— Иди на хрен, — сказал Брезан.

Лицо Миузан застыло. Затем она разорвала связь.

Это был последний сеанс общения Брезана с родственниками в течение следующих девяти лет.

6

Прощание с Ромбом и Ситом заняло у Гемиолы всего несколько минут.

— Держись подальше от неприятностей, — сказал Ромб, как будто Гемиола еще не испытала своего первого нейронного расцвета. И на этом остановился.

Сито же, напротив, подарил Гемиоле трогательную и совершенно непрактичную скульптуру из гнутой проволоки и всяких обрезков.

— На случай, если настоящий гекзарх, когда ты его найдешь, будет нуждаться в дополнительных элементах декора, — сказал он.

— Если мы его догоним, я поставлю это так, чтобы он мог увидеть, — тактично пообещала Гемиола.

Змееформа уже передала Джедао архив, скопированный на носитель данных размером с его ладонь. Она одобряла то, как осторожно Джедао обращался с архивом. То, что это копия, не означало, что она не была ценной.

Она с трепетом сопроводила Джедао за пределы базы Тефос. Лестница почти не изменилась за все прошедшее время. Джедао добавил свои отпечатки к множеству следов в слое пыли на ступеньках. Атмосфера у Тефоса была скудная. Здесь, внизу, защищенные от медленного дождя из микрометеоритов, следы шагов должны были сохраниться надолго. Некоторые из них относились к тому времени, когда гекзарх впервые привел с собой трех сервиторов.

Когда они выбрались из расщелины, две другие луны системы плыли высоко в небе, усыпанном звездами и светящимися вихрями местных туманностей. Поверхность Тефоса, обычно тусклая, голубовато-серая, еще больше обесцветилась в неярком свете. Джедао включил фонарь. Гемиола тоже включила огни на случай, если ему понадобится дополнительная помощь, чтобы увидеть дорогу.

По дороге они миновали сад камней. За восемьдесят лет тщательный узор из песка немного испортился под воздействием эрозии. Гемиола смутилась: эффект ей понравился. Но Сито наверняка захочет привести сад в порядок, чтобы он выглядел точно так же, как восемьдесят лет назад. К тому времени, когда Гемиола вернется, сад, без сомнения, будет восстановлен в своем первоначальном виде.

Пустомот Джедао покоился на гребне холма неподалеку от сада. Его вытянутая тень тянулась прочь от них, исчезая за хребтом. Сам мот представлял собой узкий треугольный клин, вершина которого была слегка приподнята к небу, как будто он жаждал снова взлететь. Хотя мот был матово-черным, его посадочные опоры блестели, словно зеркальные. Многообещающе: силовое ядро мотылька было должным образом экранировано. Подобно многим сервиторам, даже сервиторам не особенно технического склада, Гемиола испытывала сильные чувства к экранированию. Возможно, это означало, что Джедао хорошо заботился о своем транспорте.

Только вот…

— На вашем моте кто-то есть, — сказала Гемиола, останавливаясь, когда корабль развернул трап. Ее сканеры обнаружили еще одного сервитора, хотя человеческим взглядом его было еще не разглядеть.

— Это мой попутчик, — сказал Джедао приглушенным голосом через комм скафандра. — Я представлю вас, как только мы поднимемся на борт.

Невзирая на трепет, Гемиола взлетела по трапу и вошла в шлюз вслед за Джедао. Как только шлюз закрылся, Джедао с впечатляющей ловкостью снял скафандр и направился в кабину мота. Гекзарх никогда бы не выдержал такого тесного пространства.

Сервитор-дельтаформа рванулся вперед, затем вспыхнул в тревоге, хотя он должен был заметить приближение Гемиолы.

— Это Гемиола из анклава Тефос, — сказал Джедао дельтаформе. — Почему бы тебе не рассказать немного о себе? Гемиола курирует архивную копию, которую я привез с собой.

Дельтаформа моргнула зелено-синим цветом с явной уклончивостью.

— Я 1491625 из анклава Траурный Ястреб, — сказал сервитор. — Рад с вами познакомиться.

Значит, он из анклава, связанного с Кел. Гемиола не была уверена, что чувствует по этому поводу, но сомневаться в преданности другого сервитора было бы невежливо. Она ограничилась тем, что сказала:

— Аналогично.

— А ты как следует представился? — сказал 1491625, обращаясь к Джедао.

— «Джедао» — мое имя всем известно, — ответил тот, пожимая плечами.

Гемиола вопросительно мигнула.

Он это проигнорировал и, заняв кресло второго пилота, застегнул паутинные ремни.

— Вы не пилотируете? — спросила змееформа.

— У 1491625 это получается лучше, чем у меня.

1491625 ответил самодовольной вспышкой.

— И ты тоже, — сказал он Гемиоле. — Тебе придется приютиться позади нас, если только ты сама не умеешь пилотировать?

