— Лук мой где? — тут же спросила она как ни в чем не бывало.

Лока моргнул. Она что, притворялась? Без разницы! Насколько он уже опоздал?! Лока схватил горшочек, откинул крышку и, не заглядывая внутрь, перевернул над жижей. Ничего не вывалилось. Лока пару раз с силой стукнул по основанию — не помогло. Потянулся, чтобы хорошенько зачерпнуть изнутри…

— Ой! — Руку пришлось резко отдернуть.

Внутри, не издавая звуков, копошились жуки. Не сказать, чтобы Лока совсем этого не ожидал, тем не менее увиденное его потрясло. У каждого крошечного существа — размерами с большой грецковый орех — было по нескольку голов и по две четверки лап: одна сверху туловища, другая снизу.

— Где мой лук? — раздалось во второй раз. Лока не обратил внимания. Решившись, он сунул руку в горшок и чуть надавил… крепкие тельца с готовностью освободили для него место. Зачерпнув, Лока выбросил горсть в сторону топи. Жуки попадали в воду, выбив с десяток небольших фонтанчиков. Теперь что?

— Ну… идите… — произнес он не очень уверенно.

Как же их заставить? Сайта ведь проснулась, когда он попросил… или все-таки она сама?

— Давайте уже! — чуть прикрикнул Лока.

— Чего давать? — спросила Сайта.

Лока пропустил мимо ушей ее слова. Побросав жуков в воду, он успокоился, но ненадолго. А если не получится? Если охотники пострадают? Не может ведь Сахайя такого допустить…

— Ну что же вы…

Может, перед тем как выкидывать, нужно было их как-то по-особому помять или повертеть? Он должен заставить их, должен… В этот момент над болотом раздался жуткий треск: с таким молния раскалывает старое дерево. Лока присел от неожиданности.

— Что это было?! — вскрикнула Сайта. В этот раз она увязла в болоте не с головой, а всего лишь по пояс. Волосы успели подсохнуть на солнце, но от этого только позеленели.

— Что, нравится воевать? — спросил он, не удержавшись.

Вместо ответа Сайта бросила в него грязью. Он нагнулся, чтобы тоже зачерпнуть побольше, когда невероятный треск раздался во второй раз. Лока замер на секунду, пережидая… и тут же новый удар, да такой сильный, что стало больно ушам. Грохот шел откуда-то снизу, где охотники должны были встречать серцев, но с такого расстояния, конечно, не разглядишь. Вскоре удары зазвучали один за другим. Лока упал ничком и закрыл голову руками. Когда-нибудь это кончится? Вот удалось бы ему все сделать, как надо: ничего бы не случилось. Наверняка ведь весь этот шум — дело рук Сахайи.

Над головой продолжало греметь.


Лока не мог точно сказать, сколько времени прошло: вряд ли больше нескольких минут. В ушах гудело, он боялся пошевелиться.

— Ох…

Лока поднялся на ноги. Сайта еще не пришла в себя, он присел проверить, в сознании ли она…

В сантиметре над его макушкой просвистела стрела. Лока распластался по земле, не смея двинуться. Откуда стреляли, он сразу понял: да что толку?

— Что?.. — Девочка пошевелилась.

— Тихо!

— Что?! — Она попыталась встать, а когда Лока ее удержал, стала царапаться.

— Да успокойся ты! Там лучник на берегу!

— Чем докажешь?!

— Ладно, — Лока отпустил ее, — встань, сама проверишь.

— Так ты не врешь? — произнесла она с сомнением. Лока насупился. Можно подумать, он только и делает, что обманывает.

Сайта куда-то поползла. Лока попробовал ее удержать и тут же получил локтем в живот. «Сама будет виновата», — тут же решил он, но, как будто наперекор, Сайта замерла. В руках у нее были зажаты лук и одна стрела.

— Сейчас я его сниму, — произнесла она уверенно.

— Кого? — Лока не совсем понял, о чем она.

— Лучника, дубина! Посиди в сторонке пока: женщины и дети в битве не участвуют…

Она стала прилаживать стрелу к древку.

— Нам нужно только охотников дождаться! — судорожно зашептал Лока. — А если ты выстрелишь, нас обнаружат!

