1.3. Один человек — два мозга

Жизнь очень напряженна. Человеческий мозг, как кувшин с водой, может наполняться только до пределов: иначе польется через край; и огромное счастье не иметь на столе блокнота, где записано: «рукописи в “Круг”», «позвонить курьеру», «в пять А.Б., приготовить книги», «в два звонить Дикому», «предупредить Всеволода».

Русский писатель Борис Андреевич Пильняк (1894–1938)

Пещерный пращур страдал от нехватки информации; мы же, как считается, буквально захлебываемся от ее избытка.

Объемы научной, бытовой, социальной и какой угодно другой информации, которую человек должен перерабатывать, растут с чудовищной быстротой. И мозг наш — способен он или нет — вынужден ее воспринимать, анализировать, запоминать.

Никто не предложит нетренированному человеку толкнуть штангу весом в полтора центнера или взять двухметровую высоту. Абсурд! Но в области усвоения информации мы к каждому предъявляем одинаковые требования, равняя тугодума с человеком острой и быстрой мысли.

А между тем планка в области усвоения необходимой информации поднимается все выше и выше! И давление триады — большая нагрузка, ответственность и малое количество времени — начинает ощущаться людьми все большего круга профессий. Под тяжестью информационного стресса постоянно находятся многие руководители, работники интеллектуальной сферы, операторы различных технологических процессов.

Как противостоять информационному напору? Как избежать перегрузок? Прежде всего тут, видимо, следует вспомнить о том, что, по сути, у человека не один, а два мозга: мозг левый и мозг правый.

Полушария мозга. Сравнительно недавно наука установила, что в человеке словно бы обитают два живых существа. Они по-разному смотрят на мир, оценивают его, и каждый принимает свое особое решение.

Во всяком случае, специалисты (они умеют «выключать» любое из полушарий мозга) пришли к таким выводам. «ЛЕВОПОЛУШАРНЫЙ» человек — типичный теоретик, имеющий богатый словарный запас. Ему присущи двигательная активность, целеустремленность, способность к прогнозу грядущих событий. «ПРАВОПОЛУШАРНОГО» же влечет к практическим видам деятельности, он медлителен, неразговорчив, но зато способен очень тонко чувствовать и переживать, склонен к созерцательности…

Один человек — два мозга. Но причем тут стрессовые ситуации и как это может помочь в борьбе с ними? А вот как.

Свой вклад в науку о стрессе вносят и латышские ученые. В 60-е годы прошлого века член-корреспондент Академии наук Латвии Арнольд Крауклис выдвинул концепцию саморегуляции высшей нервной деятельности. Первым в мире он попытался объяснить, как мозг человека противостоит стрессовым ситуациям. И больше того, вместе со своими сотрудниками захотел найти удобные для практики средства, которые бы обеспечили человеку максимальную умственную работоспособность.

Крауклис считал: причиной стресса может быть, в частности, то обстоятельство, что у людей с чрезмерной активностью левого полушария оно излишне перегружено. В то же время полушарие правое бездельничает, недогружено, заторможено.

Как же устранить опасный крен? Как научиться управлять полушариями собственного мозга? Латышские исследователи предлагали ряд приемов.

Один из них — селективная церебральная электростимуляция. Воздействие электрическими импульсами не на две, как это обычно делалось прежде, а на одну определенную половину мозга. Несколько сеансов (использовался серийно выпускаемый аппарат «Электросон-4Т»), и к человеку возвращаются душевное равновесие, работоспособность и хороший крепкий сон.

Разработка этого метода велась в кабине электросна 7-й клинической больницы Риги. После того как экспресс-методом — он требует каких-то пары десятков минут — установлены функциональные особенности полушарий мозга у пациента, выбирается наилучший вариант размещения электродов, что значительно усиливает терапевтический эффект, уменьшает число и продолжительность сеансов.

Подобным профилактическим процедурам, полагают, полезно периодически подвергать не только больных, но и диспетчеров, водителей больших автобусов, дизельных локомотивов (сеансы оптимизации работы мозга проводятся за час до рейса или после него) и представителей других напряженных профессий.

Предлагали латыши и другие средства активного воздействия на полушария мозга: магнитную стимуляцию, использование (в дополнение к буквенно-цифровой) цветовой информации при работе операторов, музыкальные сеансы (активный отдых). Эти и другие меры способствуют скорейшей разгрузке нервной системы, выводу ее из стрессового состояния.

1.4. Прогулки в «агрессивную среду»

Пусть же тот, кого позовут дальние дороги, прежде чем ступить за порог родного дома, не поленится овладеть премудростями автономного существования. Пусть они станут надежной его защитой при встрече с Неожиданным. И тогда воля, настойчивость, мужество в сочетании с этими знаниями, помогут ему выйти с честью из единоборства с природой.

