Как читать эту книгу

Многие вопросы детской психологии довольно хорошо изучены, но исследование влияния медиа — относительно новое явление. Однако в последние годы все больше ученых социологов, нейроученых, преподавателей обращаются к изучению этого огромного и мощного посредника социализации. Я часто обращаюсь к этой профессиональной литературе.

В каждой главе я анализирую тему, относящуюся к средствам коммуникации и детям, а также даю ссылки на подходящие научные исследования. Каждая глава затрагивает новую тему, поэтому нет необходимости читать главы в хронологическом порядке. Вы можете просто выбрать то, что вам больше интересно, и читать главы без всякой последовательности. Единственная моя рекомендация — прочтите две главы о социальных платформах без отрыва одной от другой. Может быть, вы молодые родители и вам любопытно, как следовать рекомендациям педиатров не оставлять маленьких детей перед экраном, но при этом нужно занять маленького энерджайзера, чтобы поработать или приготовить ужин. Тогда вам нужна вторая глава. Или, может быть, ваш подросток умоляет разрешить ему зарегистрироваться в социальных сетях, а вам хочется разобраться, в чем положительные и отрицательные моменты этого шага, — тогда сразу открывайте главы 5 и 6. Возможно, вы и вовсе преподаватель, которому хочется знать, что говорят исследования об использовании новейших технологий в классе, — что ж, вас ждет глава 8. Если ваша цель — добраться до сути, краткие выжимки вы найдете в завершении каждой главы. Я специально предоставляю так называемые итоги. Ведь я стремлюсь не просто поделиться научными фактами, но и рассказать о некоторых действенных советах.

Продолжение разговора на эту тему вы найдете на нашей страничке в Facebookе: Media Moms & Digital Dads. Смело оставляйте комментарии о ваших успехах и неудачах!

...

Основа исследований

Метод экспериментального исследования. При проведении любого исследования ученые манипулируют показателями, правильность которых хотят проверить. Поэтому в экспериментах участвуют две одинаковые по составу группы: контрольная и экспериментальная. Опыты проводят в экспериментальной группе, а контрольная нужна для сравнения полученных результатов. Именно разница в показателях между группами в конце эксперимента и позволяет делать выводы.

Метод корреляционного исследования. При использовании данного метода изучается сразу несколько переменных показателей и их взаимосвязь. Считается, что случайные величины коррелируют, если в рамках одной системы они ведут себя одинаково либо прямо противоположным образом.

Корреляция не равна причинности. Что интересно, при проведении корреляционного исследования далеко не всегда можно сказать, что причиной корреляции является именно взаимодействие переменных. Все дело в том, что корреляция не равна причинности. Об этом просто необходимо помнить, когда читаешь статьи, написанные по результатам научных исследований. Приведу классический пример, который запомнился мне еще со школьных времен: когда растут продажи мороженого, растет и число убийств. Эти две переменные имеют сильную положительную корреляцию — и продажи мороженого, и число убийств возрастают. Значит ли это, что мороженое заставляет людей убивать? Едва ли. Просто люди чаще покупают мороженое, когда на улице жарко, и этот же основополагающий фактор (жаркая погода), скорее всего, будет способствовать росту насилия. Этот пример наглядно демонстрирует, что, предполагая взаимосвязь, основанную на корреляции, мы можем ошибочно игнорировать другие ключевые переменные. Поэтому применять стоит оба метода: без проведения эксперимента корреляция не может ответить на вопрос о причине того или иного явления.

Часть 1

Основы

Глава 1

Быть родителями в эпоху цифровых технологий

Сегодняшнее поколение американских подростков самое самое чувствительное, наименее расистское, наименее гомофобное, способно мыслить глобально, проявлять заботу в отношении окружающей среды. Это самые добрые молодые люди, которых когда-либо знали США.