— Трус, — натягивая тетиву, произнесла Сайта презрительно и удивительно весомо. Лока так не умел. Он решил сделать, что угодно, только не позволить ей выдать их. И…

— Он приближается.

— Что? — Сайта замерла на мгновение.

— Стрелок приближается, — повторил Лока, откуда-то зная, что не ошибается.

— Ну… тут бы и Создатель иного не сказал, — произнесла Сайта, чуть выглядывая из-за кочки. — Гм… хорошо бежит…

Лока чуть приподнялся над землей. В отличие от охотников дрекови, на серце был не вороненый кожаный доспех, а одеяние, сшитое из кусков шкур. Череп почти полностью скрывали длинные скрученные волосы и густая борода. До него было еще метров сорок, но приближался серц быстро.

— Поближе… — шептала себе под нос Сайта, — еще поближе…

Лока не считал себя трусом. Более того, он бы подрался с тем, кто так сказал (если бы это не была девчонка), но таким хладнокровием похвастаться не мог.

— И уже совсем близко… Оп!

Тетива щелкнула.

— Эх!

Удивительно, но промахнулась Сайта совсем на немного. Еще полметра левее…

— Поправку на ветер не взяла. Жаль у меня больше стрел нет… Что ты там предлагал, я не расслышала?

«Не стремиться к смерти!»

— Может быть, он нас в плен хочет взять, — предположил Лока вслух. — Хотя бы живы останемся.

— Вряд ли бы у него тогда слюна с подбородка капала, — заметила Сайта, и Лока мысленно ее поддержал. Уж до чего в Снежной Синку боялись, когда он лишнего выпьет, но и тот настолько кровожадно не выглядел.

Лока попытался сообразить: как он может справиться со взрослым охотником? Ничему подобному Сахайя его не учил. Правда, о чем бы ни шла речь, дедушка всегда говорил, что главное — дышать… Тогда ты как минимум будешь ближе к ответу. Впрочем, что еще ему оставалось? «Звать», так, как это делал Сахайя, сам он пока не научился… Мысль оборвал жуткий грохот — всего метрах в двадцати перед ними. Тут же ударило во второй раз, Локу прижало к земле. Сверху чем-то брызнуло, будто прошел крошечный дождик, затем все стихло.

— Поднимайся первый, — спустя пару секунд проговорила Сайта.

— А почему я-то?

— Ну… ты же шаман, — произнесла она проникновенно. — В твоей власти повелевать природой, заботиться о племени, указывать путь и… гм… что там еще? В общем, ты укажи, а я тут пока проверю все…

— Что проверишь?

— Да мало ли…

Она неопределенно махнула рукой и стала потихоньку отползать назад, прочь с островка. Лока прислушался… но ничего, кроме шуршания травы, не разобрал, а поднявшись, увидел, что из буро-зеленого болото превратилось в приторно-красное. И никаких следов серца. Куда мог деться?

Впереди него вдруг зашевелилась одна из кочек. Ветер… или какой-то зверек. Что-то вроде тушкана или зайца, только без шерсти и от того блестящее на солнце. «Тушкан» зевнул… и оглушительно треснуло. Создание укусило красную землю под самим собой, да с такой силой, что грязью осыпало и их с Сайтой. Лока попятился, и тут же «тушкан» то ли прыгнул, то ли как-то перетек по воздуху, приблизившись к мальчику сразу на десяток метров. Через секунду рядом с первым существом откуда-то появилось еще одно — точно такое же.

— Что?.. Кто это такие? — прошептала Сайта. Звук голоса будто послужил сигналом. Оба создания бросились к Локе. Один прыжок — и они уже рядом с ним…

— Нет! — крикнул он, отступив.

«Тушканы» мгновенно остановились. Лока рассмотрел их: это были жуки из шаманова горшочка, выросшие в десятки раз.

— Чего они ждут? — спросила Сайта судорожно.

— Да я…

Лока не договорил: оба жука прыгнули на Сайту. Девочка упала на спину. Одно из созданий вцепилось в руку, второе прижалось к груди…

— Не надо!

Сайта, конечно, вредная, но будет плохо, если ее кто-нибудь съест.

Уже раззявив пасть, «тушкан» не укусил. Стоило Локе подумать: долго они еще будут на ней сидеть? Оба жука спрыгнули с Сайты и скрылись из виду. Лока подбежал к девочке. Кажется, она потеряла сознание от страха…

— Эй! Ты чего?!

