Давайте научимся разграничивать, что мы готовы обещать, а что нет. Кто знает, как воспринимает наши слова собеседник? Одни будут скрупулезно взвешивать каждое ваше слово, другие уже завтра забудут о том, до чего вы договорились. Как много приятных бесед обернулись выяснением отношений, разбившись о фразу «Да я это просто так сказал!», испортив кому-то день, вечер, отпуск.

Однажды я назвала свой бизнес-семинар «Как понимать недопонимания». И на нем у многих случались инсайты, и у меня в том числе. Потому что на удивление быстро выяснилось: умение договариваться — настоящее минное поле. Речь не обязательно о работе — там как раз большинство людей весьма добросовестны. Однако, как выяснилось, люди, на которых можно положиться на работе, в личной жизни не всегда выполняют обещания. Знакомая ситуация? Предупредительный на работе — и вдруг необязательный в домашнем кругу? С коллегами ваш партнер сама исполнительность, а дома не может без напоминания вынести мусор? На самом деле это маловероятно. Если умеешь кататься на велосипеде, то обычно не только по вторникам и каждую вторую пятницу месяца, но и в любое время. Я имею в виду, что если вы способны сделать все в срок на работе, то по логике вещей должны быть такими же обязательными и в выходные. Быть надежным сотрудником, но совершенно не уметь держать слово, данное собственным детям? Так не бывает. Но почему-то случается…

Во многих случаях ключевой фактор здесь — завышенные требования. Сотрудники, занимающие ответственные должности, хотят дома тишины и покоя. Им нужно подзарядить батарейку, расслабиться и хоть иногда не быть никому ничего должными. Обычно они даже не подозревают, что остальные члены семьи расценивают такое поведение как неуважение. Такие люди знают свой потенциал и стараются его не растрачивать. И зачастую именно за этим кроется наибольшая угроза для семейного благополучия.

Подобных моментов можно избежать, если научиться сдерживаться и не выдавать незамедлительную реакцию, когда от нас чего-то требуют. Прислушайтесь к себе. Мне и правда хочется согласиться? Я смогу сдержать данное обещание? Я вообще могу что-либо обещать? Если ответ «нет» или «не знаю», то лучше не говорить «да». Понятно, что все об этом знают, но ведь не все это делают. Одно дело — знать, как поступить, и совсем другое — применять эти знания на практике. Может быть, дело в сострадании. Нам очень не хочется никого разочаровывать, и поэтому иногда мы обещаем, уже догадываясь — а чаще всего и зная, — что не сдержим слово, даже если действовали из лучших побуждений. И как следствие, мы по собственной глупости в какой-то момент приходим к тому, чего так старались избежать: разочаровываем окружающих. Нам приходится отказываться от своих слов, и мы понимаем, что не нужно было изначально давать никаких обещаний. Сколько лишних телодвижений! А ведь их можно было не совершать.

«Лучше не буду ничего сейчас обещать» — вот что, как вариант, мог сказать Дэвид, когда встал вопрос о переезде, и неважно, что момент был бы испорчен. Он, кстати, так и не переехал на Майорку. И даже в умопомрачительную квартиру Джулиан. Обязательства — это не про него, даже если из спальни открывается вид на телебашню. Однако потребовалось целых два года, прежде чем он смог сказать об этом прямо. Если бы он изначально был честен с собой, вместо того чтобы давать пустые обещания, которые так хорошо звучат в конкретный момент, но которые так сложно сдержать, он избавил бы их обоих от лишних нервов.

«Лучше не буду ничего сейчас обещать». Держать эту фразу про запас — хорошая идея. С ее помощью можно избежать множества ссор, ненужных хождений вокруг да около и разочарований.

...
ЧТО ДАЕТ ВАМ ЭТА ФРАЗА?

ГАРМОНИЮ. ЯСНОСТЬ. ОЧЕНЬ МНОГО ВРЕМЕНИ.

