Некоторые учёные рассматривают хаос как сверхпорядок, поскольку он является сверхсложным. Наверное, неслучайно хаотические структуры, являющиеся фракталами, буквально пронизывают ткани живых организмов, вырастая из хаосогенных механизмов. И это требует переоценки даже основных понятий нормы и патологии в таких, казалось бы, классических науках, как биология и медицина.

Особый подход к пониманию информации был сформулирован отечественным учёным К.А. Валиевым, где информация определяется как изменение состояний системы. Он является более универсальным, поскольку количество состояний определяет информационную ёмкость, а их изменения — переработку информации. Тогда получают своё логическое объяснения такие объекты, как прионы, не имеющие ДНК и РНК, а также нанобактерии, представляющие собой кристаллическую форму жизни. Возможно, мы просто не там ищем жизнь в космосе. Иные её формы могут находиться у нас на Земле буквально под ногами. В принципе, на возникновение жизни в космосе могло сказаться и влияние параллельной голографической Вселенной. Ведь в этой Вселенной, имеющей двухмерные пространственные параметры, не существует случайностей, есть лишь сложные периодические процессы, а жизнь тоже по-своему периодична.

Глава 2

Мир космоса и Мультивселенной

Существует ли жизнь в звёздах? Какая она тогда

Ещё несколько десятилетий назад человека, задающего такой вопрос, сочли бы сумасшедшим. Конечно, белковая жизнь, какой мы её знаем на нашей планете, невозможна в условиях звёзд, где царят чудовищное давление и температура в десятки миллионов градусов в центральных зонах. Достаточно констатировать, что на поверхности нашего светила температура составляет 5600 °C, и основным состоянием вещества является плазма, представляющая собой ионизированный газ, по сути, находящийся в хаотическом состоянии. Казалось бы, какая «живая» система в этих условиях может вообще возникнуть и существовать? Тем не менее прогресс научного познания открыл новые аспекты этой проблемы.

В настоящее время даже специалисты, работающие в областях исследований происхождения и специфики живых систем, отказались от обсуждения вопроса, чем отличается живое от неживого, и сконцентрировались на изучении механизмов его функционирования. Поскольку оказалось, что надёжных критериев их различий не существует. Традиционные представления, характеризующие живые системы, такие как обмен веществ, рост, размножение, эволюция и другие, оказались несостоятельными. Выяснилось, что и неживые системы обладают такими же свойствами при определённых условиях. Эти условия и механизмы переходов в настоящее время тщательно исследуются синергетикой. В частности, поразительные эффекты были установлены космонавтами при изучении свойств плазмы на Международной космической станции. В условиях невесомости возникли усложнения плазменных структур, плазма свернулась в двойную спираль, напоминающую по своей форме молекулу ДНК.

В звёздах имеется огромный источник энергии в виде термоядерных реакций, осуществляется синтез более сложных атомов, чем водород, который представлял основной элемент родившейся Вселенной, где ни углерода, ни кислорода, ни других элементов на тот момент не существовало. Белковая жизнь является продуктом жизнедеятельности звёзд, и, если бы их не было в нашей Вселенной, не было бы и живой материи. Это указывает на связь функционирования звёзд с возникновением и развитием жизни.

Возникает вопрос, а не имеется ли самостоятельное существование «живой» системы на плазменной основе? Косвенным подтверждением этой идеи является наличие плазмоидов в земных условиях, в частности, шаровой молнии, демонстрирующей довольно странное поведение. Природа этих явлений до сих пор остаётся невыясненной.

Особенностью живых систем является то, что их информационный объём колоссально избыточен. Как известно, во-первых, информация не зависит от своего носителя, следовательно, неважно на какой материальной основе она существует, лишь бы носитель выражал состояния системы. В принципе, компьютерная модель искусственного интеллекта возможна и на плазменной основе. В настоящее время весьма перспективным является разработка квантовых компьютеров именно на фотонной базе [32]. В таком направлении, как трансгуманизм высказывалась идея, и велись разработки, направленные на перенесение даже человеческого сознания на фотонный носитель. Собственно об этом писал ещё К.Э. Циолковский, который считал, что человечество в результате своего технического развития станет лучистой энергий, но именно звёзды и являются источником такой энергии [33]. Возможно, всё и вернётся к началу своих прародителей — звёздам.

Во-вторых, и в неживых системах осуществляется сохранение и переработка информации, связанной с изменением их состояний. Так может и в звёздах способны реализоваться подобные условия для существования информационной реальности достаточной степени сложности, что можно говорить о неком или неких организмах, отличных от кибернетических систем на химической основе, которыми является белковая жизнь.