— А вот тебе!

— Да чего я сделал-то?! — Ему пришлось отпрыгнуть назад.

— Он еще спрашивает! — На удивление резво Сайта вскочила на ноги. — Хотел, чтоб меня сожрали, жуков натравливал, а теперь удивляется! Вот расскажу я папе…

— Ты ерунду говоришь…

— Да?! Думаешь подстроить, что у меня в сознании помутилось? Хороший план, только не сработает! Гм… может, ты еще мой кинжал заныкал?!

Кинжал Сайта, конечно, сама потеряла, но спорить с ней Лока не собирался. Уж она-то чужую вину доказывать умела, даже если человек вообще не понимал, о чем идет речь. Из-за нее как-то раз даже Панке от Гавтага влетело, хотя вождь так о своем сыночке трясется…

Подобрав горшочек, Лока, не оглядываясь, двинулся в сторону берега. Пусть хоть утонет — ему до нее никакого дела нет.

Глава 3

Жуки

13-й день, 3-го месяца, 4317 года

Великий Западный лес

— …будешь наказана. И очень сильно. Если бы не Лока…

— Вот! А этому мимзику все, значит, с рук сойдет?!

— Молчи! Я лично прослежу, чтобы ты ему спасибо сказала! Вообще, тебе не помешало бы взять с Локи пример хоть в чем-нибудь! Что теперь с Плойкой станет?! Это ж надо догадаться выбрать кобылу, которая самых лучших жеребят дает!

Сайта с отцом стояли метрах в двадцати от них, но если его с шаманом вряд ли слышал хоть кто-то, то Керлка с дочерью кричали на весь лагерь. И… значит, это он мимзик, так?! Нет, то, что Керлка так его защищает — это, конечно, странно. В конце концов, Лока тоже лошадь не привязал, но как она смеет?!

— Он на меня жуков натравил! Да я…

Хлоп!

Сайта замолчала: Керлка ударил ее по щеке.

— Пойдем, — коротко сказал он, схватив девочку за руку.

Лока не мог разобраться в своих чувствах. Нередко случалось так, что у него не получалось, что он заблуждался, но Сахайя, казалось, не знал другого способа исправить ошибку, кроме как объяснить, показать, разъяснить на собственном примере. Хотя, может быть, Сайта и заслуживала…

— Керлка предлагал мне лук сделать, — вдруг вспомнилось ему. — Я еще удивился. У меня и так неплохой…

— Ничего удивительного. — Сахайя пожал плечами.

Кивнув на поваленный ельник, он уселся сам и подождал, пока то же сделает ученик. Один бы Лока у болота не сел — его и так успели обкусать, но рядом с шаманом кровососущих мошек не водилось. Горшочек из-под жуков, чуть наклонив его в сторону топи, Сахайя устроил на самом берегу.

— Он с тобой подружиться хочет. Ему вождь приказал. Не обращай внимания.

Лока потрясенно уставился на учителя.

— Приказал?

— Конечно. Он думает, что, когда я умру, это ему поможет сразу с тобой отношения наладить.

— Ну… а это плохо?

Раньше Лока ни о чем подобном не думал, а уж на постоянные напоминания Сахайи о своей смерти и вовсе внимание обращать перестал, но будь он сам на месте Гавтага…

— Я имею в виду, он ведь вождь. Ему важны хорошие отношения с шаманом.

— Совершенно верно! — Судя по голосу, Сахайя был рад, что Лока догадался. — Ты все правильно понимаешь. Только знаешь не все. Вот, например… Как ты думаешь, почему серцы решили напасть именно на нашу деревню?

— Не знаю… У нас много сильных охотников…

— Верно. Здесь бы они нашли сильную кровь для своих идолов. Но как они узнали о нас?

— У них тоже шаманы есть, — ответил Лока, подумав.

— Тогда почему они не нашли сильных людей поближе? Зачем тратить столько дней пути?

— Ну… Не знаю. Зачем?

— Гавтаг позвал их, — сказал Сахайя просто.

Лока почувствовал, что совсем престает что-либо понимать.

— Позвал напасть на свое племя?

— Конечно. Тебя это удивляет?

— Гм… ну… удивляет.

