Кэти Мари Уэйланд

Создание арки персонажа

Секреты сценарного мастерства: единство структуры, сюжета и героя

Посвящается моему возлюбленному Спасителю, который показывает мне свои Истины, помогает преодолевать ложные убеждения и меняться в лучшую сторону каждый день (Втор. 30:19–20а) [Отрывок из книги «Второзаконие», на который ссылается автор, в синодальном переводе Библии на русский язык выглядит так: «19 Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, 20 любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих». Этими словами Моисей предлагает израильтянам, а значит, и читателю выбор. В этом русле лежит и выбор между ложным убеждением и истиной, на котором основаны арки изменений. — Здесь и далее прим. ред.].

И Лорне, которая всегда меня слушает и поддерживает как друг и коллега-писатель


Введение

Умеете ли вы выстраивать образы персонажей?

Что было бы, если бы существовал верный способ создавать потрясающие арки персонажей? Хотели бы вы его узнать? Если вам нужно устанавливать связь с читателями, волновать их чувства и создавать истории, цепляющие их глубже, чем обычная беллетристика, вы должны хором ответить: «Да!»

К сожалению, арки персонажей слишком часто недооценивают. Ведь на первый взгляд арка сводится к простому трехступенчатому процессу:

1. Главный герой начинает действовать.

2. В течение истории главный герой получает ряд уроков.

3. В конце концов он более или менее побеждает (но это не точно).

В этом суть арки персонажа в двух словах. Проще пареной репы. Чему тут учиться? Оказывается, много чему.

Связь между аркой персонажа и структурой произведения

Нередко персонаж и сюжет рассматриваются как отдельные субъекты — до такой степени, что порой мы противопоставляем их друг другу, решая, что важнее. Но это абсолютно ложный подход. Сюжет и персонаж неразрывно связаны между собой. Уберите хоть что-нибудь из этого уравнения (да просто попробуйте обращаться с ними так, будто они не зависят друг от друга), — и, скорее всего, у вас получится сюжет, пусть неплохой местами, но бледный в целом.

Сюжет мы обычно понимаем как некую структуру, но наше понимание персонажа и арки зачастую несколько бесформенно. Мы знаем, что арка — это что-то, органично следующее из самого персонажа. Выходит, выстраивая арки персонажей, мы неминуемо делаем их стереотипными и лишаем их жизни и спонтанности.

Так или нет?

Вообще-то нет. Когда мы говорим, что персонаж и сюжет неотделимы друг от друга, мы на самом деле имеем в виду структуру сюжета и арку персонажа. В своем классическом руководстве «История на миллион долларов» Роберт Макки пишет:

...

«Мы не можем задаваться вопросом, что более важно — структура или характер, так как структура есть характер, а характер — структура. Они равноценны, и следовательно, одно не может быть важнее другого» [Здесь и далее цит. по: Макки Р. История на миллион долларов: Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только. — М.: Альпина нон-фикшн, 2020.].

Если вы знакомы с основами создания структуры произведения, о которых я рассказываю в своей книге «Структура романа», то, вероятно, вы уже имеете некоторое представление о том, как строятся арки персонажей. Все основные повороты сюжета вращаются вокруг действий и реакций героя. Майкл Хейг в книге «Голливудский стандарт. Как написать сценарий для кино и ТВ, который купят» пишет:

...

«…внешняя цель героя задает концепцию истории, и именно она — краеугольный камень всего сценария… три акта сценария соотносятся с тремя стадиями развития внешней мотивации» [Здесь и далее цит. по: Хейг М. Голливудский стандарт. Как написать сценарий для кино и ТВ, который купят. — М.: Альпина нон-фикшн, 2020.].

Персонаж приводит в движение сюжет, сюжет формирует арку персонажа. Работать порознь они не могут.

Связь между персонажем и темой

Дальше — еще интересней! Арка персонажа влияет не только на структуру произведения, но и на тему. В каком-то смысле арка персонажа — это и есть тема.

Даже если не вдаваться в подробности, открытие единства этих трех самых важных элементов произведения вызывает трепет. Ни один из них не обитает в вакууме. Все три находятся в симбиозе.

