щелкнула и слегка приоткрылась.

— Натан Аристархович? — прозвучал низкий уверенный голос женщины.

Хозяин кабинета, седовласый сухонький старичок, недовольно заерзал в большом кожаном кресле и отложил в сторону потрепанную книгу. Фамилия его была Кассиус, но некоторые болтали, будто это обычный позывной.

— Да-да, входите уже… — задумчиво пробормотал он. — Ну же!

Дверь скрипнула, и внутрь проскользнула статная высокая женщина в строгом сером костюме. В резких чертах ее лица чувствовались сила и власть. Волосы зачесаны назад в небольшой конский хвост, минимум косметики и никаких туфель на шпильках — здесь это не было принято. Кому охота ноги на железнодорожных путях ломать?

— А, это ты, Василина, — широко улыбнулся Натан Аристархович. — Давай-давай, присаживайся! С какими новостями? Чем сегодня живет и дышит департамент программного обеспечения?

— С вашего позволения, — кивнула Василина и присела на краешек стула рядом со старичком. — Я на минутку, по поводу группы Гордеева.

— Да? — приподнял брови хозяин. — Что у них опять там случилось?

— Ну как же, программиста нового ищем, Фаронов же… того… сами знаете.

— Ах, ну да, ну да… старческий маразм замучил, знаешь ли! — тихонько захихикал Натан Аристархович. — Ну и как, нашли кого взамен этого паразита? — Во взгляде его серо-стальных глаз — проницательном, одновременно жестком и мудром — промелькнула искра неподдельного интереса. Но Василина знала, что улыбке Кассиуса доверять нельзя.

— В том-то и дело, что… не совсем, — замялась она, раскрывая перед ним тоненькую синюю папку. — Вот, смотрите. Предварительно мы рассмотрели более сорока кандидатов, но я не могу принять по кому-либо положительного решения. Уже три внутренних совещания собирала, да все без толку…

— Самые лучшие? — кивнул на папку Кассиус. — И наши, и москвичи?

— Да, конечно, победители межвузовских олимпиад, международных конкурсов, студенты ИТМО, МГУ, Бауманки, все как обычно. В глубинке тоже копали: в Воронеже, Ульяновске, даже из Батайска есть кандидат… Ума не приложу, что в этом году случилось, просто невезение какое-то.

— Ну а что с ними не так? — постучал по папке костяшками пальцев Натан Аристархович.

— Пожалуйста, идем по списку. Первый номер — талантище: гений, можно сказать, однако уж очень жаден до денег — у нас предостаточно свидетельств, и добром, как вы понимаете, это не кончится. Второй был неожиданно груб с вербовщиком, да и вообще не понравились они друг другу, а чутью наших агентов я доверяю. У третьего семейное положение — недавно тяжело заболела мать, а у четвертого имеется горячо любимая девушка — и то и другое для нас большой минус, как вы понимаете. Пятый и шестой в виде своих параллоидов уже вербовались, и неудачно — попросту говоря, ненадежные товарищи, пусть и талантливые; не знаю, зачем я их оставила в списке… Номера с седьмого по двенадцатый — слишком известны, постоянно у всех на виду, эдакие «звезды», и такая публичность рано или поздно выйдет нам боком. Тринадцатый и четырнадцатый крайне неуравновешенны в стрессовой ситуации — уже проверено на практике, пятнадцатый нешуточно пьет, да и вообще ведет распутную жизнь, шестнадцатый замечен в связях с неонацистами, семнадцатый оказался болтлив… а вот вам пятеро, которые принципиально не захотели сотрудничать «на какого-то там дядю», мотивируя всякой чепухой, и мы не стали рисковать… а вот на эту парочку положили глаз из департамента Бражникова. Не понимаю, почему вы позволили им забрать этих ребят!.. Еще несколько кандидатов мы отсеяли из-за…

— Ладно, я понял, — поднял руку Кассиус. — Но ведь запасной-то вариант у тебя всегда имеется, а? Ну признайся, признайся!

— Есть несколько, — помедлив, неуверенно кивнула Василина. — Вот, например… — Она со вздохом перелистнула пару страниц. — Первый номер: почти хакер, молодой, но как программист — далеко не начинающий.

— «Почти»?

— Активно участвует в хакатонах, это такие специализированные хакерские форумы, а также в различных олимпиадах и соревнованиях, например, у нас в Питере, Петрозаводске и Шанхае, а также некоторых других, проводимых через Интернет. Выиграл официальный конкурс, проводимый концерном «Фиат-Крайслер», по взлому бортового компьютера их автомобиля. В прошлом году пытался выехать на знаменитую хакерскую конференцию «Дефкон» в США, но по семейным обстоятельствам посетить ее не смог. В любом случае не заядлый тусовщик, и это хорошо. Ни в чем особо противоправном замечен не был… пока. Независимый, на постоянной основе ни в какие хакерские группировки не входит, что является, конечно, плюсом. ФСБ, как ни странно, им еще не интересовалась, но это, разумеется, лишь вопрос времени. Что же касается заслуг… Не хотелось бы сейчас расписывать технические подробности его подвигов в мире программирования, но он действительно талант. При этом весьма молод — заканчивает второй курс ИТМО, но в узких кругах уже успел завоевать определенное уважение. Постоянной девушки нет, живет отдельно от родителей в Невском районе — один в двухкомнатной квартире, и это еще один жирный плюс. Этой зимой подрабатывал на Ломоносовском фарфоровом заводе системным администратором, но со временем ему там стало неинтересно — может быть, потому что порнуху он там не качал и сервер бухгалтерии взломать не пытался… Таким образом, источники его дохода непостоянны, а красиво жить, как заметили наши агенты, ему все-таки хочется — на это и будем упирать. Достаточно амбициозен, но не заносчив, правда, и особой скромностью не отличается. Покуривает, немного выпивает — в меру. Характер спокойный, уравновешенный, весьма начитан — он не узкоспециализированный сноб и уж тем более не ботаник. Спортивного телосложения, кстати… Восемь лет занимался самбо. Мне кажется, неплохой парень, стоит обратить внимание.

