Мы едва слышим полслова, но я уже вижу огромную волну прилива. Такая простая и невероятная история заслуживает того, чтобы передать ее всем. Я пишу, чтобы у женщин был доступ к ней и чтобы призыв к этому пути и «кругу» зазвучал во всем мире. Эти общности являются тиглями, где одновременно происходят личные и коллективные изменения.

Вы, возможно, спрашиваете себя, какую пользу сможете получить от встречи с вашим женским началом или от вхождения в круг. Некоторых этот поиск ведет к эволюции в определенной области, например, с точки зрения сексуальности или уверенности в себе. Есть те, кто заинтригован, но не настолько, чтобы сделать первый шаг, или те, кто пытается и не находит своего отклика, потому что не готовы или не встретили единомышленников на этом пути. Другие свидетельствуют, что пробуждение их женского сопровождалось переменами в жизни, на работе или дома. Это всегда путь открытости сознания, пролегающий прежде всего там, где нужно срочно понять и утешить, а после он отразится на всем нашем бытии.

Я пишу, чтобы рассказать об этих бесконечных способах беседы с собой, а также о путницах, с которыми я встречалась в течение последних десяти лет, чьи шаги часто совпадали с моими. Я верю в силу вдохновляющих историй, когда речь становится целительной. Каждая женщина рассказывает часть своего опыта, разделяет эмоции и детали, касающиеся ее, и, таким образом, мы получаем универсальность личных свидетельств. Именно так работают женские круги: на основе уникального опыта, пробуждающего истории каждой. Потому что все мы связаны.

Введение

Священное женское

Слушайте историю тех, кто следует по пути глубокой женственности. Пробуждение женщин в их природе происходит через открытие тела и его богатств, через внимание к их ритмам и необходимости замедления, через жажду священного и осмысленного. Они ищут правильный способ сбалансировать жизнь и показать свою ценность, просто находясь в нужном месте. Эта история касается и мужчин, потому что женщины постепенно покидают территории, которые прежде хотели захватить, чтобы делать что-то по-своему. Амазонки устали от охоты на мужских землях, многие складывают оружие.


...

«Я больше не хочу бороться»

Лила, 32 года, колумбийского происхождения: «Я всегда была воинственной, сильной, как мужчина, но я не хочу быть битой. Все, что я создала в моей жизни, было ответом на то, чего у меня не было. Мать не любила меня, и у меня прекрасные отношения с дочерью. Отношения в моей паре сбалансированы и далеки от тех образцов, которые я видела в детстве. Даже профессия, которую я выбрала, придумала сама, — и действительно делаю то, что хочу. Но меня всегда заставлял действовать гнев, и я от этого устала. Хочется просто прожить свою жизнь в мире и спокойствии».

Дочери амазонок

Найдя способы быть разными, более уверенными, эти женщины занимают иное место в обществе, начинают ценить что-то другое. Они знают, как уйти от наследия патриархата на благо общества в целом, детей, природы и всего живого. Обнаружив этот баланс, они позволяют окружающим позиционировать себя по-разному и таким образом одна за другой изменяют мир.


Новый феминизм

Когда я говорю, что возглавляю женские круги, первое слово, которое звучит в ответ, — феминизм. Будто говоря о табу, полушепотом, мой собеседник хочет убедиться, что я не фурия, готовая размахивать знаменем конца тысячелетнего угнетения женщин мужчинами. Я кажусь спокойной и серьезной, как можно обсуждать это неравенство? Я за или против корпоративных квот? И действительно ли верю, что домашние хлопоты должны быть равномерно распределены в паре?

Мне не нравятся общие истины, я люблю жизненные истории, где раскрываются все наши противоречия, потому что в сердцевине лежит факт избегания стереотипов и нахождения свободы. Женщины сегодня ищут ее и каждый раз пишут, что прислушиваются к интуиции, чтобы сделать выбор, что осмеливаются поступать иначе, чем в предыдущем месяце или чем ожидает их окружение. Эта свобода интересует меня. Демонстрируя ее каждый день, женщины позволяют себе более полную и богатую жизнь, чем оставаясь в дихотомии [Последовательное деление целого на две части (прим. ред.).]: либо нежная, либо амазонка; либо женщина, либо мать; либо любовь к профессии, либо к детям. К счастью, мы устроены сложнее.

Однажды мужчина открыл мне глаза, сказав: «Женщин заставили поверить, что идет борьба за равенство, тогда как мы не равны». Эта фраза заставила меня подпрыгнуть, прежде чем я дослушала ее до конца. Нет, равенство не является ни биологической, ни социальной истиной на сегодняшний день. Но, например, во Франции, благодаря борьбе нескольких поколений, женщины чаще всего претендуют на те же права, что и мужчины, но пока не на ту же зарплату и уважение. Еще предстоит поработать, чтобы достичь полной гендерной справедливости, и, как мне кажется, необходимо прекратить верить, что мы одинаковы.

