Мы любим отождествлять себя с волшебницами, целительницами, с неукротимыми, смелыми женщинами. Нам жизненно необходимо воссоединиться с магической частью нашего подсознания, чтобы обрести силу.

Проблема в том, что мы забыли о некоторых инстинктах, оставшихся нам в наследство от ведьм прошлых веков. Как часто случается в процессе личностного роста, мы хотим видеть только светлые стороны, однако не сможем по-настоящему освободиться, если не поговорим о темных.

То, что в средневековой Европе называлось охотой на ведьм, — звучит очень мистично и романтично, — на деле было фемицидом. Разумеется, этого никто не признаёт, поскольку историю пишут победители.

Фемицид — это то же самое, что и геноцид женщин. Геноцид же — систематичное и предумышленное уничтожение определенной группы людей по расовым, политическим и религиозным причинам. Итак, фемицид — это истребление женщин лишь потому, что они женщины.

В 1550–1650-е годы на территории современной Европы сотни тысяч женщин были сожжены, обращены в рабство и подвергнуты пыткам, изнасилованы и убиты. Все это делалось по приказу католической церкви и феодальных властей. Точное число жертв неизвестно, но, согласно разным источникам, оно колеблется от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов. Вот факты: женщинам было запрещено писать почти до XIX века, и поэтому их свидетельства в официальных документах не отражены [Издана на русском языке: Листер Л. Witch. Неудержимая. Неукротимая. Непокорная. — М.: Эксмо, 2019.].

Причины геноцида были религиозными. Любая женщина, чье поведение выходило за установленные патриархатом рамки, считалась прислужницей дьявола. Это распространялось на целительниц, повитух, раскрепощенных и независимых женщин и т. д.

Повторюсь: законы и власть были не на нашей стороне, а мы оказались слишком слабы, чтобы защитить себя. Однако ни в одной из современных работ о расширении прав и возможностей женщин не упоминается, что женщины, движимые инстинктом самосохранения, сами стали соучастницами этой бойни.

Как же так вышло?

Вспомните, как вы в школе изучали историю Второй мировой войны. Помните, там было что-то про доносы? Про то, как люди сдавали соседей ради своей безопасности? То же случилось и с нами. Угнетатели всегда действовали по принципу «разделяй и властвуй». С самого начала фемицида инквизиция поощряла доносы и награждала женщин, которые выдавали своих. Мы выдавали собственных матерей, дочерей и сестер, бабушек, теток и наставниц, подруг.

Безусловно, это ужасно. Но что бы сделали вы в подобной ситуации? То, что близкие женщины вероломно предавали друг друга, оставило у нас глубокую «ведьмину рану». Это было одной из основных целей инквизиции, которая хотела не просто истребить нас, а уничтожить доверие между нами. Она жаждала разделить нас, чтобы без труда и на долгие века подчинить и контролировать.

«Ведьмина рана» — отголосок того ужасного предательства, которое продолжает жить в нашем подсознании. Поэтому мы глубоко убеждены в том, что не можем доверять другим женщинам, а если подпустим их к себе, то рано или поздно они принесут нам зло. И мы думаем, что должны быть лучше других и всегда защищать свое место.

Да, мы внучки ведьм. Мы унаследовали от них не только их светлые стороны, но и их боль.

Вы не виноваты. Всё из-за этой подсознательной боли. Из-за нее вы поневоле сравниваете себя с другими женщинами и не доверяете им.

Теперь вы знаете, откуда берется «сравнитивит».

Вы знаете, что с вами все в порядке и вы можете излечиться от этой болезни.

Успех одной — это успех всех

Ваше решение освободиться от привычки сравнивать себя с другими — огромный подарок для всех нас. Спасибо за вашу храбрость.

Первым делом признайте, что вы уже сделали очень важный шаг. Вы захотели улучшить свою жизнь. Ведь мы пришли сюда не просто так, верно? Мы хотим добиться большего, достичь изобилия, успеха и счастья, на которые имеем право с рождения.

Когда вас снова посетит приступ «сравнитивита», скажите:


— Это не мое;

— Я отпускаю это;

— Я хороша такая, какая есть;

— Я в безопасности.


Затем взгляните другими глазами на женщину, с которой себя сравниваете. Вспомните, что всех нас связывает общая тяжелая история. Так вы сбросите пелену зависти и увидите эту женщину такой, какая она есть. Вы поймете, что она, как и вы, каждый день идет вперед наперекор своим страхам. Какими бы позитивными и прекрасными ни были ее фото в соцсетях, иногда ее наверняка одолевают мрачные мысли. Как бы красива она ни была, она, скорее всего, страдает от комплексов из-за нереалистичных стандартов общества. Она жила с мыслью, будто недостойна того же, что остальные. Она всегда сомневается и спрашивает себя, достаточно ли старается, достойна ли успеха, ненавидят ли ее окружающие.

Она такая же, как вы. Вы такая же, как она.

Когда вы увидите ее как есть, вся ваша зависть тут же улетучится, а на смену ей придет глубокая благодарность: за то, что эта женщина сделала для нас, показав, чего вы тоже можете добиться. Она — еще один пример того, на что мы способны, что мы имеем право получить ВСЁ.

Мы хотим видеть доказательства того, что наши желания могут воплотиться в жизнь. Эта женщина — живое тому доказательство.

