Может быть, у кого-то был более богатый опыт психотерапевтического общения — не пять встреч с психологом для короткой коррекции или чтобы в чем-то разобраться, а терапия хотя бы средней по времени продолжительности. Если поискать, то в ней точно удастся обнаружить присвоение себе теневых аспектов. Хотя бы чуть-чуть, но это обязательно было.

Работа с Тенью выделена в отдельную плоскость. Возможно, даже не как терапия, а просто как тренинг личностного роста — именно так это и происходит. Мы не лезем в глубокое бессознательное, но тщательно перебираем идеи о себе, о других, о мире, которые проживаем. Они в нас заложены — как фундамент, как стопроцентная правда об окружающем нас мире, которой мы обычно не замечаем.

Например, нам объясняют: воздух состоит не только из кислорода и двуокиси углерода, но и из других элементов. Однако мы знаем, что для дыхания нам необходим кислород: мы вдыхаем его и выдыхаем углекислый газ. Мы поступаем так всю жизнь — и даже задолго до того, как об этом узнаем. То есть процесс происходил всегда — он просто до какого-то момента не был назван. То же самое и с интеграцией теневых аспектов в психотерапии.

Работа с Тенью у человечества гораздо более древняя, чем психотерапия. В разных племенных культурах мы можем встретить культовые обряды, связанные, по сути, с интеграцией теневых частей, — например, «овладение силой зверя». То, что современный психотерапевт назовет присвоением себе права на гнев и контролем над ним.

Или обряды изгнания любого зла из человека. Чаще всего сразу после завершения ритуала позволяется показать свои уязвимые раненые части, которые прежде полагалось защищать любой ценой.

В далеком прошлом на Востоке считалось, что субъект, не отбрасывающий тени, бессмертен. В западном фольклоре предполагалось, что он продал душу дьяволу. Тень наделялась мистическим содержанием, нечеловеческой силой, с которой обычному человеку не справиться. Но у Тени во всех легендах и сказаниях всегда присутствует хозяин — вот он (и только он) может справиться с ней, обратив на нее внимание и совершив определенные действия. Именно этим мы и предлагаем заняться, используя разные психологические инструменты.

Одним из способов войти вглубь своей Тени является соединение с фигурой Дурака (Шута, Трикстера). Напомним: под Тенью подразумеваются неосвоенные области психики, недоступные роли и проявления. При королях всегда был придворный дурак, которому дозволялось говорить самую страшную правду, высмеивать любого, спонтанно встревать в протокольные беседы. Именно таким способом мы и будем разрушать поведенческие стереотипы, ломать шаблоны, находить вытесненные чувства и предъявлять их миру.

Дурак неподконтролен никому, и результат его действий не может предположить даже он сам. Он провокатор и катализатор, он аморален с точки зрения существующей этической системы культурного героя. Шут стоит на границе между миром человеческого общества и миром дикой природы, поэтому с точки зрения нормального человека он смешон, нерассудителен или бессознателен. Это самая подходящая фигура, способная стать проводником в теневую часть жизни, соединить персону с запертыми инстинктами.

Другая схема, позволяющая понять сущность мифологического содержимого Тени, рождена в незапамятные времена эпическим образом культурного героя. Такой герой (благодетель человечества, учитель или созидатель) стал действующим лицом многих эпосов. Однако рядом с фигурой культурного героя на определенном этапе обычно появляется сопровождающая его, словно тень, фигура трикстера. Но если культурный герой мыслится как воплощение всяческих достоинств, то возникает потребность отделить от него все «неблагородные» черты поведения и персонифицировать их в его Тени. Тень — словно убогий конек-горбунок, доставшийся младшему брату, в отличие от прекрасных коней, принадлежащих старшим.

Этой сложной психологической работе по-прежнему приписывается много устрашающего и мистического контекста. Мы хотим убрать налет мистики, оставив голый психологический подход. Сама работа будет достаточно сложной, поскольку, прежде чем добраться до ее сути, нам предстоит встретиться со Стражником, но об этом чуть позже — в главе 6, а пока немного теории.

Практически каждая школа психотерапии работает с этой темой по уникальным методам. В этой книге мы опишем наш подход, наш тренинг, наш способ, наши наработки. Они далеко не единственные, но уникальны по своему наполнению. В нашей работе идет процесс, соединяющий психоаналитический подход, гештальт-терапию, клоунаду и психодраму.

