Корнелия Функе

Охотники за привидениями и замок ужасов


Пролог


Это портреты Хедвиг Кюммельзафт, Хуго-ПСП и Тома Томского. Может быть, по ним троим не заметно, но это одна из лучших в мире команд охотников за привидениями. За плечами Хедвиг Кюммельзафт больше пятидесяти лет профессионального опыта в этой области. Том Томский, её ассистент, вот-вот получит ДОП-2 (Диплом охотника за привидениями второй степени). А помощь Хуго просто неоценима, поскольку он как привидение средней паршивости обладает обширными познаниями.



Но довольно предисловий. На следующих страницах описываются приключения, в которых даже эти трое бесстрашных охотников за привидениями смогли выстоять лишь благодаря отчаянному мужеству, поскольку команде «Кюммельзафт и Ко» пришлось на сей раз иметь дело с одним из самых ужасных представителей мира призраков…


Зов о помощи


Однажды в феврале, во второй половине дня, из факса Хедвиг Кюммельзафт, знаменитой охотницы за привидениями вылезло такое сообщение:

...

Высокочтимая госпожа Кюммельзафт!

Меня зовут Теодор Вурм, и ни я, ни моя жена не особенно боязливые люди. Но то, что у нас творится в последние дни, сильно действует на нервы и подрывает наше здоровье. Неделю тому назад мы с женой взяли на себя управление замком Дустерберг, владение семьи фон Дустерберг цу Крётенштейн.

Когда мы приехали, то узнали, что вот уже много лет в замке бесчинствует привидение. Наш работодатель ни о чём подобном не говорил, так что мы поначалу не придали значения этим слухам. В конце концов, мы люди XXI века.

Однако в этом замке участились столь загадочные и жуткие события, что мы уже начали сомневаться в собственном рассудке. В ОБПЗиК (Органы борьбы с привидениями замков и крепостей) нам рекомендовали «Кюммельзафт и Ко» как одну из самых успешных команд охотников за привидениями. Пожалуйста, помогите нам!

Полные уважения (и глубоко растерянные и напуганные) Ваши Теодор и Амалия Вурм

В сообщении было не так много информации, но команда «Кюммельзафт и Ко» уже привыкла к такому поведению своих напуганных клиентов. После нескольких тщетных попыток дозвониться до Вурмов трое охотников недолго думая пустились в путь. В багажнике их машины находились основное охотничье снаряжение, несколько специальных предметов для борьбы с историческими призраками, а также новый компьютер Тома, с помощью которого можно было быстро связаться с банком данных ИПБП (Исследовательский пункт по борьбе с привидениями).


Стоял серый, холодный зимний день, и дождь барабанил по асфальту, когда Хедвиг Кюммельзафт въехала на стареньком автомобиле в небольшой городок Дустерштейн.

— Что-то я не вижу никакого замка, — сказал Том Томский, расплющив нос о запотелое стекло машины. — Только церковь, два банка и киоск с картошкой фри. И никакого указателя «К замку» или чего-то в этом роде.

— Ну и ладно, — ответила Хедвиг Кюммельзафт и припарковалась у обочины. — Тогда мы спросим. Хуго, спрячься.

— Да-да, — прошелестел Хуго и скрылся на заднем сиденье.

— Извините. — Хедвиг Кюммельзафт опустила стекло на водительской двери и улыбнулась мужчине, который как раз спешил мимо со своей вымокшей таксой. — Мы ищем замок барона фон Дустерберга.

Мужчина от страха чуть не наступил на таксу. Он сглотнул, оглянулся по сторонам, наклонился к Хедвиг Кюммельзафт и прошептал:

— А чего вам здесь надо?

— О, я приехала по работе, — ответила Хедвиг Кюммельзафт.

— Боже правый, вам жить надоело?! — прошептал мужчина. — Разворачивайтесь и езжайте домой, пока вы ещё в здравом рассудке.

— Спасибо за добрый совет, — сказала Хедвиг Кюммельзафт, — но за мой рассудок вам не стоит беспокоиться. Я хотела лишь спросить дорогу. Итак, можете ли вы мне помочь?

Мужчина пожал плечами и показал по улице вниз:

— Первый поворот направо, второй налево и потом всё прямо до…



Он, открыв рот, смотрел мимо Хедвиг Кюммельзафт.

— Прямо до?.. — уточнила она. — Докуда?

— Вот! — ахнул мужчина и указал на белые пальцы, которые осторожно приподняли шляпу госпожи Кюммельзафт. Его такса запрокинула голову и завыла.

— Это? Ах, это ничего, не обращайте внимания! — Хедвиг Кюммельзафт сердито шлёпнула по зыбким ледяным пальцам. — Итак, ехать прямо, а дальше?

Но мужчина не мог больше произнести ни слова. Он стоял с раскрытым ртом, а собака обвивала поводок вокруг его ног.