Видите, зависть не всегда плоха. Если вместо того, чтобы избегать этого чувства, вы взглянете на нее с любопытством, то найдете в нем немало полезного.

Не надо видеть в других женщинах соперниц в борьбе за выживание. Вместо того чтобы вязнуть в болоте зависти, мы сможем использовать их как источник вдохновения, чтобы преобразить собственную жизнь.

Разумеется, «сравнитивит» не пройдет за пару дней. Наша цель даже не в том, чтобы полностью от него избавиться, а в том, чтобы вы освободились от его негативного эмоционального воздействия, отнимающего столько сил.

Чем больше вы будете практиковаться, тем легче и эффективнее сможете справляться со «сравнитивитом». Верьте в себя. Любой путь начинается с первого шага.

Основные уроки главы

1. «Сравнитивит» — не врожденная болезнь, а выученная модель поведения, продукт культуры, основанной на угнетении женщин.

2. Как и от любой другой привычки, от «сравнитивита» можно избавиться.

3. Решив не сравнивать себя с другими, вы помогаете всем.

4. Увидев успешную женщину, смените зависть на благодарность и посмотрите, что в этой женщине вас вдохновляет.


Прежде чем продолжать, положите руку на сердце и скажите: «Мой успех неизбежен, я на правильном пути!»

...
Упражнения, которые помогут избавиться от «сравнитивита»

Сравните себя с собой

1. Какой вы были, что делали и что у вас было пять лет назад? Запишите, как вы изменились, что узнали и что пережили с тех пор. Укажите все, чего вы добились, что любили, что осмелились отпустить. У достижений нет иерархии, признайте их все. Когда выполните это упражнение, запишите, что вы осознали и чем гордитесь больше всего.

2. Составьте список всего, за что вы благодарны. Начинайте каждое предложение с фразы «Спасибо за…». Правда ведь, что пять лет назад вы только мечтали жить так, как сейчас?

3. Когда вы признали все свои заслуги и поняли, как много вы уже достигли в своей жизни, ответьте на вопрос: чего вы больше всего ждете от будущего?


Четыре шага, которые помогут залечить «ведьмину рану»

1. В следующий раз, когда вы станете сравнивать себя с кем-то, сделайте глубокий вдох через нос и выдохните через рот. Повторите несколько раз. При этом можете постукивать пальцем по центру грудной клетки, чтобы снять напряжение.

2. Потом скажите:

— Это не мое;

— Я отпускаю это;

— Я хороша такая, какая есть;

— Я в безопасности.

3. Сместите фокус внимания. Вспомните об истории, которая объединяет вас с этой женщиной. Смените зависть на благодарность.

4. От благодарности перейдите к вдохновению. Что вас вдохновляет в этой женщине? Чему вас учит ее пример? Чего вы тоже можете достичь?

Глава 2. Во что вы верите?

Они не знали, что это невозможно, поэтому у них все получилось.

Неизвестный автор
Вы — то, во что вы верите

Шарис Никсон, доктор психологических наук и преподаватель Пенсильванского университета, последнюю четверть века изучает и преподает психологию детей и подростков. Чтобы проверить, как убеждения влияют на результаты действий, она провела эксперимент со своими студентами. По-моему, он гениален.

Никсон разделила учеников на две группы. Одна расположилась в левой части аудитории, другая — в правой. Каждая группа должна была решить три анаграммы за определенное время. Однако сидящие справа не знали, что у двух первых задач, которые им достались, нет решения: из предложенных букв невозможно составить никакое слово, как ни старайся. Другой же группе достались анаграммы всего из трех букв, решить их не составляло труда.

Никсон попросила учеников поднять руки, когда они закончат. Через тридцать секунд почти все, кто сидел слева, подняли руки. Но никто из другой группы с задачей не справился.

Дав ученикам следующую анаграмму, Никсон снова попросила дать ей знать, когда они будут готовы. И все сидевшие слева подняли руки даже с еще большим энтузиазмом, гордясь, что они выполнили задание быстрее. С каждым успехом они приобретали уверенность в своих навыках и знаниях. А студенты из другой группы после каждой неудачи начинали всё больше сомневаться в себе. Видя, как их товарищи быстро решают задачи, и неспособные добиться того же результата, они стали разочаровываться в себе и смирились с неудачей.

И вот настал черед третьей анаграммы: CINEMARA (AMERICAN) [Brown D. Happy: Why More or Less Everything is Absolutely Fine. — Bantam Press, 2016.]. Студенты из левой части аудитории справились с ней за считаные секунды. В отличие от тех, кто сидел справа… Задача была простой, но никто из них не поднял руку. Некоторые все-таки пытались найти решение, но безрезультатно; другие даже не стали пытаться. Были ли они глупее ребят из другой группы? Конечно, нет. Но они привыкли проигрывать. Видя, как быстро их одногруппники справляются с заданиями, пока сами они не могли этого сделать, студенты стали мысленно повторять: «Я не умею», «Я не смогу», «Это слишком сложно», «Это невозможно» и т. д. В результате они не справились с последней анаграммой. А студенты из другой группы решили ее быстрее, чем в среднем по статистике. Все потому, что у них преобладали мысли вроде: «Это проще простого», «У меня отлично получается», «Это весело, мне нравится», «Мне это легко дается» и т. д. За три попытки они стали экспертами по решению анаграмм.


Конец ознакомительного фрагмента

Если книга вам понравилась, вы можете купить полную книгу и продолжить читать.