Мы несем бремя 10 000 лет истории, которая загрузила коллективное бессознательное, систематически оценивая мужчин и ценности мужского начала. Даже если многие из этих ценностей на последнем издыхании, думать, что от них легко отделиться, — это заблуждение. Я скорее верю в силу погружения в это бессознательное, силу понимания нашей идентичности в связи с ее дихотомиями для восстановления равновесия всякий раз, когда в нашем семейном или коллективном наследии наблюдается избыток или недостаток. Это умиротворение необходимо, когда мы гармонизируем мужские и женские полярности внутри себя. Начните задавать себе следующие вопросы: «Какой свободой обладали женщины вашего рода, ваша мать, ваши бабушки? Как мужчины в вашей семье вели себя с ними? Что повторяется или воспроизводится с вами, а что происходит по-другому?» Ответы расскажут о вашем наследии, и нельзя связаться со своим женским началом, не подвергая сомнению и не понимая его. Позже придет время умиротворить и простить.


Женственность — это не женское

В этой книге говорится о женственности, наборе психологических, анатомических или физиологических характеристик, свойственных женщинам. Однако мы не говорим о принадлежностях, которые иногда связывают с женственностью, и еще меньше пытаемся ограничиться определенным типом поведения. Обретение нашей женской свободы происходит тем же способом, которым мы строим себя в обществе, а оно по-прежнему во многом управляется мужчинами. Вся наша жизненная среда, начиная с уличного плана и заканчивая учреждениями, в большей части экономического мира, является результатом созидания и выбора, сделанного половиной человечества. Разве не головокружительно воображать мир, в котором были бы приняты эти же решения на протяжении более 10 000 лет союзом мужчин и женщин?


...

Инь и ян

В отличие от женственности, женское является не принадлежностью пола, а полярностью внутри каждого человеческого существа. Мы состоим из мужской и женской части. Знаменитый символ тао иллюстрирует этот баланс инь и ян. Женское — это полярность инь, которую несем мы все. В даосской концепции это означает «теневую сторону горы» и приближается к холоду, воде, темноте и пассивности, в то время как ян означает «солнечную сторону горы» и говорит о горячем, об огне и о действии. Две полярности неразделимы и существуют только во взаимосвязи. Они присутствуют в каждый момент внутри нас, в равных пропорциях. В графическом представлении тао кончик ян входит в инь и наоборот, как будто каждая полярность несет в себе зародыш ее превращения.

Как и все живое, мужчины и женщины имеют инь, женскую сторону, и должны научиться выражать ее в дополнение к их ян, мужской стороне. Чтобы получить доступ к женскому аспекту, необходимо войти в состояние внутреннего спокойствия, медитативного и пассивного порядка, нужно прислушаться к самим себе. Как темная сторона горы, глубокое женское — это черная земля, полная тьма, из которой все возникает. Все, что проявляется, происходит от этой ночи, прежде чем свет отделяется от тьмы. Оба пола могут многому научиться в этой полярности, которую часто игнорируют в целях эффективности, скорости и движения, пронизывающих социальную сферу.

Мне очень нравится, как Анник де Сюзенель говорит о женской составляющей нашей сущности [В книге «Le Féminin de l’être», цитированной выше.]. Это медсестра и терапевт, чей главный вклад — расшифровка Библии с текстов на иврите, напоминает нам о том, что Бог создал «мужчину и женщину» [Le Symbolisme du corps humain, Annick de Souzenelle, Albin Michel, 1991.]. Конечно, здесь говорится о нашей биологической реальности, но слова на иврите приобретают другой смысл. «Мужчина» — тот, кто «помнит» другую сторону себя, эти два слова были одинаковыми на иврите, захор. А Ева — это не ребро Адама, это его другая сторона, цела (на иврите), пробуждающая теневую сторону. Нам как осознанным человеческим существам предлагается погрузиться в темноту этой другой стороны и напомнить себе, что в ней содержится секрет того, кто мы есть.

Объект этой книги — внутренняя земля, которую я буду время от времени называть «глубокой женственностью», но которая близка к определению женского. Чтобы найти ее, Анник де Сюзенель предлагает послушать, что в нас близко к источнику жизни. Идти навстречу ему означает проложить внутренний путь к нашим теням и установить контакт с другой стороной нашего существа, которая несет в себе зародыши самых прекрасных достижений.