Виталий Волович «Человек в экстремальных условиях природной среды»

Наиболее рельефно, отчетливо, обнажено стресс заявляет о себе, когда человек попадает в так называемые экстремальные условия. Их стоит перечислить. Тут и жара, и мороз, и жажда, и ураган, и пурга, и шторм, и сырость, и голод, и дикие звери…

Речь не обязательно идет о несчастных случаях. Включите телевизор, раскройте газету — выясняется: когда вы наслаждаетесь покоем и комфортом, кто-то — часто добровольно! — в это же время плывет в одиночку по водным горбам Тихого океана, норовя (уже в который раз!) соединить Старый и Новый Свет, или на собачьей упряжке упрямо движется по ледяным просторам Гренландии.

Что гонит человека навстречу опасности? Что бросает его в объятия стресса? Примеры сильных духом, их заветы?

«У каждого человека обязательно должен быть свой Полюс!» — эти слова принадлежат легендарному советскому полярнику, доктору географических наук, контр-адмиралу, дважды Герою Советского Союза Ивану Дмитриевичу Папанину (1894–1986).

«Первейшее и важнейшее дело в жизни — найти самого себя, а для этого человеку нужно одиночество и размышление», — говорил норвежский полярный исследователь, лауреат Нобелевской премии мира за 1922 год Фритьоф Нансен (1861–1930).

Но не только желание измерить свой волевой, духовный, нравственный «рост» движет людьми, избирающими опасные тропы. Человеку, вероятно, органически присуще стремление бороться со штилями собственной жизни, сворачивать с размеренной колеи обыденности и повседневности.

Вряд ли в тепличных условиях человек долго сможет чувствовать себя счастливым. Разве что он очень устал, выдохся и какое-то время крайне нуждается в отдыхе.

Пребывание в искусственном раю действительно приведет к тому, что человека можно будет сравнить с лабораторной крысой. Вся человеческая природа требует перепадов и перемен: новых ритмов и жизненных ландшафтов, многоцветья лиц, событий, чувств.

Прав был поэт: «А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой!» Эти слова Михаила Юрьевича Лермонтова (1814–1841) могли бы стать эпиграфом к биографиям большой армии добровольцев, идущих на риск, жаждущих опасности.

Впрочем, безопасность, как выясняется, понятие довольно относительное. Несмотря на сверхизобилие средств, даруемых современному человеку наукой и техникой, каждый из нас легко может войти в соприкосновение с «агрессивной средой». И ни совершенство конструкции самолетов и вертолетов, кораблей и катеров, ни надежность средств радиосвязи — ничто не гарантирует от внезапных бед: кораблекрушения в океане, вынужденной авиапосадки где-то в далеком предгорье… Словом, от того, что человек окажется в таких условиях, когда только собственный ум, ловкость, воля и физическая сила и выносливость смогут его спасти.

В связи с этим в последние десятилетия начала складываться новая область медицины, занимающаяся вопросами выживания человека в экстремальных условиях Научная дисциплина, где стресс сначала провоцируется, а затем дотошно изучается и анализируется.

Скажем, как должен поступить человек, оказавшийся вдруг волей случая один на один с пустыней? Остаться на месте и ждать помощи? Или идти ей навстречу? Экономить скудный запас воды, укрывшись в тени импровизированного тента? Или отправиться на поиски источника? Сбросить одежду или остаться в ней, превозмогая жару и духоту?..

Кто ответит? Специальные эксперименты (ими, в частности, многие годы занимался Виталий Георгиевич Волович, написавший книгу «Человек в экстремальных условиях природной среды»). Но откуда взяться «подопытным кроликам»? Вот тут-то и нужны смельчаки, рискнувшие сразиться со стрессогенными стихиями, не убоявшиеся пустыни, джунглей, горных высот, океанских пучин, добровольно отправляющиеся под обстрел палящих лучей солнца или леденящего арктического холода.

Так хобби превращается в профессию. Так любопытство оборачивается научным исследованием.

...

ВОЛОВИЧ (родился в 1923 году) — участник Великой Отечественной войны, полковник медицинской службы в отставке, доктор медицинских наук, профессор. В написанной им монументальной книге «Полярные дневники» (2010 год) подробно изложена пестрая канва его чрезвычайно богатой событиями жизни.

Родился в абхазском городе Гагры. Его отец был медиком и в то время возглавлял Санаторно-курортную службу Черноморского побережья СССР. Среднюю школу Виталий Георгиевич заканчивал в Сочи 20 июня 1941 года, а через два дня, в момент начала войны — уже поступал в Ленинградскую Военно-медицинскую академию имени Сергея Мироновича Кирова.