— Так докудува же? — прошелестел Хуго и дунул бедняге в лицо своим затхлым дыханием. — Давай, гувори уже или мне придётся тебя немнуго пущекотать?

— Пря… прямо до автобусной остановки, а там… потом на просё… лочную дорогу, — через силу выдавил владелец таксы.

— Спасибо, — поблагодарила Хедвиг Кюммельзафт. Потом быстро подняла стекло и нажала на педаль газа.



Бедняга так и остался стоять под дождём, непонимающе глядя вслед машине.

— Хё-у-ху-ху! — пропел Хуго и помахал мужчине через заднее стекло. — Хё-у-ху-ху. А он всё ещё смотрит!

— Да ты совсем рехнулся? — напустился на него Том. — Ты хоть когда-нибудь способен удержаться от своих глупых привиденческих шуток?

— Туман, — сказала Хедвиг Кюммельзафт. Шурша шинами, они сделали первый поворот. — У этого ПСП в голове один туман, больше ничего. Первый поворот направо, второй налево. Том, ты видишь где-нибудь автобусную остановку?

— Неблагударные, — ругался Хуго. — Вы в самом деле неблагударные.

— Ах, замолчи, ты меня нервируешь, — отмахнулся Том. — Я надеюсь, что в замке ты хотя бы иногда не будешь вести себя плохо. Вот! — Он протёр рукавом запотевшее лобовое стекло. — Вон там автобусная остановка, а вот и просёлочная дорога. У покосившегося указателя.

Хедвиг Кюммельзафт теперь ехала по раскисшей ухабистой дороге. Зыбкое тело Хуго колыхалось на заднем сиденье, словно пудинг цвета зелёной плесени.

— Меня мутит! — стонал он. — Мне так ду-у-урно!

— Так тебе и надо, — злорадствовал Том. И потом вдруг добавил: — Ничего себе!

Перед ними появился замок Дустерберг. Большой и серый, он стоял как вкопанный, окружённый рвом с тёмной водой, в которой отражались его стены, поросшие плющом.

— Ничего себе! — повторил Том.

Машину бросало по раскисшей дороге из стороны в сторону, и госпожа Кюммельзафт едва успела остановить её перед мостом.

С противных каменных морд, скаливших зубы над воротами замка, падали дождевые капли.

— А мне нравится, — прошелестел Хуго. — Нет, действительно, очень мило.

— «Мило»?! Это слово мне бы даже в голову не пришло, — удивился Том.

Он достал с заднего сиденья свой рюкзак, натянул на голову капюшон и открыл дверцу. Дождь хлестал ему в лицо, а ветер трепал куртку. Том запрокинул голову и посмотрел на башни замка. Они вонзали в небо свои железные наконечники, словно копья.

— Весьма впечатляет, не правда ли? — Госпожа Кюммельзафт достала из багажника сумку со снаряжением и сунула Тому в руки компьютер. — Идём, остальной багаж заберём после.

И она решительным шагом направилась к мосту. Том оглянулся в поисках Хуго, но тот пропал из виду.

— Эй, Хуго! — Том постучал по рюкзаку. — Сейчас же выходи, а то напустишь мне там слизи.

— Это пудло, — ворчал Хуго, вываливаясь на свет божий. — Здесь слишкум светло, нестерпимо светло! — жаловался он. — И ещё этот прутивный ветер.

Том покачал головой и последовал за Хедвиг Кюммельзафт. Круглые, выщербленные брёвна моста были скользкими от дождя.

Том подошёл к перилам и глянул вниз, на чёрную воду крепостного рва.



— Я чую ду-у-ухов! — прошептал Хуго. — Вудяных духов, илистых духов, древних-предревних духов. Бу-у-ху-у!

Он скрылся, хихикая, в арке ворот в стене замка.

Том оторвал взгляд от тёмных вод и, спотыкаясь, поспешил вслед за Хуго, мимо каменных морд и прорезей, через которые раньше выливали горячую смолу на головы непрошеным гостям. Когда он пересекал двор замка, у него вдруг появилось чувство, будто за ним наблюдают древние глаза. Злые глаза, полные ненависти. Но, когда Том огляделся, никого вокруг не заметил.

Госпожа Кюммельзафт уже стояла с Хуго на широкой лестнице, ведущей к главному входу. Промокший и продрогший Том подошёл к ним. На большой табличке у двери значилось: «Замок Дустерберг. Осмотр в рабочие дни с 10 до 12 часов, по воскресеньям с 10 до 16 часов. Экскурсии только по записи».

— Хуго, если ты опять будешь плохо себя вести, как это было только что, я своими руками забросаю тебя сырыми яйцами. Тебе ясно? — предупредила Хедвиг Кюммельзафт.

— Тьфу, — простонал Хуго и съёжился. — Уж и пошутить нельзя?

— Нельзя, — твёрдо сказала Хедвиг Кюммельзафт.

Потом она дёрнула за цепочку, которая болталась рядом с деревянной дверью. Где-то глубоко внутри замка зазвенел колокольчик…