Однако все чаще и чаще в моем уме пробуждались те мечты, которые когда-то заставили меня покинуть отчий дом. Сначала они звучали тихо, а потом все громче и настойчивее. Я начал подсчитывать, сколько зачетных единиц накопил благодаря своим различным активностям. Оказалось, что за неполных полтора года я заработал на пятимесячный курс, включая плату за обучение, питание и жилье. Следовательно, этого будет достаточно для прохождения четырехнедельного курса Науки Созидательного Разума (НСР) и первой части курса подготовки учителей ТМ. Это было уже кое-что, а потом посмотрим, что делать дальше.

Сила эволюции несла меня вперед!

III. Изучение сознания

Весь мир подчиняется тому, чей дух безмолвен.

Чжуан-цзы, китайский философ

Новые горизонты

Я набрал номер своего начальника в Отделе координации:

«Я хотел бы записаться на следующий курс НСР… Я хочу стать учителем ТМ. Скоро ли начнутся курсы?»

Голос на другом конце провода звучал спокойно.

«Один курс начался вчера вечером!»

Я посмотрел на часы. Если все пойдет гладко, я смогу записаться прямо сегодня. Стоило мне об этом подумать, как все тут же свершилось. Я нашел преемника, который был рад заменить меня и расти на этой работе. Я собрал вещи, еще раз пожал руки всем тем, кто был близок моему сердцу, кого-то похлопал по плечу, кого-то крепко обнял — и несколько часов спустя уже сидел на стуле в качестве участника курса в Мюррене, на швейцарском зимнем курорте напротив вершин Эйгера, Менха и Юнгфрау — вот еще одно райское место.

На курсе НСР Махариши систематически знакомил нас с искусством жизни. Из тридцати трех видеолекций, которые строились одна на другой, мы каждый день узнавали что-то новое о Науке созидательного разума. Махариши изложил суть тысячелетних ведических знаний в форме, доступной для нас, жителей Запада. Мы были очень неоднородной группой — около сорока человек разных возрастов и профессий. Некоторые из нас, как и я, собирались стать учителями трансцендентальной медитации, а другие хотели углубить свой опыт и получить больше знаний. Мы учились, жили и питались вместе в одном отеле; здесь, как всегда, подавали превосходную и разнообразную вегетарианскую еду.

Но, увы: как только мы освоились в новом доме, нам в тот же день внезапно сказали:

«К сожалению, вам придется переехать в другой отель, в «Лейсин».

Как жаль! Это было нежелательным вмешательством для всех нас. Тот, кто принес эти новости, в самой дружеской форме попросил прощения за причиненные неудобства. Мы немного поворчали, вздохнули, собрали вещи и приготовились к стокилометровой поездке на автобусе до нашего нового дома. Прибыв на место, мы переглянулись с неподдельным ужасом. Маленькая гостиница выглядела снаружи не очень привлекательно. Потом мы поднялись по деревянной лестнице, оказались в холле и окаменели. Никто из нас раньше не видел таких неопрятных помещений. Наше приподнятое настроение улетучилось в мгновение ока. Подавленные и опустошенные, мы разошлись по комнатам, где все выглядело ничуть не лучше. В этом отеле уже несколько лет никто не останавливался, и все было покрыто грязью.

Что делает большинство людей, когда сталкиваются с обстоятельствами, противоречащими ожиданиям? Точно! Мы расстроились и начали жаловаться. Одна богатая бизнесвумен из Гамбурга пришла в ярость: «Я отказываюсь даже распаковывать свою сумку! Если нам велят остаться здесь, я прямо сейчас уеду домой!»

Другие тоже были по-настоящему расстроены и ворчали; мы чувствовали, что с нами плохо обращаются, — и от восточного спокойствия не осталось и следа. Как бы там ни было, мы ожидали, что нам возместят ущерб, и собирались пожаловаться ответственным лицам. Мы точно не могли и не хотели провести в этом месте четыре недели. Но, ладно, какими бы недовольными мы ни были, мы уселись на наши чемоданы. Две руководительницы курса и несколько сопровождавших, включая меня, отправились в город, чтобы забрать кое-какие вещи и придумать, как исправить положение.

И тогда чудо начало происходить само собой — будучи рядом с Мастером, я часто с благоговением наблюдал подобные «совпадения». Когда наша маленькая группа находилась рядом с заправочной станцией, мы увидели подъезжающую машину Махариши. Он как раз возвращался с другого курса и сидел на заднем сиденье. Все с любопытством посмотрели на него. Махариши опустил стекло в машине. Он улыбнулся, как будто мои спутники были его старыми друзьями и он снова видел их после долгой разлуки. Он на мгновение отвернулся, а затем, приветствуя их, протянул через открытое окно цветок. Ближе всех к Махариши стоял Бернхард из Баварии, худощавый парень с прямыми светлыми волосами и необычайно яркими голубыми глазами. Он не колебался ни секунды — не зная, как в Индии принято здороваться с уважаемыми людьми, Бернхард автоматически наклонился к великому Мастеру и пожал ему руку. Он энергично и долго тряс руку Учителя; то была серьезная, грубая оплошность, потому что индийцы в таких случаях слегка кланяются, сложив ладони на уровне сердца, и говорят «Намасте», а в случае Махариши — чаще «Джей Гуру Дэв». Для любого человека, давно знакомого с Махариши, было бы немыслимо так запросто прикоснуться к нему. Но Мастер отреагировал совершенно спокойно, как будто Бернхард совершил самую нормальную вещь в мире. Улыбка на лице Махариши стала только шире — насколько это вообще было возможно.

