— Да, Украинские горы — единственный проход из метрополии в Крым. Если мы потеряем над ними контроль, наши войска окажутся отрезаны.

И тогда результат может быть только один — полное уничтожение войска.

Император тяжко вздохнул. На сад снова опустилась тишина. И в этот раз она казалась гораздо более тяжелой. Все смотрели на Элизу, молодую девушку, которой удалось подметить деталь, упущенную видными политическими деятелями.

«Верно, нельзя исключить подобного развития событий, — мрачно размышлял маркиз де Клоранс. — А в таком случае наша армия будет разбита. Почему я сам об этом не подумал?»

О том же думали и император с принцем. Это была пугающая, но все же вероятная перспектива.

— Маркиз, — прервал тишину император.

— Да, ваше величество.

— Обсудите этот вопрос завтра с Военным советом.

— Непременно, ваше величество.

— Не знаю, вмешается ли Королевство Монсель в военные действия, но, если все сложится так, как сказала Элиза, мы должны быть готовы. Линден, поговори с разведкой, пусть внимательно следят за всем, что происходит в Монселе.

— Да, ваше величество.

Раздав указания, император с восхищением посмотрел на Элизу, которая спокойно наслаждалась своим чаем.

«Невероятно. И как она до этого додумалась?» — поражался он. Удивительно, какие глубокие мысли приходили в голову этой симпатичной юной особы. Если она смогла проанализировать международную ситуацию и отношения других государств с Крымом, из нее может выйти блестящий стратег.

«Похоже, я зря в ней сомневался. Она и правда очень умна», — решил император.

— Маркиз.

— Да, ваше величество.

— Когда ты успел дать своей дочери такое великолепное воспитание?

Эль неловко рассмеялся. Он и сам был потрясен. В последнее время его дочь сильно изменилась, она стала много читать… Но откуда у нее такие познания?

— Элиза, — обратился к ней император.

— Слушаю, ваше величество.

— Ты сказала, что мы должны остерегаться двух вещей. Какая же вторая?

— Эндемические заболевания.

— Эндемические?

Элиза учтиво кивнула. На самом деле эта часть была гораздо важнее, чем возможное вмешательство Монселя.

«В конце концов, все войско полегло из-за болезни», — вспоминала она. Изолированные на полуострове войска в итоге потерпели поражение в неравном бою с масштабной эпидемией.

«Не знаю, что это было за заболевание, но нужно попытаться снизить потери», — решила Элиза.

— Климат на полуострове не такой, как здесь, в империи. А в сезон, когда начнется война, там будет еще более жарко и влажно, чем обычно. Я думаю, следует остерегаться вспышек инфекционных заболеваний.

— Ты права, — кивнул император. — Подданные империи окажутся в непривычных условиях, поэтому болезни исключать нельзя. И как же нам к ним подготовиться?

— Во-первых, нужно обеспечить экспедицию достаточным количеством лекарств. Во-вторых, и это самое главное, нужно соблюдать гигиену.

— Гигиену? — император с сомнением посмотрел на Элизу.

«Люди этой эпохи еще не осознают важность гигиены», — сразу поняла девушка. Разумеется, некоторые понимали, насколько важна чистота тела. Например, личные врачи императора. Однако простое население об этом даже не задумывалось.

— Да, ваше величество. Многие говорят о том, что некоторые болезни быстрее передаются в антисанитарных условиях. Поэтому, если армия будет больше внимания уделять гигиене, нам удастся предотвратить масштабное распространение инфекции.

— Вот оно что, — восхищенно произнес император. — Удивительно. Где ты этому научилась?

— В последнее время меня очень увлекает медицина, — попыталась оправдаться Элиза, — поэтому я прочла множество книг на эту тему. Простите за мои поверхностные знания…

— Не похоже, что они поверхностные, — заметил император.

Элиза смущенно отвела взгляд. Она боялась себя выдать, но нельзя же упускать шанс снизить число жертв, пусть это и вызовет подозрения?

«Если я могу быть хоть чем-то полезна…» — подумала Элиза.

— Мы взвесим все, что ты сказала, и сразу же примем соответствующие меры, — сказал император. — Если твой совет окажется полезным, я награжу тебя орденом за военные заслуги перед империей.

Элиза потрясенно замерла. Император говорил об ордене Имперского креста, высшей награде в империи. Удостоившийся ее к тому же возводился в звание рыцаря. Иными словами, быть награжденным орденом за военные заслуги — наивысшая честь для бритийской аристократии.

— Это слишком высокая награда для меня, ваше величество. Я всего лишь поделилась своим глупым мнением.

— Оно вовсе не глупое, Элиза. Такие идеи не приходят в голову кому попало. Если благодаря твоим словам удастся предотвратить катастрофу, это меньшее, что я могу для тебя сделать.