С сентября по ноябрь 1941 года, будучи курсантом, участвовал в обороне Ленинграда. Нёс дежурство на крышах домов, вместе с другими курсантами тушил зажигательные бомбы и ловил диверсантов, которые фонариками и ракетами с крыш домов подавали сигналы и целеуказания немецким бомбардировщикам.

В ноябре академию перевели в Самарканд, где Виталий Георгиевич закончил её в 1946 году, попав по распределению капитаном медицинской службы в десантные войска на должность врача батальона. Лечил бойцов и офицеров, прыгал с парашютом. Через год у него было уже 74 прыжка.

В 1949 году Волович был откомандирован в распоряжение Главного управления Северного морского пути в качестве флагманского врача. Ему предстояло лечить участников экспедиции, но главное — при необходимости оказывать неотложную помощь экипажам самолётов в случае аварии или вынужденной посадки на дрейфующую льдину.

Оказавшись в составе экспедиции Северного морского пути, врач-десантник попутно выполнил особо важное государственное задание: 9 мая 1949 года он вместе с А.П. Медведевым приземлился с парашютом на Северный полюс. За этот первый в мире такой прыжок их наградили орденами Красного Знамени. Как флагманский врач Волович участвовал в высокоширотных экспедициях «Север-4» и «Север-5». Позже работал врачом на дрейфующей станции «Северный полюс-2».

С 1959 года переведён в специальную научно-исследовательскую лабораторию, занимавшуюся проблемами выживания лётчиков, а впоследствии и космонавтов, после вынужденного приземления и приводнения. В 1960 году он организовал и возглавил группу врачей-парашютистов для оказания медицинской помощи и медицинского обследования космонавтов на месте приземления. Лично проводил медицинское обследование космонавтов Юрия Гагарина, Германа Титова, Андриана Николаева и Валерия Быковского.

С 1971 года Виталий Георгиевич возглавил научно-исследовательскую лабораторию и под его руководством и непосредственном участии, в качестве экспериментатора и испытателя, было проведено свыше 40 экспедиций в Арктику, Заполярье, тайгу, пустыни, горы.

Осуществлял научное руководство научно-спортивными экспедициями: «Человек и пустыня», «Комсомольская правда», «Советская Россия», «Метелица», неоднократно проводил тренировочные занятия с космонавтами по выживанию в пустыне, горной местности и на плаву.

В 1988–1991 годах руководил осуществлением совместного советско-индийского эксперимента «Химдом» — «Физиологические реакции человеческого организма на быструю смену с тропического климата на арктический», проводившегося в Индии и Кольском Заполярье с участием индийских военнослужащих.

С 1999 года Волович работал в Государственном научно-исследовательском испытательном институте военной медицины. В 1998–2000 годах регулярно читал лекции на факультете фундаментальной медицины МГУ в учебных курсах «Медицинская экология» и «Космическая медицина». Выступал с докладами на всесоюзных и международных конференциях по авиационной и космической биологии и медицине. Многолетние исследования позволили Воловичу обосновать новое направление в медицине — медицина выживания.

Работы Воловича используются специальными службами спасения ВВС, МЧС, авиацией силовых ведомств. Волович — автор 19 книг и около 300 научных работ. Наиболее известны из них «Жизнеобеспечение экипажей летательных аппаратов после вынужденного приземления и приводнения», «Человек в экстремальных условиях природной среды», «С природой один на один», «Энциклопедия выживания». Является одним из соавторов совместного советско-американского труда «Основы космической биологии и медицины».

Его перу принадлежит ряд научно-художественных повестей: «30-й меридиан», «Год на полюсе», «На грани риска» и другие. В конце 1998 года вышла его драматическая повесть о работе на дрейфующей станции «Северный Полюс-2» — «Засекреченный Полюс».

Волович действительный член Российской академии космонавтики, член Русского географического общества, член Клуба исследователей (США), член Союза журналистов России, почётный полярник, инструктор парашютного дела, председатель экспертного совета федерации «Мэй Хуа Бань Кунг Фу» по курсу «Выживание в экстремальных ситуациях».

Виталий Георгиевич был награжден многими орденами и медалями. В 2002 году он был удостоен «Благодарности» Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина.

Люди разбредаются по земному шару, стремятся достичь его самых отдаленных окраин. Ежегодно тысячи научных экспедиций, поисковых отрядов, промысловых партий, туристских и альпинистских групп отправляются в далекие края: в арктические широты, в таежные дали, в безводные пустыни, в непролазные джунгли, в просторы морей и океанов. Застраховать их от стресса невозможно. И очень важно точно знать, как бороться с ним, сводя его воздействие на организм к минимуму.