И тогда одна из руководительниц курса просто разразилась длинной тирадой. Она описала наше несчастье и сказала Мастеру, что многие люди рассержены и собираются уехать, если не смогут найти другое жилье. Так она подробно рассказала всю эту неприятную историю. А Махариши сидел в машине на заправочной станции, и все его время было посвящено нашим нуждам.

«Да, я уже слышал об этом. Ответственные люди приложили все усилия, чтобы отыскать другой отель, но, как они ни старались, им так и не удалось ничего найти. Скажите участникам курса, что они должны остаться. Используйте это как возможность. Когда вы собираетесь обрести высшее знание, а это скоро произойдет со всеми вами, на пути всегда возникают разные препятствия, которые приходится преодолевать. Просто соберитесь все вместе и наведите в здании порядок, и вы увидите — это будет замечательный курс, очень необычный! Но если кто-то из вас все-таки захочет вернуться домой, не стесняйтесь, уезжайте».

Когда мы вернулись в гостиницу, остальные участники выслушали наш рассказ, затаив дыхание. Людям, которые были на заправке, пришлось много раз повторять каждое слово, сказанное Махариши, и описывать каждый его жест. Когда речь зашла о рукопожатии Бернхарда, все согнулись пополам от смеха. Это было просто бесценно!


Бизнесвумен из Гамбурга и ее сын решили все-таки вернуться домой. Остальные засучили рукава. Целый день мы подметали, убирали, протирали и полировали, смеясь, шутя и пыхтя; мы стали близкими друзьями и чувствовали себя так, будто знали друг друга целую вечность. И это оказался особенно замечательный курс, как и предсказал Махариши.

За несколько недель мы превратились в сплоченный отряд, жаждущий знаний. Мы часто смеялись и трепетали от благоговения, поскольку хорошо структурированные лекции нашего Учителя из Гималаев, записанные на видео, показали, что он, кроме прочего, еще и выдающийся ученый. Они открыли нам богатство законов природы, управляющих жизнью, которые до сих пор были в значительной степени скрыты от нас. Мы начали видеть бесконечный разум, стоящий за всем творением. Перед нами развернулись универсальные законы, лежащие в основе жизненных процессов. Махариши со всех возможных точек зрения описал нам работу этого безмолвного разума, который создал все сущее, хотя сам невидим для большинства людей. Несмотря на самые подробные описания, его выбор слов оставил каждому слушателю курса свободу воображения и понимания работы этого Разума по-своему, без предписания определенной системы убеждений. Мы познали новые грани жизни и многое узнали о самих себе.

Этот курс был назван совершенно правильно. Он был посвящен науке и давал нам знания о сознании, о жизни — знания систематические и поддающиеся проверке. В этой спокойной обстановке, в отдаленной гостинице, мы дважды медитировали утром и вечером, а в перерывах между медитациями выполняли упражнения йоги. Мы занимались по два-три часа до и после полудня, а по вечерам встречались снова. Мы записывали основные тезисы и делали рисунки к каждому уроку, чтобы новые знания закрепились более глубоко. Мы узнали, что поэтапная эволюция привносит в жизнь все больше блаженства и что природа жизни — это рост. Ага, значит, именно эволюция поддерживала меня настолько, что мне пришлось сжечь за собой мосты и окунуться в новую, совершенно неизвестную жизнь.

Расти — это природа жизни!

Здесь мы узнали, что человеческое сознание никогда не перестает развиваться. И для меня самыми захватывающими моментами были объяснения различных состояний сознания. Все знали о трех основных состояниях сознания, так сказать, базовом человеческом стартовом наборе: бодрствовании, сновидениях и глубоком сне без сновидений. В каждом из этих трех состояний организм функционирует уникальным образом, и любой врач, изучая мозговые волны, частоту дыхания, химический состав крови, движения глаз и другие телесные сигналы, может однозначно определить, что происходит с человеком: бодрствует ли он, спит глубоким сном или спит и видит сны. Причем выяснить это можно только на основании экспериментальных данных, даже не видя самого пациента. Кроме того, существует также фундаментальное состояние человеческого сознания — состояние полной тишины и отсутствия мыслей. Оно настолько отличается от трех базовых состояний, что ученые, обнаружившие его в шестидесятых годах у медитирующих во время практики ТМ, классифицировали его как четвертое основное состояние сознания. В этом состоянии тело остается значительно более расслабленным, чем в глубоком сне, но сознание полностью бодрствует и покоится в тишине без мыслей. (Пояснение А.)