Яна Сонкина

Дзен-мама

Введение

…Однажды у тебя вырастет материнский дзен размера XXL. А пока иди сюда, обниму.

Особенно если ты не так давно познала счастье материнства. Если ты утонула в нем (или все же в слезах?) целиком и полностью. А как по-другому? Ведь так надо. Так принято.

Мне тоже все чаще кажется, что счастье всегда было счастьем. И даже на языке начинает крутиться что-то типа: «мы тоже не спали, и ничего». Но все еще сдерживаюсь: в такие моменты я «даю пощечину» своему материнскому эго и напоминаю себе: «не обесценивай!».

Когда я вижу маму с малышом в возрасте до года, первое, что мне хочется, — забрать у нее младенца. Забрать, чтобы она потратила пятнадцать спокойных минут на то, чтобы выпить свой любимый ароматный чай и не вскакивать от очередного крика / стука / шороха. Чтобы она, наконец, вымыла эти чертовы полы, которые не дают ей покоя. Чтобы все оставшееся свободное время она поспала — крепко, спокойно, полноценно.

И в конце коцов, просто хочется обнять молодую мамочку и сказать ей о том, что так, как сейчас, будет не всегда.

...

Всё пройдет. Ночи станут спокойнее. Чай — горячим. Полы — чистыми. А малыш — взрослым. А вот тут снова становится немножко грустно.

Поэтому возьми каждую его улыбку. Его все без исключения «агу». Каждый вздох. И просто бережно отнеси в недра памяти. Сохрани это всё. Время пролетит незаметно, и ты начнешь брюзжать: «А вот мы раньше…», и совершенно искренне помнить лишь положительное.

Так уж устроен наш мозг: он делает всё возможное, он работает, чтобы неприятности забылись.

Только не обесценивай. Прошу.

Обо мне

Если среди сотен ярких обложек и манящих названий твоя рука потянулась именно к этой книге на полке магазина, если ты кликнула на описании на интернет-платформе, значит, мы встретились неслучайно. Возможно, ты только ждешь своего первенца, а может быть, ты опытная мама нескольких сорванцов, но объединит нас прекрасный, порой сложный, но совершенно невероятный опыт материнства. Вместе мы поймем, в чем похожи и чем отличаемся. Мы вместе чему-то научимся. Поверь, у меня нет цели дать тебе твердые академические навыки — для этого есть эксперты в разных областях: сон, грудное вскармливание, прикорм, педиатрия. Я обычная мама, которая помогла уже тысячам женщин разного возраста. Помогла начать чувствовать себя лучшей из лучших, несмотря на способ родовспоможения, тип грудного вскармливания и выбранный метод воспитания. Эта книга научит тебя быть в меру гибкой, сохранять спокойствие, смеяться, и плакать, и, конечно, любить. Да, этому тоже нужно учиться. Материнство может быть комфортным и счастливым, в какой бы эмоциональной точке ты сейчас ни находилась.

Итак, с этого дня в своем материнстве ты будешь стремиться постичь дзен. Никогда не забывай, что главная фигура в отношениях «мама — дети» — это ты сама! Именно с тебя начинается счастье. Не с ребенка: не возлагай на него ту ответственность, которую он еще не готов нести — именно с тебя. А твой малыш… Он просто даст тебе все то, без чего ты никогда не была бы цельной.

Глава 1

Материнство

Все мы похожи на потресканные фрески. Здесь одного кусочка не хватает, тут уголка.

Нет, родились-то мы прекрасными и яркими произведениями искусства. Маленькими шедеврами. А потом — у каждого свое. Кого-то в детстве недолюбили. И вот пошла идеальная картина паутиной мелких трещин. А потом столько всего: в одного не верили, другого слишком часто шлепали, третьего игнорировали — и вот, отвалился маленький кусочек. Возможно, ты даже попытаешься его приклеить. Быть может, даже получится это вроде достаточно мастерски, но всё равно уже никогда не будешь целой. А сколько этих сколотых кусочков еще впереди.

...

И вот появляется он, твой малыш. Целует тебя в нос, обнимая маленькими ручками. Говорит что-то понятное только тебе: «люлю, мамоська». Или даже просто сопит носиком в твою щеку. Именно он собирает тебя по кусочкам: есть кому тебя любить просто за факт твоего существования — и вот уже один кусочек становится на место, а маленькие ручки замазывают трещинки.

Есть кому принимать тебя безусловно — хорошей или плохой. Есть кому быть жизненно необходимой. Кусочек за кусочком твой малыш собирает тебя в прекрасный исходник.

Поблагодари его за это. Не допускай с ним тех ошибок, которые ранили в свое время тебя. И вовремя отпусти.

Только не рассыпься.