— К сожалению, нет, — ответила змееформа. Строго говоря, она не нуждалась в ремнях безопасности, но проявила любезность и пристегнулась к спинке сиденья Джедао. — Куда мы направляемся?

— Пополним запасы, — сказал Джедао. — Я не знаю, когда ты в последний раз видела карту гекзархата, Гемиола, но Куджен выбрал Тефос, потому что он находится в глуши. Что говорит о многом, учитывая, насколько обширен космос. Устраивайся поудобнее.

Сервиторы не нуждались в сне. Зато Гемиола могла наблюдать за своими попутчиками, пока они прокладывали курс к системе, о которой она никогда не слышала. 1491625 и Джедао обсуждали особенно нестабильный регион, который они обошли по пути сюда, и вопрос о том, не сократить ли путешествие на несколько дней, пройдя на этот раз через него.

Пустомот плавно взлетел, используя свой инвариантный маневровый двигатель. Через пару часов Гемиола поняла, что 1491625 все еще не включил мот-двигатель, который был на порядок быстрее. Хотя это было грубо, Гемиола просканировала упряжь мот-двигателя. Змееформа была не техником, но не заметила ничего явно неправильного.

— У вас какие-то проблемы с мот-двигателем? — робко спросила она.

— Упряжь мот-двигателя ненадежна вне пространства высокого календаря, — объяснил Джедао. — Мне не хочется, чтобы мы случайно врезались в ближайшую нейтронную звезду, потому и…

Так вот почему Джедао беспокоился о пополнении запасов: им предстояло лететь дольше обычного.

— И как долго это продолжается? — спросила Гемиола. Гекзарх не упоминал о подобных проблемах восемьдесят лет назад.

— Последние девять лет, — ответил Джедао. После этого он погрузился в тревожное молчание.

Не желая беспокоить своих хозяев, Гемиола принялась размышлять о любимом гавоте. Когда-то гекзарх и Джедао любили танцевать под него. Змееформа вспомнила, как гекзарх смотрел на Джедао, ведя его вдоль стен комнаты, предназначенной для этой цели.

— Ты напеваешь, — сказал Джедао через некоторое время. — Может, что-то конкретное, но я не могу сказать, что именно. Наверное, когда можешь воспроизвести любой звук по своему желанию, легко сделаться целым оркестром.

Гемиола смущенно заморгала.

— Я не хотела…

— Не извиняйся, — сказал Джедао. — Приятно знать, что хоть у кого-то из нас есть слух. Я когда-то… Впрочем, неважно.

1491625 хихикнул.

— Что было когда-то? — спросила Гемиола. Если она правильно помнила, Джедао умел отбивать ритм, но не более того.

— Мать научила меня петь старые песни, давным-давно и очень далеко, — сказал Джедао. — Но я больше этого не умею. Командование Кел погубило навык. Ну, хватит про меня. Я хотел спросить, не поможешь ли ты просмотреть записи?

Змееформа колебалась.

— Если только ты их уже не прочитала?

— О нет, — сказала Гемиола. Сам гекзарх никогда не просматривал записи, только быстро обновлял их во время каждого визита. — Я не могла. Гекзарх бы не…

— У гекзарха неприятности, — сказал Джедао. — Проблема в том, что он к тому же ужасно скрытен. Я должен выяснить, чего он так боялся все эти годы.

Сотня вопросов пронеслась в голове Гемиолы. Кто посмеет угрожать гекзарху? И почему Джедао не с ним? Что же случилось такого, что нарушило надежность мот-двигателей?

— Ты не знаешь, где он, — сказала змееформа. Это был не вопрос.

— Он пропал девять лет назад, — сказал Джедао. — В последний раз, когда я его видел, он строил глазки Командованию Кел. Но в этом нет ничего нового. Я могу только заключить… — Он взмахнул рукой, будто что-то обрывая. — Я надеялся найти подсказку к тому, куда он ушел или что он считает угрозой. Шансов на успех было мало, но поскольку я знал о Тефосе, я должен был проверить это место, как только освободился от некоторых обязательств. Честно говоря, я думал, что найду Куджена прячущимся тут. Но насколько я знаю, у него есть еще базы, подобные Тефосу, разбросанные среди звезд.

— Конечно, гекзарх не может отстраниться от выполнения своих обязанностей на слишком долгий срок, — сказала Гемиола.

Джедао невесело улыбнулся.

— Теоретически.

— Что ж, — проговорила змееформа. — Я помогу вам проверять архив.

— Спасибо, — сказал Джедао. — 1491625, я собираюсь выделить один из субдисплеев — надеюсь, что там нет ничего ужасно отвлекающего. Или, да помогут нам лисы, что формат данных не настолько устарел, чтобы обрушить сеть или устроить какую-нибудь еще ерунду в этом духе.

— Ты просто не мог не превратить это дело в настоящую нервотрепку, не так ли? — сказал 1491625.

Джедао вставил носитель данных в считывающее устройство.