Мы позволили себе такой микс, потому что углубились в каждый из подходов и в каждом обнаружили что-то, что сочли важной составляющей пазла нашего тренинга. Это похоже на смешивание химических реактивов: о свойствах каждого по отдельности нам известно многое, мы знаем о том, как они работают, а также о том, как взаимодействуют между собой и в каких пропорциях вступают в реакцию, обеспечивая желательный для нас результат, — так, чтобы ничего не взорвалось, чтобы получилось лекарство, а не яд.

Работа с Тенью базируется на психоаналитических основах. Сначала Юнг, затем его ученик Нойманн, юнгианский аналитик Холлис и многие другие последователи описывали и описывают Тень с разных сторон.

Изложим кратко основу, опираясь на Холлиса, поскольку его язык кажется наиболее простым и подходящим для нашей книги, направленной на обычного читателя, а не на профессиональное сообщество. Если вы захотите углубиться в тему, то книга Джеймса Холлиса «Почему хорошие люди совершают плохие поступки» сможет глубже объяснить аналитический подход к работе с Тенью.

Чтобы описать Тень, важно сразу заявить: это понятие архетипическое [Юнг К. Архетип и символ. — М.: Канон, 2019. Автор пишет: «Под архетипами я понимаю коллективные по своей природе формы и образцы, встречающиеся практически по всей земле как составные элементы мифов и в то же время являющиеся индивидуальными продуктами бессознательного происхождения… Прообраз, или архетип, является сформулированным итогом огромного технического опыта бесчисленного ряда предков. Это, так сказать, психический остаток бесчисленных переживаний одного и того же типа». Прим. авт.]. Это накопление народами, культурами, сообществами и индивидуумами всего самого «неприятного и запретного, плохого и грязного». Тень сродни понятию героя: она бывает с разным набором историй внутри, объединяет множество сюжетов во всех уголках мира, но в каждом имеет особую специфику, колорит — он свой у каждого народа, каждой культурной эпохи. Понятно, что как любой может стать героем, так у каждого есть и свои теневые проявления.

«Если описать Тень функционально, то она состоит из всех тех аспектов нашего существа, которые работают на то, чтобы заставлять нас ощущать дискомфорт от самих себя», — пишет Холлис. После таких слов понятно, как непросто входить в эту работу. Но у данного процесса есть и оборотная сторона.

Мы тратим колоссальное количество энергии на удержание под замком отвергнутого и вытесненного («плохого» в нашей картине мира). Интеграция теневых частей высвобождает эту энергию и превращает ее в бонус. Самый же главный подарок в том, что мы перестаем вытеснять вместе с ними свое сокровище, которое есть в этих частях, как в сказке про слуг. Так, вместе с гневом вытесняется решительность, вместе со слабостью — способность чувствовать и т. д. Ведь «Тень состоит не только из нравственно порицаемых наклонностей, но и обнаруживает целый ряд положительных качеств — таких, как нормальные инстинкты, адекватные реакции, реалистичные прозрения, творческие порывы и т. д.», — пишет Холлис, цитируя Юнга.

Согласно аналитическому подходу, существует четыре способа проявления Тени в нашей жизни:

а) Тень остается активной, но бессознательной;

б) Тень отрицается, но проецируется на других;

в) Тень узурпирует наше сознание, овладевая нами;

г) Тень расширяет сознание через признание и диалог.

Мы практики, поэтому нас интересует сознательная работа с пунктами «б» и «г». Участникам тренинга мы предлагаем очень внимательно наблюдать собственные реакции на происходящее, чтобы заметить торчащие ушки Тени.

В главе 4, главе 5, главе 8, главе 10 мы расскажем, на что следует обращать внимание, чтобы заметить теневые проявления в жизни. На тренинге мы в специальном формате создаем некоторые процессы, моделируя жизнь, чтобы концентрированно поработать три дня. Наши коллеги говорят: если вы не бывали на тренингах, то лучший психотерапевт — жизнь, она подкидывает правильные ситуации.

Когда мы замечаем свою Тень, спроецированную на других, начинается очень интересная история знакомства с собой: возникает много вопросов к себе, пересматриваются отношения с партнерами, друзьями, коллегами. Юнг сказал, что «процесс примирения с другим в нас стоит потраченного времени и усилий, ибо таким образом нам удается познать те грани нашей природы, указать на которые мы не позволим никому другому и которые сами ни за что не признаем». В главе 6, главе 7, главе 8 мы расскажем, как это происходит в жизни и на групповом тренинге.

Стандартно, по прошлому опыту, существует два типа ран, нанесенных другими. Первая — другой нас подавлял, вторая — другой разными способами нас оставил. Эти истории просто кладезь отвергнутых собственных частей. Подробно о проекциях мы расскажем позже.


Конец ознакомительного фрагмента

Если книга вам понравилась, вы можете купить полную книгу и продолжить читать.