Бесплодие

Мой путь к материнству занял двенадцать лет. И самое сложное на этом пути не долгие годы лечения, обследований, не болезненные процедуры, манипуляции и операции, а простая человеческая бестактность. Это двенадцать лет нарушения личных границ.

...

— А зачем столько лет бороться с бесплодием, не проще усыновить ребенка? — этот вопрос мне задавали очень много раз.

Признаюсь, такие мысли были. Но разве я обязана этим делиться? Особенно когда вопрос поступает от женщин, которые беременеют даже от того, что мимо них просто пронесут мужские трусы? Разве мы поймем друг друга?

— А вы почему не усыновили? — часто парировала я в ответ. — В смысле у вас «есть»? Ну еще одного: дал бог зайку — даст и лужайку! Я правильно играю в вашу игру?

За двенадцать лет бесплодия с бестактностью мне приходилось сталкиваться не раз. О том, что пора бы и на ЭКО — двадцать первый век на дворе — очень любят рассуждать женщины, которые даже понятия не имеют, что такое гормональная стимуляция, уколы в живот и различные крайне болезненные и очень специфические манипуляции. Никогда не сползавшие по стене в туалете с отрицательным тестом на беременность и застрявшим в горле криком. И не прошедшие семь кругов ада (читаем: «квот»).

О том, что нужно поменять партнера, с хитрым прищуром мне шептали все без исключения «сочувствующие». В том числе и два доктора. Разумеется, мне с ними пришлось расстаться.

Прежде чем поковырять чью-то ранку, свой совет себе посоветуйте. Возьмите ребенка из детского дома, сходите на ЭКО, заключите договор с суррогатной мамой, поменяйте партнера.

И заборчик свой подальше отодвиньте. Вооот туда. Там граница. Моя личная. Оттуда вас очень плохо слышно.

И вот теперь у меня всё хорошо.

Если вы испытываете трудности с беременностью, никогда не теряйте надежду. Защитите свои личные границы от непрошеных советов и слушайте только саму себя. И идите до конца. У вас всё получится. Как однажды получилось у нас.

Беременность

— Теперь точно забеременеешь, — прямо на похоронах мамы сказала мне женщина. Незнакомый голос вернул меня в реальность. Я обернулась: Так бывает после смерти близких.

«Куда мне? — я снова провалилась в свои мысли. — Больше десяти лет ожидания, самой ведь уже почти сорок».

Странная женщина. Я начала искать ее глазами, но так больше и не нашла.

— Ну, мамка твоя бойкая была, теперь точно до кого нужно дойдет! Жди прибавку в ближайшее время. Мать пришлет, — а это уверенно мне наговаривает уже мамина подруга.

...

Тогда я осталась совсем одна: с ребенком никак не получается, теперь и мамы… нет. Муж да собака. Вот и всё счастье. Да вот еще теперь семь маминых орхидей в хозяйстве. Такой вот последний подарок от моей любимой на Восьмое марта: мама ушла девятого, когда все подоконники были в цвету.

Прошел ровно год. Позади была первая неделя марта, но еще ничего не напоминало о наступившей весне, кроме буйно цветущих на моем окне маминых орхидей. За мартом апрель. В тот день я загадала, что кардинально изменю свою жизнь, если не увижу нужных цифр. Возможно, уволюсь с работы. Открою приют для собак. Или стану кому-нибудь нужным волонтером.

Привычный кофе с утра не лез. Я сделала глоток и представила, как в далекой Колумбии незнакомый мне загорелый Луис увлекся ходом футбольного матча и пережарил кофейные зерна. Вылила остатки горького напитка в раковину, а следом в мусорное ведро полетела и вся только что открытая пачка. Настроение было тревожным. Результаты мне нужно было забрать после двенадцати, но я не спешила. Пыталась угадать в том, что происходит вокруг меня, что принесет этот день.

Ближе к часу позвонила бабушка и поинтересовалась, почему я тяну с новостями. Пришлось неспешно собраться и пойти в лабораторию.

«Ин_итро»: буква «в» нервно мигала издалека, будто готовилась умереть прямо на моих глазах.

— Черт, — выплюнула я через секунду, потирая разбитую коленку. Стрелка на колготках ползла вниз. Надо было под ноги смотреть.

Не мой все-таки день.

Через десять минут я уже была у бабушки. Она боялась задать мне этот вопрос: было видно, что пытается угадать что-то по лицу. Даже разбитую коленку не заметила.

— Ну что? — все-таки решилась она.

— Я еще не смотрела, — ответила я, разворачивая листок.

Какая-то цифра, рядом референсные значения лаборатории. Секунда, две, три…

...

— Я беременна.

— Примерный срок знаешь? — всхлипывая от радости, спросила бабушка.

— Я дату знаю. Точную. Девятое марта, — отворачиваюсь, едва сдерживая слезы.

И шепотом произношу:

— Спасибо, мам.

*******

Знаете, что я сделала, когда решила забеременеть?