Это немного усложняет их создание — и в то же время существенно облегчает его. Понятно, почему усложняет: ведь приходится отслеживать сразу три главных составных части истории. А облегчает, потому что связывает все три элемента воедино. Осознав, как работают вместе сюжет, персонаж и тема, вы, скорее всего, научитесь справляться со всем этим, выстраивая что-то одно.

Три основных типа арок персонажей

Хотя возможности разработки персонажей так же безграничны, как и непредсказуемость человеческой натуры, круг арок можно сузить до трех основных типов с несколькими вариациями каждого.

Положительная арка

Это наиболее популярная арка персонажа, чаще всего вызывающая сильное сопереживание. Изначально главный герой испытывает ту или иную степень неудовлетворенности и нежелания признавать факты. В течение истории он будет вынужден пересмотреть взгляды на самого себя и на мир — в итоге победит внутренних демонов (а заодно, вероятно, и внешних соперников) и в финале завершит арку, изменившись в положительном ключе.

Плоская арка

Во многих известных произведениях есть персонажи, к образу которых особенно нечего добавить. Они уже герои и не нуждаются в сколь-нибудь заметном личностном росте, чтобы достичь внутренней силы для победы над внешними врагами. Эти персонажи практически не меняются на всем протяжении истории, что делает их арки статичными, или «плоскими». Такие герои выступают катализаторами для изменения мира в истории, делая более яркой эволюцию второстепенных персонажей.

Отрицательная арка

Отрицательная арка предлагает, пожалуй, больше всего вариантов — хотя на самом элементарном уровне это положительная арка, перевернутая с ног на голову. Вместо героя, который учится на своих ошибках и становится лучше, отрицательная арка представляет персонажа, который в конце истории оказывается хуже, чем в начале.

Поскольку положительная арка самая сложная из трех и имеет ключевое значение для понимания двух других, самый большой раздел книги мы отведем на обсуждение тонкостей положительной эволюции персонажа.

Как создавать арки персонажей? На чем они основываются? Как ключевые моменты в структуре истории воздействуют на ключевые моменты в арке персонажа (и наоборот)? Короче говоря, как работает арка персонажа? И как научиться всегда создавать потрясающие арки персонажей? Читайте дальше — и узнаете!

Часть 1

Положительная арка

...

Всегда найдется место хотя бы для двух истин.

Колум Маккэнн [Колум Маккэнн — современный ирландский писатель. Цит. по: Маккэнн К. Трансатлантика / Пер. А. Грызуновой. — М.: Фантом Пресс, 2015.]

1

Ложь, в которую верит персонаж

Люди не любят меняться. Мы можем мечтать о новой жизни, но когда приходит пора активных действий, обычно оказывается, что нам гораздо лучше в безопасном и привычном мире.

У персонажей все точно так же. Они сопротивляются переменам с тем же упорством, что и мы, — и это хорошо, потому что сопротивление порождает конфликт, а конфликт порождает сюжет. Таков лишь первый из множества вариантов связи сюжета и арки персонажа. Эта связь может быть неочевидна, но на самом деле все, что лежит на поверхности сюжета, рассказывает о внутреннем пути героя.

Главный смысл сюжета — в недостижимой цели главного героя. Он чего-то хочет, не может достичь и продолжает добиваться.

Положительную арку проще всего определить как рассказ о меняющихся приоритетах главного героя. Он осознает, что не может получить желаемое по одной из двух причин:

1. Он добивается не того, что ему нужно.

2. Он идет к цели, опираясь на ложные нравственные принципы.

В своей книге «Драматика» (Dramatica) Мелани Энн Филлипс и Крис Хантли отмечают:

...

«Одна из самых распространенных ошибок авторов, каким бы опытом они ни обладали, в том, что они создают для главного героя проблему, которая на самом деле не имеет отношения к истории. Причина, по которой это происходит, — не в стремлении разделить их, а в том, что, только разработав сюжет, автор понимает, что сделал его недостаточно личным».