Ответ священника. Слова любви, надежды и веры


Вступительное слово

Церковь делает много, очень много — в армии и в больницах, в чрезвычайных ситуациях и на вокзалах среди бедных, в домах милосердия и в кризисных центрах для беременных… Но мне кажется, главное дело Церкви совершается совсем тихо и чаще всего незаметно. Главное дело Церкви совершается в разговоре двух людей: священника и того, кому его слово сейчас очень нужно. В тихом, иногда в полумраке храма, при треске одной свечки — разговоре.

Я по себе знаю, на что способно слово священника — оно умеет миновать какие — то наносные преграды и ворваться прямо в сердце, все там или переворошив, или, наоборот, расставив по своим местам.

И после такого разговора ты выходишь другим — в какой-то другой как будто бы мир и начинаешь — просто потому, что уже иначе не можешь, — этот мир менять, делать его добрее и лучше.

Потому что благодать — та самая, которая заходит в сердце со словом священника — это очень созидательная энергия. Она не может просто так в тебе самом успокоиться, она делает тебя чуть-чуть похожим на Бога. А значит, подталкивает тоже творить. Действовать.

И это главное чудо Церкви — Она делает нас другими. Через слово священника. Через свои Таинства. В церкви в нас начинает действовать Бог.

Если бы не Его благодать — церкви бы стояли пустыми. Если бы не эта благодать, которую каждый может в себе опытно узнать, — было бы желание, — то вся та клевета на Церковь, которая повторяется по кругу столетиями, — примерно по одним и тем же штампам, — имела бы успех. А она рассыпается. Потому что, если спрашивать себя честно, — не о внешних поводах, почему мне в церкви не быть (потому что вот написали на каком-то сайте про батюшку на дорогой машине, хотя я, честно говоря, ни одного такого не знаю), а о том, что действительно важно: о жизни и смерти, о том, почему все так, а не иначе, почему я один, почему мои отношения с родными и близкими такие, а не другие, почему в жизни все крушится, почему приходит болезнь, а «время тихой сапой убивает маму с папой»?.. если только честно ставить эти вопросы и честно искать на них ответы — а не искать невозможно, — то с этими ответами можно узнать… Бога.


Это уже второй том книги по популярнейшему проекту телеканала «СПАС» «Ответ священника». И снова самые главные вопросы. И снова очень простые, выстреливающие в самое сердце ответы. На этот раз не только от батюшек, которых все знают по ежедневному эфиру телеканала «СПАС», но и от епископов и митрополитов нашей церкви, которые в первую очередь тоже священники.


Вчитываясь в этот второй том, я снова ощущаю то, что ощутил когда-то, когда первый раз заговорил осмысленно с батюшкой, — что «Ответ священника» способен все изменить в твоей жизни. Надо только решиться задать вопрос.

...
Борис Корчевников, генеральный директортелеканала «СПАС»

Предисловие

Второе издание книги «Ответ священника» совпало с очень непростым периодом в жизни многих из нас. Стремительные изменения в мире, связанные с пандемией, еще долгое время будут наводить нас на разного рода размышления, подвергать переоценке привычные ценности и уклад жизни, а также вызывать споры и искать подсказки на страницах Священного Писания. Поэтому мы обращаем внимание читателей на то, что на страницах книги может встречаться образ «последних времен» в качестве метафоры, однако свое отношение к происходящему священники четко излагают в заключительной, двенадцатой, главе.

Данная книга, как и предыдущая часть, — результат трудов многих людей: и священников, которые «дежурят» на «горячей линии» телеканала «СПАС», неустанно отвечая на вопросы, и ведущих канала, которые своими уточнениями и дополнениями помогают внести ясность в темы, и всех участников издательского процесса, и прежде всего зрителей, благодаря которым программа живет, процветает, остается востребованной и даже перерождается в текст. Книга базируется на двенадцати главах, некоторые из которых, возможно, станут традиционными для последующих частей «Ответа священника», так же как неизменны наши интересы, связанные с семьей, с поиском своей половины, как востребованы темы здоровья, поиска призвания, как актуальны запросы о помощи близким, попавшим в беду, или поминовении тех, кто нам дорог, но перешел в мир иной.

Священники неформально подходили к вопросам телезрителей и многие темы раскрывали на примере личных историй, радостей и огорчений.

Напоминаем, что задать вопросы вы можете, позвонив на «горячую» линию программы, или на сайте телеканала «СПАС» spastv.ru

Глава 1

Страдания и болезни. Как должен принимать их христианин?