— Ну да, ну да, — улыбнулся Кассиус и, прищурившись, взглянул на женщину. — Ты обратила, я вижу.

— Натан Аристархович! — вспыхнула Василина. — Что у вас вечно за шуточки?

— Да я же в профессиональном смысле, что ты придираешься к бедному старику? — Еле заметно ухмыляясь, Кассиус внимательно разглядывал фотографию молодого человека: худощав, волосы немного вьются, небольшая голова, маленький нос, чуть пухлые губы, ямочки на щеках, густые брови… Да, такие нравятся девчонкам. Старичок хмыкнул про себя — в юности, поговаривали, он тоже был очень даже ничего. — Ладно, — он закрыл папку и отдал ее Василине, — давай-ка тогда с этого типа и начнем. Как его там?.. А, Павел Крашенинников… Стоит попробовать, я думаю.

— Сегодня же, — с готовностью кивнула Василина.

— Вот только хакеры эти… — Начальник покачал головой. — Не связывалась бы ты с этими господами!

— Ну так и отдел Гордеева не вениками занимается, — понизила голос Василина. — Дело специфическое, вы же понимаете… Да и нетипичный он хакер, не оформился еще, так сказать. Вот мы и воспитаем, пока молодой.

— Вот и воспитайте, — степенно кивнул Кассиус.

— Хорошо, я все поняла и с вашего позволения пойду, — сказала Василина, — нужно еще вербовщика подготовить.

— Иди, дорогуша, иди, только на этот раз не оплошай, — вздохнул Кассиус. — Богом заклинаю! Каждую минуту помни об этом подлеце Фаронове!..


Для конкурса была выбрана самая большая аудитория института. Народу все равно набилось как сельдей в бочке, самого разного контингента — даже не имеющие отношения к программированию, лишь что-то слышавшие о хакерах, но сцену постарались организовать по всем правилам, а значит, ничего лишнего: лишь столы, сгруппированные по командам, ноутбуки, кабели, стулья. Что еще нужно хакеру? Для некоторых даже этот список избыточен!

Правда, начало затянулось — как всегда. То безбожно фонили аудиоколонки, насвистывая в стиле народных напевов, то куда-то пропал председатель комиссии, а потом по глупой ошибке обесточили сервер. Но вот наконец команды представлены, участники расселись по местам и открыли опечатанные до этого ноутбуки. Торжественное объявление заданий, последние напутствия: от одних членов комиссии — формальные, от других — не в меру эмоциональные.

— …Это вам не какие-нибудь битвы гангстеров, это интеллектуальный, я бы даже сказал, интеллигентный спорт математического сознания, ответственного за свои действия! — возбужденно вещал в микрофон один из организаторов, профессор Майкопов. — Так что я бы, так сказать, попросил вас, дорогие господа инженеры — да-да, ведь вы же будущие инженеры — не творить различных неприятных глупостей, не отвлекаться на пустяки и не допускать в своей речи нецензурных выражений! Очень попросил бы! Короче, приступим…

Многие в этой переполненной аудитории знали: профессор просто не в курсах. Под слоем официального соревнования проходил параллельно и подпольный, полукриминальный бой. Бой на сообразительность, ловкость и талант, идущий уже за гранью дозволенного, вне общепринятой морали. Причем организованный на тех же самых ноутбуках — ведь местный администратор был своим человеком! Официальные, «майкоповские», соревнования назывались «Захват флага» и имели подтип «Атака-защита». Они состояли в том, чтобы написать программу, автоматически ищущую в памяти сервера аналогичный код соперников. Следовало проанализировать в нем программные ошибки, так называемые уязвимости, и, пользуясь ими, уничтожить его. Сведущих людей эта часть мало интересовала, так как подходы к составлению задач зачастую являлись стандартными, решения — очевидными, а исход сражения прогнозировался с весьма небольшой погрешностью. Многие в этой аудитории ожидали результатов скрытого соревнования, идущего между теми же соперниками! А ведь им, сидящим на сцене, нужно было еще сделать так, чтобы несведущие ничего не заподозрили — и «Захват флага» успей сделать, и неофициальной частью порадуй собравшихся. Главное — не попасться. Это было очень непросто, но ведь самое интересное и желанное всегда скрыто и труднодоступно…