Для греков и римлян термин «счастье» определялся философией, а его поиски были частью гражданского долга и законной, весьма почетной обязанностью каждого члена общества. Стремление быть счастливым требовало немалых усилий и постоянной работы над собой.

И наконец, овладение позитивной психологией предполагает регулярную практическую деятельность. Одного знания концепций явно недостаточно. Чтобы идти вперед, нужно действовать…

Пять правил определяют практику позитивной психологии.

Существует огромное количество работ и пособий, объясняющих принципы позитивной психологии, и все они настаивают на важности следующих положений.

1. Главное не то, что я знаю, а то, что я делаю

На протяжении двух тысячелетий как на Западе, так и на Востоке мудрецы передают нам одни и те же послания: чтобы быть счастливым, нужно всего лишь наслаждаться моментом, не отдаляться от природы, уважать людей, вести простую и скромную жизнь, не поддаваться гневу и т. д. Все это настолько очевидно, что мы стали воспринимать эти советы как некие банальности. И все же мы знаем и чувствуем, что они справедливы. Все прислушиваются к праведникам, все ими восторгаются и одобряют их образ жизни. Но потом каждый из нас возвращается к своим делам и заботам, никто не собирается ничего менять, и в результате жизнь течет по-старому. В лучшем случае люди совершают несколько вялых попыток, и этим все заканчивается. Все сложнее, чем казалось, — немедленных результатов мы не добились, а регулярные занятия нам оказались не по силам. Но если мудрец побежит за нами и схватит за рукав, мы ему скажем: «Да, да, я все знаю…».

Разумеется, всем все известно! Даже несмышленый ребенок знает, что доставляет ему наслаждение и счастье. Но трудность заключается не в нехватке знаний, а в их претворении в жизнь, ведь работать над их воплощением придется упорно, долго и регулярно. Мы отказываемся принять очевидный факт: главное не то, что я знаю, а то, что я делаю. Может быть, именно поэтому у нас, французов, с таким трудом складываются отношения с позитивной психологией. Ведь мы предпочитаем иронию любым попыткам что-то изменить, придаем слишком большое значение интеллекту и недооцениваем практические действия. Мы склонны быть мыслителями и комментаторами, вместо того чтобы своими руками созидать свое счастье.

2. Счастье, добытое по́том

Все согласны, что для улучшения качества дыхания и увеличения объем легких, для совершенствования силы, ловкости и энергии нужно постоянно прикладывать усилия. Даже если сказать себе: «Все, с этого момента я постараюсь стать сильнее, энергичнее, стройнее», то этого явно недостаточно. Вам придется бегать по утрам, заниматься йогой или гимнастикой, развивать мускулатуру, причем регулярно.

Тем не менее мы продолжаем внушать себе: «В этот раз все серьезно, у меня есть мотивация, и я постараюсь меньше реагировать на неприятности, не раздражаться по пустякам. Я буду наслаждаться жизнью и радоваться каждому ее мгновению, не отравляя свое существование ежедневными заботами». Но нет! Улучшений не предвидится. В этом случае, как при отработке дыхания или занятиях гимнастикой, недостаточно одного желания — нужно тренироваться. «Тренировка ума» — часть позитивной психологии. Это не игра, а серьезная и регулярная работа, которая приводит к активизации нервных процессов и мобилизации позитивных эмоций.

Я признаю, что выражение «счастье, добытое по́том» звучит несколько категорично.

...

Иногда жизнь преподносит нам неожиданные и незаслуженные подарки, и мы не прикладываем для этого никаких усилий. Но не стоит слишком полагаться на судьбу.

На это есть две причины: во‐первых, такие случаи — нечастые гости в нашей жизни, а во‐вторых, мы не всегда готовы воспользоваться предоставленным шансом. Мы можем даже пройти мимо него, если с головой ушли в текущие дела и заботы и не видим ничего вокруг себя. Именно поэтому немного усердия окрасит радостью наше существование. Вот что однажды сказал мой друг по этому поводу: «Не напоминает ли тебе, Кристоф, пропахшее по́том счастье парочку, занимающуюся любовью? Разве настоящая любовь, как и настоящее счастье, не требует усилий?» Согласен, любовь также требует усилий, с одной небольшой оговоркой. Они нужны не столько для того, чтобы пробудить любовь, сколько чтобы удержать ее и ощущать во всей полноте; чтобы она развивалась, оставалась интересной и захватывающей. Без этого любви не хватит запала в долгосрочной перспективе. То же самое относится к счастью: наши усилия, разумеется, не привлекут его сразу же в нашу жизнь и не вызовут из небытия, но помогут не упустить его и сполна наслаждаться им, сохраняя его живительное присутствие в нашей жизни.