Элайзабет Гилберт, американская писательница

Совсем недавно моя подруга Линда прислала мне ссылку на пост автора бестселлера «Есть. Молиться. Любить» Элайзабет Гилберт в социальной сети1. Подруга поинтересовалась, согласна ли я с этими утверждениями. На тот момент мы с Линдой обе переживали счастливое и одновременно кошмарное время взросления наших 15-летних дочерей. Живя под одной крышей с подростком, очень легко судить свысока их поколение. В самом деле, постоянная переписка по WhatsApp, бесконечные публикации в социальных сетях (в лучшем случае ни о чем) и отсутствие концентрации внимания. Когда мне было пятнадцать, я смотрела милый комедийный сериал про семейку Брейди, которым мы все тогда увлекались, сегодня же выбор стоит между какой-нибудь «Сплетницей» и реалити-шоу «Семейство Кардашьян», а они на порядок ниже, фу!

С каждым годом в медиапространстве становится все больше сексуальности и жестокости. Приведем примеры.


• Лидером продаж среди видеоигр долгое время была жестокая игра Сall of duty2. Настолько жестокая, что некоммерческая организация Common Sense Media внесла ее в список игр, не рекомендованных лицам младше 18 лет. Для сравнения: в 1990-е годы первое место среди видеоигр прочно занимала «Тетрис»3, в которой всего-то нужно было правильно собрать пазл.

• Реклама в журналах очень часто носит сексуальный характер: обнаженное женское тело встречается на 50 % чаще, чем в 1980-е и 1990-е годы4.

• Фильмы с маркировкой «ограничения при просмотре некоторых сцен» стали содержать гораздо больше насилия и секса5.


Что гораздо серьезнее, детям стали доступны сайты для взрослых в Интернете. Вот что стоит иметь в виду.

• Порнографические сайты посещают 93 % мальчиков и 62 % девочек подросткового возраста6.

• В Интернете с легкостью можно найти кошмарные репортажи. Например, стоит только забить слово «повешение» в поисковик Google, как появятся 2,75 миллиона (!) тематических видео на выбор.


Все это говорит о резком отличии от того медиаконтента, с которым сталкивались мы, когда были детьми. Ну и каким же образом нынешнее поколение может быть более здоровым морально, если им доступна информация, с которой способен справиться не всякий взрослый человек?

Для того чтобы ответить на вопрос Линды, я взглянула на национальные опросы среди подростков, цель которых понять поведение тинейджеров. Вот некоторые основные показатели.

Наркотики, сигареты и алкоголь

Примечательно, что сегодня подростки, при всех других недостатках, более адекватно ведут себя в отношении потребления вредных веществ, чем раньше. Начиная с 1975 года в США ведется ежегодная оценка психологического состояния старшеклассников — так называемый «мониторинг будущего». Спонсором исследования выступает Национальный институт наркотической зависимости, и проводится оно профессорами университетов, то есть этим данным можно доверять. Исследование включает в себя вопросы об употреблении наркотиков, алкоголя и сигарет.

Что удалось установить. В 1975 году каждый четвертый старшеклассник (26 %) потреблял наркотики тяжелее марихуаны. К 2013 году это число снизилось примерно на 35 % — то есть наркотики употребляют менее одного человека из пяти (такова статистика). 17 % выпускников сообщили, что принимали наркотики лишь однажды за 12 месяцев.

Употребление спиртных напитков также уменьшилось за эти годы, причем почти на 27 %. В 1975 году, когда подростками были многие современные родители, 84,8 % учеников старших классов на вопрос о том, употребляли ли они алкогольные напитки в течение года, ответили положительно. В 2013 году так же ответили 62 % опрошенных. Много, но все равно меньше.

И курение перестало пользоваться популярностью. В 1975 году пробовали курить или курили 73,6 % опрошенных, а в 2013-м только 38,1 %. Но справедливости ради стоит отметить, что тинейджеры охотно приобретают электронные сигареты, не считая это «настоящим» курением7.