Венецианские посланники и купцы Иосафат Барбаро и Амброджо Контарини в своих заметках о путешествии в Персию упоминали Тбилиси XV века как сильно разрушенный город, где кроме Метехского замка все лежит в руинах. Крепостное право стало суровее, крестьяне беднее, налоги выросли.

В 1453 году пал Константинополь, последний христианский союзник Грузии. Страна оказалась в изоляции. Перевалы Кавказских гор и путь к России перекрывали тюркские племена. Послы, искавшие поддержки у Испании и Ватикана, вернулись ни с чем. Вскоре Грузия оказалась зажата между двумя мусульманскими империями: Османской на западе и Персидской на востоке.

Следующие 300 лет принесли череду ничего не решающих побед и поражений в войне турок и персов. Тбилиси переходил из рук в руки, изредка доставаясь грузинским царям, которые, впрочем, признавали себя вассалами Сефевидов, иранских правителей. В разоренном Тбилиси XVI века жило всего около десяти тысяч человек, в основном армяне, спасавшиеся здесь от завоеваний Османской Порты. Грузинская знать покинула город, предпочтя ему свои поместья. Тбилиси стал городом ремесленников и купцов.

В 1605 году моуравом (управляющим) Тбилиси был назначен Георгий Саакадзе, великий воин и интриган. Со временем его власть усилилась, он стал могущественнее картлийского царя: строил заговоры против персов вместе с грузинской знатью, потом объединялся с персами против грузинской аристократии. В 1625 году Саакадзе даже поднял антиперсидское восстание и попытался взять тбилисскую крепость Нарикалу. Ничем хорошим это не кончилось: Саакадзе бежал в Турцию. Тем не менее персы устали от войны и отказались от планов выселения грузин, которые вынашивал шах Аббас I после разрушительных войн начала XVII века. Аббас мечтал разрушить Картли и Кахети и уничтожить или переселить мятежных грузин, но не преуспел и отказался от своих планов — Тбилиси это сулило относительно мирную жизнь.

В 1633 году персидский шах назначил правителем Картли мусульманина Ростома. Ставленник Персии, Ростом тем не менее проводил независимую политику и много сделал для города. При Ростоме в Тбилиси строили и перестраивали серные бани (в бани царя Ростома можно отправиться и сегодня), восстановили один из старейших храмов — Анчисхати. Царь возвел новый дворец на правом по течению берегу Куры, недалеко от современной площади Ираклия II. Крепость Нарикала в том виде, в котором она существует в наши дни, тоже построена при Ростоме: тогда город обнесли мощной стеной.

До нас дошли записки турецкого путешественника Эвлии Челеби, автора лучшего травелога [Травелог (англ. travelogue от travel) — путевой очерк (прим. ред.).] той эпохи. По восточной Грузии Челеби путешествовал в 1646–1647 гг. Во владениях Ростома царил порядок, оживились торговля и ремесленное производство, строился и благоустраивался Тбилиси. Интересуясь укреплениями городов, Челеби очень подробно описал столицу. По его сведениям, на правом берегу Куры, за стенами крепости, стояло шестьсот зданий, на левом берегу — триста. Тбилиси был хорошо укреплен. Высокая башня защищала вход в туннель, проведенный к реке для снабжения крепости водой. В левобережной, меньшей, но сильной крепости стоял трехтысячный гарнизон. К концу XVII столетия в Тбилиси жило уже около 20 000 человек.


Конец ознакомительного фрагмента

Если книга вам понравилась, вы можете купить полную книгу и продолжить читать.