5. Хотеть — то же, что и быть должным, только добровольно

«Новая метла чисто метет!» — встречает меня с широкой улыбкой и распростертыми объятиями генеральный директор фармацевтической компании. Он идет мне навстречу по слишком большой для этого крошечного кинотеатра сцене — тут будет проходить наш тренинг. Послезавтра он хочет произнести перед собравшимися вступительную речь.

«Вы сразу задаете высокую планку», — смеюсь я, и мне не терпится увидеть, что же будет дальше. Найти другого тренера, когда все уже отлажено, будет непросто. «Ерунда! — отвечает генеральный директор (назовем его г-н Варнке). — Я хорошо подготовился, можем начинать прямо сейчас». Но очень скоро становится ясно, что времени нам потребуется больше, потому что его приветственное слово — настоящая катастрофа: «Мы должны что-то в себе изменить, стать лучше, если не хотим, чтобы наш корабль пошел ко дну!» Разве в договоре не была прописана «мотивационная речь»?

Должны. Не самое простое слово для привлечения сотрудников. Потому что, конечно, никто в зале не станет кричать от счастья: «Вау, здорово! Так приятно быть кому-то должным!»

У г-на Варнке нет никакого желания что-либо переписывать. Он не хочет сидеть в красном бархатном кресле со своим ноутбуком, он пришел, чтобы блистать, будучи в центре внимания. И я его понимаю. «Тем не менее нам предстоит с этим разобраться. Вы же хотите вдохновить свою команду». — «У нас один час», — деловито говорит г-н Варнке, поэтому я не могу растекаться мыслью по древу на тему «Хотеть — то же, что и быть должным, только добровольно». Так что наверстаю упущенное на страницах книги.

Долженствование всегда выражает принуждение: ты не можешь делать то, что хочешь, у тебя связаны руки. На тебя давят, ты становишься жертвой обстоятельств. Однако творцы не должны, они хотят. Мне потребовался целый час, чтобы донести эту мысль. Теперь речь г-на Варнке звучит четко и ясно, в ней даже нашлось место юмору. Мы репетируем весь день, ни на что не отвлекаясь, и в итоге довольный генеральный директор на физическом уровне ощущает, как это приятно — увлекать за собой людей, используя сильные, мощные вербальные средства. Наш оператор, зашедшийся от восторга, радостно хлопает в ладоши. Мурашки никогда не лгут.

Ученые изучали такие слова, как «хочу», «нужно», «должен», и выявили, что последнее повышает уровень стресса, давление, липидный профиль. Чувствуя, что его принуждают, человек и выражается соответствующе: «Я должен подготовить предложение», «Мы должны согласиться», «Поторопись, а то я уже должен бежать». Оказавшись в спирали долженствования, мы сами не замечаем, как усиливаем стресс. Если человек сто раз услышал фразу о том, что он что-то должен, он чувствует давление и начинает выдавать предложение за предложением, в котором он что-то «должен». В теле возникает еще больше напряжения, и это уже похоже на замкнутый круг. Как если бы, почувствовав, что стало жарко, мы надели пуховик и сделали батареи погорячее, вместо того чтобы их отключить и открыть окно нараспашку. Чего не хватает тем, кто все время что-то «должен», так это маленького переключения — с «должен» на «хочу».

Участники одного мастер-класса заговорили на тему «Хочу и должен». Одна очень активная женщина сказала, что испытывает стресс с приближением дедлайна: «Я не могу не сделать коммерческое предложение!» «Почему?» — спокойно спросил ведущий. Женщина возмутилась: «Ну я же обещала!» — «А почему?» — «Потому что я хочу получить контракт». — «Значит, ты хочешь получить контракт, но не хочешь ничего для этого делать?» — «Да нет же» «А выходит, что да, — дружелюбно ответил тренер. — Лучше сконцентрируйся на том, чего ты хочешь. То, что ты называешь “должна”, — это цена, которую приходится платить». Мне показалось, это очень умно.

