Глава 4

Странный грабитель


Когда Джонатан поднимался на свой этаж, он увидел, что дверь в квартиру госпожи Брокманн открыта. Старушка Брокманн — его любимая соседка. Раньше она всегда присматривала за Джонатаном, если папа задерживался на работе или уезжал по делам. Но теперь с ними живёт Хилари, и госпожа Брокманн заглядывает уже не так часто — только если папа с Хилари уходят куда-нибудь вместе.

— Ах, милый Джонатан! — воскликнула госпожа Брокманн, появившись на лестничной клетке. — Я так и думала, что это твои шаги! Ты даже не представляешь, что случилось!

— Я встретил внизу полицейского, и он всё мне рассказал, — отозвался Джонатан и попытался заглянуть в квартиру соседки. Может, ему повезёт и он увидит, как полиция расследует преступление!

— Осторожно, Джонатан! — Госпожа Брокманн схватила его за плечо. Она такая нервная — наверное, слишком много смотрит телевизор. — Не затопчи следы преступника!

Но Джонатан и так уже увидел, что натворил грабитель. На полу валялись разорванные мешки с мукой, сахаром и горохом, пакеты с порошком для пудинга, баночки со специями — к счастью, целые. Дверца холодильника была нараспашку, а ведь папа всегда говорит, что держать её открытой долго нельзя, иначе внутри всё растает. На полу перед холодильником валялись два ломтика колбасы и кусочек сыра, с коробочки с маргарином слетела крышка. Но самым ужасным было то, что молоко пролилось из бутылки и все продукты теперь плавали в белом море!

— Полюбуйся на это, Джонатан! — всплеснула руками госпожа Брокманн. — Просто ужас! Утром я выбросила мусор и пошла в парикмахерскую, а когда вернулась, вся квартира была вверх дном! И при этом никаких следов взлома! Как грабитель попал внутрь — загадка!

— Разве он не взломал дверь? — спросил мальчик. Преступники в кино всегда так делают.

Госпожа Брокманн покачала головой:

— Уходя, я закрыла дверь на два замка, и они были целы. Не мог же преступник пройти сквозь стены? Ох, мне так страшно!

— Ух ты-ы! — довольно протянул Джонатан. Ну надо же, он словно оказался в одном из детективных сериалов, которые показывают по его любимому детскому каналу! Ему всегда хотелось стать сыщиком и раскрыть преступление. Жаль, что с ним никогда не происходит ничего интересного. Ну, почти никогда.

— Грабитель побывал и в других комнатах! — сообщила госпожа Брокманн и осторожно прошла в квартиру — так, чтобы не затоптать следы. — Больше всего беспорядка в ванной комнате. Ты даже не представляешь, какой там хаос!

— В ванной? — прошептал мальчик, и у него в животе возникло странное чувство.

— Ванна была полна воды до самых краёв! — чуть не плача сказала соседка. — И кран был открыт! Только представь, Джонатан: если бы я вовремя не вернулась, то затопило бы всю квартиру!

Джонатан наконец увидел мокрые следы, которые тянулись по всему коридору от ванной комнаты до кухни и входной двери, рядом с которой возился полицейский с рулеткой — он изучал следы на полу.

— Коллеги! — окликнул он ещё двух полицейских, которые работали в квартире. — Форма следов очень странная, поэтому размер обуви определить невозможно.

У Джонатана по спине пробежал холодок.

— Вы уже сняли отпечатки пальцев? — осведомилась госпожа Брокманн и протиснулась к двери гостиной, где другой полицейский только что покрыл дверной откос серым порошком. — Я видела по телевизору, как это делается!

— Ну да, конечно, — смущённо пробормотал тот. — Мы сравним отпечатки пальцев с места преступления с отпечатками в нашей картотеке и установим личность преступника. — При этом он выглядел очень, очень странно, будто ему не здоровилось.

— Так вы нашли хоть какие-нибудь улики? — не отставала госпожа Брокманн.

Полицейский сделал вид, будто её не слышит.

— Коллеги, — позвал он, — идите сюда! Вы должны это увидеть! — Он настолько погрузился в свои мысли, что даже не заметил, как к нему вместе с полицейскими подошёл и Джонатан. Во всяком случае, прогонять любопытного мальчика он не стал. — Вот, глядите-ка! — Он указал на дверь. — И как это понимать?!

Один из полицейских уставился на следы, оставленные преступником. Джонатан последовал его примеру.



— Ничего себе! — удивился мужчина. — Похоже, у нашего грабителя перепонки между пальцами!

— Глупости! — возразил другой их коллега. Но, посмотрев на дверь, он шумно выдохнул: — И правда перепонки! Почему же они так невысоко от пола?

Полицейский, который измерял следы на полу в коридоре, расхохотался:

— Коллеги, не позволяйте себя одурачить! Перепонки, ха-ха! Этого не может быть! Всё просто: преступник работал в перчатках.

— Перчатки с перепонками между пальцами? — недоверчиво спросил один из его коллег.