Недавние исследования доказали, что эти усилия окажут благотворное воздействие только при соблюдении эффективной стратегии: чем больше усилий вы прилагаете, тем лучше будут результаты, но при одном условии — эти усилия должны быть целесообразными. Степень их целесообразности как раз и изучает позитивная психология.

3. Упорство в достижении цели

Упражнения по позитивной психологии не дадут вам, разумеется, моментального ощущения счастья. Если такое и происходит, то крайне редко. Они нацелены лишь на то, чтобы подготовить и облегчить восприятие радости и счастья, фокусируя наше внимание на приятных ситуациях и обостряя чувствительность к светлым и позитивным сторонам жизни. Перемены, как при любом обучении, происходят постепенно. Это тоже нам всем хорошо известно. Когда мы учимся чему-то новому, то отдаем себе отчет, что потребуется время, чтобы добиться ощутимых результатов — будь то обучение игре на пианино, английскому языку, рисованию или мелкой ручной работе. Это знают все, кроме тех, кто занимается психологическими практиками, — им бы хотелось, чтобы результат был мгновенным. И поскольку так не бывает, мне часто говорят: «Я попробовал, но эти методики не работают, по крайней мере, лично мне они не подходят». В прессе часто появляются иронические статьи по этому поводу. Телевидение также не упускает возможности покритиковать и выставить на смех наши методы: «Уже всё испробовали, чтобы стать счастливыми, а счастья, черт возьми, как не было, так и нет!»

Что бы вы сказали о человеке, который задает вам такой вопрос: «Я взял скрипку, провел несколько раз по струнам смычком, но, кроме скрежета, не извлек ни одного звука. Получается, скрипка как музыкальный инструмент — полная ерунда?»

4. Канат и составляющие его нити

Упражнения по позитивной психологии похожи на то, что я называю логикой каната, состоящего из множества волокон. Каждое из них по отдельности — слишком тонкая нить, чтобы поднять и удержать даже самый легкий вес. Но сплетенные вместе, они образуют канат, способный поднимать и перетягивать даже очень тяжелые предметы (сдвинуть с мертвой точки груз горя, всей тяжестью обрушившийся на нас). Что касается тренировки ума по методикам позитивной психологии, то она подчиняется следующему правилу: один тип упражнений не может изменить наших ментальных свойств и привычек. Нам придется не только регулярно выполнять упражнения, но и разнообразить их. Образуя единство, они становятся мощной силой, ведущей к переменам. В целом все происходит, как в питании: даже если мы едим исключительно полезные продукты, рацион должен быть сбалансированным. И хотя мы понимаем, что фрукты оказывают благотворное влияние на наш организм, нельзя питаться только ими. Точно так же в рамках позитивной психологии есть много различных упражнений, оказывающих воздействие на разные стороны психики. Их и предстоит нам отрабатывать, чтобы наконец обрести счастье.

5. Неизбежность страданий и горя

Позитивная психология не ставит перед собой задачи избавить нас от тяжелых и трагических событий. Это нереально. Ее цель — помочь нам избежать бесполезных и надуманных страданий и не зацикливаться на переживаниях, если придет настоящее горе. Поскольку потери, нужда и трагедии — неотъемлемая часть человеческого существования, все западные и восточные традиции считают своим долгом напоминать нам: горе — это неизбежная тень света и счастья. Вот почему позитивная психология проявляет большой интерес к такому качеству человеческой психики, как сопротивляемость и способность противостоять страданию. Речь не столько об умении избегать травмирующих ситуаций, сколько о возможности использовать внутренние ментальные ресурсы.

Впрочем, в современном мире, особенно в его западной и богатой части, существует любопытный парадокс. Общество все больше пытается защитить нас от трагедий и несчастий, вводя новые виды страхования и помощи при несчастных случаях. Одновременно психотерапевтические практики (и не только позитивная психотерапия) все активнее обращаются к классическому дискурсу стоиков о необходимости принятия того факта, что драматические события обязательно посетят нашу жизнь. Важно соответствующим образом к ним готовиться, вместо того чтобы рассчитывать на безоблачное счастье.