— Карг подговорил его.

— Карг… Так старого шамана звали?

— Да. Это нападение нужно, чтобы проверить мои силы. Карг очень хочет сюда вернуться. Даже не побоялся рассказать Гавтагу про золото. То, что на Длинной горе.

— Они хотят добывать там золото? — Вот теперь Лока был поражен по-настоящему. — Но ведь там Теплые пещеры! А в них… Но Карг — шаман! Он ведь понимает, что нельзя…

— Должен понимать, — поправил ученика Сахайя. — Просто Карг никогда не был шаманом в полном понимании. Он всегда гораздо больше походил на обычного мага. В конце концов, это для него очень плохо закончится… О, смотри! Вот они и возвращаются…

К горшочку с разных сторон, перебираясь с кочки на кочку, выныривая из трясины или просто вылезая из-под земли, приближалось множество жутких на вид созданий. За время битвы некоторые из них успели вымахать до размеров небольшого пса. Теперь они на глазах теряли в весе. Темные блестящие тела сочились густой влагой, постоянно менявшей цвет. Так они избавлялись от всего, чего успели набраться: воды, земли, травы, плоти и крови. К ногам Сахайи подползали уже совсем крошечные существа — раз в двадцать меньше тех, что чуть не покусали Сайту. Горшочек медленно заполнялся.

— И что теперь делать?

— О чем ты?

— Но ведь Гавтаг — предатель, — произнес Лока неуверенно. — Разве нет?

— Для нас с тобой? Наверное. А вот что касается племени… Он просто считает, что так будет лучше.

— Значит, он снова попробует?

— Наверняка.

— Завтра?

— Нет, не завтра. В этот раз серцы больше не придут. Только не говори никому. Пусть лагерь ночь постоит.

— А когда придут, что нам делать?

— Ну… ты тогда старше станешь… Поймешь, я думаю.


Охотники должны были провести ночь в укрытиях на берегу. Для старших воинов разбили лагерь — несколько лежанок из шкур и пара больших костров. В огонь, чтобы не дымил, добавляли настойку из пыльных грибов. Для вождя и шамана, на случай дождя, еще днем собрали пару добротных шалашей. Третий навес на самом краю стоянки наспех соорудили для Сайты. В больших битвах женщины-дрекови сражались наравне с мужчинами, но это в крайнем случае.

— Сайта, ты спишь?

— Я все слышу.

— Что? — Лока настороженно обернулся вокруг.

— Подкрасться тебе не удастся, вот что. Думаешь, если меня твои жуки один раз сожрать не смогли, я сразу расслаблюсь?

Лока решил, что ему чудится. Он ее, можно сказать, от смерти спас… Нащупав рукой край навеса, он аккуратно заглянул внутрь. Старательно пригляделся — в безлунную ночь это оказалось мудрено — Сайты внутри не было.

— Медленно положи жуков на землю и сделай два шага назад, — раздалось прямо над ухом. — Никаких резких движений. Если хоть один жук приблизится ко мне ближе, чем на метр, то этот острый кинжал с ржавыми зазубринами попортит твою милую мордочку…

— Вообще-то я тебе поесть принес…

— Не ври!

— Как хочешь. — Лока отбросил сверток в темноту.

— Что ты сделал?! — отскочив на метр, она злобно зашептала. — Опять жуки?! Про нож забыл?!

— Да нет у тебя ножа…

— Да?! А я как заору!..

Лока махнул рукой.

— Не понимаю я тебя. Я тебе ничего плохого не сделал…

— А жуки?!

— Да не жуки это! А пауки обычные, которые паутину плетут и мух ловят, просто Сахайя их кормил долго по-особенному…

— А ты решил их на мне испробовать?!

— Да ничего я…

— Ты видел, какая у меня рана осталась?! Ты, вообще, понимаешь… Эй! Ты куда?! Я еще не договорила!

— Спокойной ночи…

— Ты еще и спать собрался?! Да чтоб тебе во сне червяки в живот забрались, чтоб тебя…

Глава 4

Про шаманов и людей

20-й день, 9-го месяца, 4323 года

Великий Западный лес

— Медняста приходила после рассвета.