— Ну конечно! Грабитель хотел нас запутать, и ему это удалось. Неужели вы думаете, что в квартиру пробралась гигантская лягушка? Мы же не в сказке! Мы имеем дело с очень хитрым типом!

Джонатан прокрался к входной двери, выскользнул на лестничную площадку и поднялся на свой этаж. Он даже забыл попрощаться с госпожой Брокманн, потому что ему нужно было кое-что хорошенько обдумать.

Дело в том, что он знал кое-кого, кто имеет перепонки между пальцами, любит купаться и никогда не закрывает кран. Но ведь они с Хилари отвезли его на Балтийское море. Разве он мог вернуться?


Глава 5

Никс вернулся


Хорошо, что полиция не знала, что Джонатан знаком с тем, кто мог пробраться в квартиру госпожи Брокманн.

— Это Никс! — проговорил мальчик, медленно поднимаясь по лестнице к своей квартире. — Он снова здесь!



В прошлом году они с папой провели летние каникулы на берегу Балтийского моря. Именно оттуда Джонатан случайно привёз чужое ведёрко с ракушками, в котором прятался Никс! Никс — малютка-водяной, довольно ворчливый и вредный. Бо́льшую часть времени он остаётся невидимым и появляется только при шуме воды. Зато услышать его можно в любое время. Когда он невидим, он всегда говорит в рифму.

Никс вбил себе в голову, что влюбился в учительницу Джонатана. А ведь она даже не верит, что водяные и русалки существуют на самом деле. Из-за Никса на Джонатана и Лео свалилась куча неприятностей! Хорошо, что мальчику удалось вернуть водяного в море. В этом ему помогла Хилари.

Только она, конечно, не знала, что Никс прячется в ранце у Джонатана! Даже когда тот показал ей малютку-водяного, она отказалась поверить своим глазам. Впрочем, это было уже не важно, потому что Никс вернулся домой. С тех пор прошло столько времени, что мальчик и думать забыл о странном знакомом.

И совершенно напрасно!

— Никс вернулся! — шептал Джонатан, вынимая из-под куртки шнурок, на котором висели его ключи. — Это он был в квартире госпожи Брокманн!

Стоило ему поднести ключ к замку, как раздался знакомый громкий голос:

— На что мне старые трещотки, когда есть юные красотки?

Джонатан чуть не выронил ключи.

— Никс! — закричал он и посмотрел туда, откуда звучал голос. — Это ведь ты?!

— Неужели не узнал — а кого ещё ты ждал? — раздражённо произнёс голос. — Мусорщика? Великана? Или джинна-хулигана?

— Кто такой джинн? — спросил Джонатан, хотя ответ его сейчас мало интересовал. Он отпер дверь квартиры и на всякий случай оставил её открытой. Только когда мальчик увидел, что на ковре появились мокрые следы, он закрыл дверь. Наверное, водяной пробрался в квартиру соседки, когда та уходила в парикмахерскую.

— Я ужасно удивлён, что ты в сказках не силён! — проворчал голос, и следы потянулись в сторону ванной. — Джинн — из бутылки глупый дух, Никс их стоит целых двух! Джинн исчезать умеет, но фокусами не владеет!

Когда следы добрались до ванной, раздался звук текущей воды, и Джонатан поспешно бросился вслед за гостем.

Он успел вовремя: прямо на глазах Никс стал видимым. Над полом медленно заклубилась дымка, которая взмыла высоко в воздух. Всё происходило точь-в-точь как в тот раз, когда Джонатан впервые повстречал Никса. Дымка сгустилась, обретя цвет и форму.

— Столько усилий! — пожаловался маленький человечек с зелёными волосами, рыбьим хвостом и трезубцем в руке. — Морская лихоманка, акула-хулиганка! Тебе что, кран трудно открыть?!

— Чтобы ты стал видимым? — спросил Джонатан. Так было и в прошлом году: как только начинала шуметь вода, Никс становился видимым и разговаривал как все нормальные люди. — Здравствуй, Никс!

И вдруг у Джонатана стало тепло на душе, как бывает всегда, когда он играет у Лео с хомячком Хаберландом. Конечно, Никс не такой милый, как хомячок, и не такой полезный, как собака, да ещё от него одни неприятности — и всё же мальчик ему ужасно обрадовался.



Никс, напротив, не казался счастливым.

— И тебе не кашлять! — проворчал он. — Чего ты ходишь за мной по пятам? Ты должен быть на кухне и доставать из холодильника рыбу для бедного Никса!

— Рыбу? — переспросил Джонатан.

Он хотел было закрыть кран, чтобы не тратить воду зря. Ведь заботиться об окружающей среде — это очень важно. Но тогда водяной снова пропал бы из виду.

— Конечно рыбу! — завопил Никс. — Неужели ты думаешь, что я стану есть ужасную человеческую пищу? Шницели и бананы, шоколад и спагетти, мармеладные мишки и прочие гадости! У меня от них живот болит! Неси рыбку, да поживей! Морская лихоманка, акула-хулиганка! Где моя рыба?!