Тема здоровья остается актуальной на протяжении всей жизни человека, поэтому в данной главе мы постарались раскрыть ее многосторонне, отразив разные точки зрения. В этой главе на вопросы отвечали иерей Павел Островский, архимандрит Савва (Мажуко), иерей Григорий Геронимус, протоиерей Михаил Зазвонов, иерей Валерий Духанин, иеромонах Сергий (Филиппов), протоиерей Федор Бородин, протоиерей Василий Гелеван, епископ Скопинский и Шацкий Питирим (Творогов), иерей Иоанн Тераудс, протоиерей Алексей Батаногов, протоиерей Игорь Фомин, игумен Лука (Степанов), протоиерей Александр Ильяшенко, протоиерей Федор Бородин.

Ситуация с пандемией не оставила в стороне никого, и множество вопросов, поступивших и до сих пор продолжающих поступать к священникам, связано с вирусом, опасением за здоровье свое и близких, страхом заразиться COVID-19. Перемены, затронувшие весь мир, сказались и на жизни Церкви: весной были закрыты храмы, и людям пришлось провести Светлую Пасху и множество значимых дат в узком кругу своих близких или в одиночестве перед телевизором, а присоединиться к церковной службе стало возможно лишь с помощью средств медийной связи. Новые обстоятельства и ограничения выбили людей из привычной колеи, заставили пересмотреть свои ценности, приоритеты, уклад жизни. Многие испытали стресс и растерянность, и потому неудивительно, что некоторые вопросы звучат практически с упреком:

...

«Меня сильно беспокоит ситуация, связанная с пандемией: закрыли храмы и стали советовать не ходить на богослужения, потому что можно заразить других людей. А ведь раньше, когда священникам задавали вопрос: “Можно ли заразиться в храме, в частности, на причастии?”, то многие священники отвечали: “Да что вы! Еще неизвестны случаи, чтобы люди заразились!” Почему же в тех ситуациях не отвечали: “Да, можно заразиться, потому что на все воля Божья. Это ваше решение: ходить или не ходить в храм. Боитесь — не ходите. Уповаете на волю Божью — ходите”. Как относиться к тому, что сейчас начался уклон Церкви в другую сторону?»

Отвечает иерей Павел Островский

Приведу пример: когда я женился, у меня были некоторые представления о браке и о семейных буднях, о том, как я буду общаться с женой, как у нас все будет хорошо и гладко, но жизнь стала расставлять все по местам, и оказалось, что я совершенно не готов к браку, я допускал ошибки и совершал неверные действия. Все то же самое касается и ковида. Сейчас легко, сидя на диване, рассуждать о том, как с самого начала нужно было поступать, как нужно было вести разъяснительную работу, но никто не был готов к пандемии, не знал, как себя вести. Делали то, что могли: совещались и принимали решения, чтобы облегчить последствия пандемии. Мне в целом не нравится критикующий тон в адрес священноначалия и поиск виноватых, нужно на минуточку допустить, что сверху виднее, что происходит внизу. Ни разу не слышал ни от одного священнослужителя на телеканале «СПАС», что «в храме нельзя заразиться». Нельзя заразиться через Таинство Святого Причастия — это, безусловно, так. Любой священник подтвердит: через Таинство Святого Причастия заразиться невозможно, а вот мы друг от друга заразиться можем, и об этом говорили всегда и многократно — и я, и другие. Я уже давно на телеканале «СПАС» отвечаю на вопросы и постоянно напоминаю зрителям: если вы болеете, оставайтесь дома, потому что в храме вы можете заразить людей. И даже если у вас не коронавирус, а обычная простуда, вы будете людей смущать, когда начнете кашлять, чихать. Люди будут переживать, что вы их можете заразить, отвлекаться от молитвы.

Наверное, некоторых людей смущает то, что стали проводить дезинфекцию лжицы в момент Причастия. Но мы обязаны соблюдать те меры, которые установили светские власти, чтобы хотя бы не развязать братоубийственную религиозную войну. Можно было, наверное, сказать: «Вы нам не указ!» и в итоге спровоцировать критику в адрес Церкви. Светские люди от власти, которые не знакомы в полной мере с тонкостями церковного учения и которым уже просто некогда было вникать в детали в связи с уровнем ответственности и задач, возложенных на них в связи с пандемией, просили, чтобы мы соблюдали меры безопасности, и мы их соблюдаем, потому что они допустимы. Некоторые говорят, что способ Причащения (через одну лжицу) — не гигиеничен. Я, как священнослужитель, не слишком обращаю на это внимание, потому что сам после каждой литургии потребляю Святые Дары и при этом ничем не заражаюсь. Дезинфекцию лжицы мы проводим не из-за неверия в Таинство, а из снисхождения к людям.