В ответ Лока только зевнул. Домой он вернулся под утро. Синих бабочек оказалось даже больше, чем предупреждал Сахайя. Когда Лока добрался до последнего картошечного поля, небо уже начало краснеть. Было б бабочек хотя бы наполовину меньше, он бы отправил их на другой конец леса не выходя из дома, а так… И на следующую ночь наверняка придется снова идти. Причем не только на поля, но и к Пенейте тоже. Очень уж у нее дочка разболелась…

— Хунт ее за ворота вытолкал…

— А зачем с утра людям в голову гадить, я спрашиваю?! — как всегда шумно заговорил мелик. — Я говорил позже прийти?! Говорил?!

— Да без тебя уже поняли, пень крикливый! Не мешай завтракать человеку!

Махнув рукой, Хунт что-то заворчал под нос.

— Поговори у меня еще, — пригрозила Колоста, ставя на стол блюда с вареной картошкой и тушеным мясом.

— Чего она хотела-то?

— Да совсем ополоумела, дура трухлявая! — снова не выдержал Хунт, густая борода затряслась от негодования. — Будто ее кто в зад кусает! Говорил я…

— Да заткнись ты! — Колоста замахнулась на него поварешкой. — Коль не о тебе речь, не верещи раньше времени!

Мелик явно хотел сказать еще что-то, но головой решил не рисковать. Бывали уже случаи…

— Да она тут удумала, — уже спокойным голосом обратилась Колоста к Локе, — в общем, девок тебе предлагает.

— Чего предлагает? — недоуменно уставился Лока. Обычно-то его благодарили чем-нибудь съедобным или для хозяйства годящимся.

— Да на толчке пересидела! — вырвалось у мелика. — Лишнего вы…

Он не договорил — Колоста таки съездила ему по бороде.

— Девок.

— У них же вроде нет пригнанных.

— Так она своих предлагает.

— Зачем?

Нет, он прекрасно понимал, для чего молодому парню может сгодиться девушка, но он-то тут при чем? Шаманы никогда не отвлекаются на мелочи. Этому он давно успел научиться.

— В том то и дело, что не затем! — ответила Колоста. — Чтобы Медняста с чем-то добровольно рассталась, нужно ее очень долго по голове бить. Хотя… если ты хочешь… с той же Синистой можно договориться. Дочки у нее красивые…

— Нет, — спокойно ответил он.

— Скажешь, как надумаешь, — произнесла Колоста коротко. — Что касается Меднясты, — продолжила она, — у нее пять внучек. Две совсем маленькие, а три твоего возраста. Вот из этих трех одну она предлагала в качестве оплаты…

— Толстуху, — чуть слышно пробормотал Хунт.

— …вторую, — продолжала Колоста, — она… гм… в общем, предлагает, чтоб та по кружке крови каждую неделю приносила для каких-то шаманских дел.

— Дуру, что год назад четыре дома спалила, — все так же тихо добавил мелик.

— …третью…

— Толстуху и дуру.

— …планирует на тебе поженить…

Тут Хунт шептать не стал:

— На дерьмо по весу таких невест менять!

— Да заткнись ты уже!!

Криком заканчивался практически любой разговор между Колостой и Хунтом. К этому Лока давно успел привыкнуть. Пожалуй, он даже почувствовал бы себя неуютно, если они вдруг перестали спорить по каждому поводу.

— А Санея где? — Мелик выдохся первым, и Лока сумел вставить слово.

— С ребятами куда-то побежала.

— С какими?

— Не знаю. Но Менки там, кажется, не было…

Лока ощутил, что такой ответ его не удовлетворяет.

— Ладно, пойду я. — Он поднялся из-за стола.

— Да ничего с ней не случится, — заверила Колоста. — Ей одиннадцать лет уже: и не глупая она совсем. Сама может выбрать, с кем ей можно разговаривать, а с кем нет. Лока, сам подумай, понравилось бы тебе, если б кто-то за каждым твоим шагом следил?

— Я не слежу…

— А пошел куда?

— К Сахайе я пошел.

— А-а… Он звал?

— Да.

Захватив куртку, Лока вышел из дома. Мягкая кожа зимней змеи и тонкая подкладка из соболиной шерсти — в такой можно под дождем на голой земле спать. Люди, даже те, для кого он ничего не делал или кому был глубоко неприятен, дарили ему только самое лучшее. Медняста — редкое исключение.