Со спутников, находящихся рядом с Солнцем, регистрировались странные явления: одни объекты проходили звезду насквозь, другие погружались в неё, а некоторые, напротив, вылетали из светила. Учёные отказываются комментировать данные явления, считая их либо дефектами изображений, либо фантазиями комментаторов. Тем не менее, опираясь на представления такой области исследований, как SETI, занимающейся поиском внеземных цивилизаций и их оценкам, можно предположить, что сверхцивилизации используют звёзды, погружаясь в них для забора плазменных структур, как это показано в романе А. Кларка «Свидание с Рамой», а возможно, и живут непосредственно в звёздах, потребляя их огромный и практически неиссякаемый источник энергии.

И всё же остаётся вопрос, могут ли существовать, эволюционировать и даже достигать цивилизационных форм плазменные структуры, как это описано в фантастическом романе Сергея Лукьяненко «Звёзды — холодные игрушки. Звёздная Тень»? Некоторые предположения писателей-фантастов оказались пророческими, достаточно вспомнить Жюля Верна, а может быть действительность окажется гораздо фантастичнее, чем их предположения?

Так всё же, кто или что живёт в звёздах, или этот вопрос мифологичен?

Рождение Вселенной

Человечество на протяжении многих веков смотрело в ночное небо и задумывалось, откуда же взялся этот сияющий звёздный мир, и что будет с ним дальше? Как отмечал немецкий философ Иммануил Кант, две вещи поражают в этом мире: звёздное небо над головой и моральный закон внутри нас. Ему принадлежит гипотеза о происхождении Солнечной системы, а также предположение о существовании огромных звёздных островов, которые он назвал галактиками.

Тем не менее на протяжении трёх столетий после возникновения классической механики и работ Ньютона в области астрономии имелись весьма поверхностные представления о крупномасштабной структуре нашего мира. Даже в начале XX века многие были убеждены в том, что гигантская звёздная система нашей Галактики является уникальной и единственной в своём роде. Лишь в 1928 году, когда двухметровое зеркало американского телескопа разложила на звёзды ближайшую к нам «соседку», Туманность Андромеды, которая оказалась галактикой в полтора раза превышающей нашу, наступила новая эра [34].

Между тем мало кто сомневался, что вся наша Вселенная с её миллиардами галактик находится в статическом состоянии. Развитие науки XX века позволило рассматривать звёзды как огромные плазменные шары, в недрах которых протекают термоядерные реакции. Как оказалось, звёзды не вечны, была понята их эволюция, заканчивающаяся разными финальными состояниями этого процесса от белых карликов и нейтронных звёзд до чёрных дыр. Выяснилось, что абсолютно все атомы в нашей Вселенной синтезированы исключительно звёздами, причём тяжёлые элементы, находящиеся в периодической системе за железом, такие как платина, золото и другие, возникают во взрывных процессах, называемых вспышками сверхновых массивных звёзд, гораздо больших нашего Солнца. Идеи однородной, изотропной, бесконечной и существующей вечно Вселенной стали вступать в противоречие с наблюдательной астрономией, приводя к парадоксам.

Одним из них является фотометрический парадокс или, как его ещё называют, парадокс Ольберса. Вдали от Млечного Пути ночное небо выглядит поразительно тёмным. Но, если Вселенная бесконечна, соответствует евклидовой геометрии (кривизна пространства равна нулю) и существует вечно при достаточно равномерном распределении звёзд, то из любой точки пространства за бесконечное время должен прийти свет от далёких звёзд и заставить сиять небеса.

Другой парадокс связан с наличием радиоактивного вещества. Если Вселенная существует вечно, то всё радиоактивное вещество давно бы распалось. Между тем, общеизвестно, что это не так, и данный факт свидетельствует о вполне определённом времени существования нашей Вселенной.

Первоначально Альберт Эйнштейн находился в плену представлений о стационарности Вселенной. Фотометрический парадокс он разрешил, предположив, что пространство Вселенной замкнуто, т. е. обладает положительный кривизной, а, следовательно, имеет ограниченное количество звёзд. Вселенная, по его предположению, должна оказаться замкнутой трёхмерной сферой с определённым радиусом. В сферическом мире Эйнштейна насчитывалось бы 1000 млрд галактик, а кругосветное путешествие светового луча продолжалось бы 70 млрд лет. Легендарный физик построил статическую модель путём введения в неё сил гравитации, особой геометрии пространства с положительной кривизной, а также сил отталкивания. Эта модель позволила соотнести полученные результаты с данными наблюдательной астрономии. Радиус Вселенной оказался равным 1028 сантиметра, а плотность составила 10-29 г/см3.