Элиза не знала, что сказать.

— Кстати, Элиза…

— Да, ваше величество.

— А что ты с собой принесла? Не для меня ли?

— Ах да!

Этот подарок для императора Элизе помог раздобыть дворецкий. Она никак не могла найти подходящий момент, чтобы преподнести его.

— Это ароматические свечи из империи Цин.

— Ароматические свечи?

— Да, я хотела подарить их вам, ваше величество. Их насыщенный аромат помогает снять усталость и придает энергии.

Император обрадовался. Он и правда в последнее время постоянно чувствовал себя очень уставшим, но причину его недомогания установить не удавалось.

Почувствовав аромат свечей, он улыбнулся и кивнул:

— Чудесно! Я только вдохнул запах, а уже чувствую себя гораздо бодрее. Как ты догадалась?

— Я очень рада, что вам понравился мой подарок, ваше величество.

— Знаешь, в последнее время у меня совсем нет сил. Спасибо за подарок.

Элиза подняла взгляд на императора. Он выглядел изможденным. И тотчас у нее в голове промелькнула мысль: похоже, она знает, чем он болен.

— Ваше величество, вы случайно не чувствуете усталость даже после сна?

— Да, бывает.

— А воду пьете часто?

— Пожалуй, довольно часто…

— Но вас все равно мучает жажда?

— Верно, так и есть. Все время пью, но это не помогает.

— А вы случайно не просыпаетесь ночью из-за нужды?

— Просыпаюсь… — удивленно ответил император.

Этого Элизе было достаточно. Она вспомнила, в каком состоянии был император перед смертью. Он часто и глубоко дышал, что говорило о нарушении кислотно-щелочного баланса крови.

«Теперь я уверена, — подумала Элиза. Она уже знала диагноз. — Так, значит, вот от чего скончался император Великой Бритийской империи…» Это не такое уж тяжелое заболевание: при должном лечении с ним можно очень долго жить.

Diabetes mellitus. Сахарный диабет. Император болен диабетом!

«Он не получал лечения, поэтому сахар в крови продолжал подниматься, пока не развились гипергликемия и ацидоз», — пришла к выводу Элиза.

Диабетическая кома — крайне тяжелое состояние даже в современном мире. Что уж говорить о временах, когда медицина еще не достигла достаточно высокого уровня.

«Вылечить диабет полностью невозможно, однако можно контролировать течение болезни и избежать комы. Но как мне об этом сказать?» — колебалась Элиза. Работая врачом на Земле, она бы просто посоветовала пациенту с подобными симптомами протестироваться на диабет, здесь же все сложнее.

«Сахарный диабет уже известен, но пока мало изучен. Поверят ли моим словам? Я ведь даже не врач…» — подумала Элиза. Теперь главной ее задачей было убедить императора.

— А почему ты задаешь все эти вопросы, Элиза? — с любопытством спросил он.

— Я…

— Говори, не бойся.

«Неизвестно, как он отреагирует, но…» — подумала Элиза, прежде чем начать говорить. Она не могла притворяться, что ничего не знает, ведь императору становится все хуже. Если это правда диабет, то значительного улучшения состояния можно добиться всего лишь соблюдением простой диеты.

— В одной из книг, которые я недавно читала, были описаны симптомы, похожие на ваши, ваше величество.

— И какая болезнь там описывалась?

— Я не помню точное название, но там говорилось о том, что если в крови повышается уровень сахара, то могут возникнуть симптомы, похожие на ваши.

— Сахара?

— Да, в книге было написано, что такое случается из-за нехватки каких-то важных веществ или по другим причинам.

— Хм… — Император задумчиво потер подбородок.

Не похоже было, что он ей поверил. Как может совсем юная девушка, пусть она и заглянула в пару медицинских книг, выявить такое сложное заболевание? Однако ее доводы звучали логично.

— Хорошо, я поговорю с виконтом Беном, — наконец сказал император.

— Благодарю вас, ваше величество, — склонила голову Элиза.

Виконт Бен был не кем иным, как придворным лекарем.

«Он талантливый врач и с такой подсказкой точно догадается, что у его величества диабет», — подумала девушка.

Похоже, симптомы императора пока не навели его на правильные мысли, поскольку диабет открыли совсем недавно. И все же виконт Бен — лучший врач в империи, поэтому не может совсем ничего не знать об этом заболевании. С ее подсказкой он точно сможет поставить верный диагноз.

«И значит, худших проявлений болезни вроде комы можно будет избежать, достаточно лишь немного изменить образ жизни», — заключила Элиза. Но было кое-что, чего она не учла: внимание, которое она к себе привлекла.