Тот же мастер-класс, но чуть позже. «Ты ведешь себя так, будто у всех нас есть выбор!» — говорит мужчина лет пятидесяти пяти в элегантном костюме, разместившийся на одном из немногих стульев, в то время как большая часть участников сидела на ковриках для йоги. «А разве у нас нет выбора?» — задает вопрос ведущий семинара. «Конечно, нет! Если я не буду делать свою работу должным образом, меня уволят». — «И что?» «И что? — Мужчина подбирает слова. — Тогда я буду безработным!» «И что?» — раздается спокойный голос ведущего. «Тогда я не смогу заплатить за дом и за школу для детей. Все на свете стоит денег!» — «А кто хотел, чтобы дети ходили в частную школу?» — «Ну мы, конечно. Это отличная возможность!» — «То-то и оно. Ты хочешь всего и сразу: дом, школу, работу. Довольно много всего. А если тебя что-то не устраивает в том, чего ты хочешь, ты вдруг начинаешь думать, что что-то должен». Элегантный мужчина на секунду задумывается. Я прекрасно понимаю, что он имеет в виду, но и позиция ведущего мне ясна. Тогда мне было двадцать три, и я думала: «Теперь-то я знаю все!» Так мило.

«Я хочу иметь какие-то вещи, но не хочу ничего за них платить». По сей день таково мое определение слово «должен». Стоит увидеть его истинный смысл, и мы лучше поймем себя. Например: «Я еще должен заплатить налоги». Может, это означает: «Я хочу сэкономить на консультанте по налогам»? А тот, у кого на него нет денег, наверное, мог бы сказать: «Я хочу потратить деньги на что-нибудь другое». В эту игру можно играть бесконечно. Долженствование редко отражает истинную ситуацию, оно только создает видимость. Конечно, везде есть исключения. Например, несправедливо осужденный должен сесть в тюрьму. Для других заключенных эта фраза скорее звучит как «Я хотел ограбить банк».

Мы приняли решение, но не хотим нести ответственность за его последствия — вот как частенько маскируется долженствование. Но жизнь может стать легче, если мы научимся разделять то, что мы должны делать, и то, что хотим.

Иммануилу Канту приписывают фразу «Я могу, потому что хочу то, что должен». Это правильно — делать ставку на мотивацию, особенно когда речь идет о чем-то, от чего нам хочется откреститься больше всего. Возьмем, к примеру, бухучет. Слово, которое большинством скорее выдыхается со стоном, чем произносится. Для меня эта тема тоже всегда сводилась к долгому и мучительному перекладыванию стопок из стороны в сторону. В какой-то момент я изменила свое отношение. Мне надоело разбирать квитанции, бубня себе под нос. Уж если я и буду заниматься бухучетом, то на своих условиях. С тех пор я ставлю специальный плейлист Peaceful piano, добавляю пару капель лемонграсса в аромалампу и наливаю свой любимый чай. Все остальное мне уже не важно. Мое кредо: прежде чем взяться за то, что нужно сделать, надо усилием воли захотеть это сделать — со свободой выбора делать это гораздо приятнее.

На своих коуч-сессиях я иногда даю домашнее задание: подумать над предложениями, которые начинаются со слов «я должен» и «я не могу». Это упражнение придется по душе тем, кто любит рефлексировать, потому что оно вносит ясность и открывает удивительные вещи: часто оказывается, что наши предложения не соответствуют действительности. Они вытекают из негативных чувств и старых мыслей, давят на нас, вызывают зависимость от другого человека и формируют низкую самооценку. «Не верь всему, что слышишь, и особенно когда сам это говоришь» — в таких случаях подобная фраза, обращенная к самому себе, может звучать ободряюще.


Конец ознакомительного фрагмента

Если книга вам понравилась, вы можете купить полную книгу и продолжить читать.