Вы уверены, что вы мечтали именно об этом?

Вряд ли ваш муж заставляет вас быть успешной. Это невозможно по определению. Даже если у него протестантские задвиги на тему трудовой этики, максимум, на чем он может настаивать, — это чтобы вы вообще хоть чем-то занимались. Объемы, запросы и темп — полностью под вашим контролем. Даже если вы будете работать по своей высокооплачиваемой специальности изредка и нехотя, с довольствия вас никто не снимет. Да, среди знакомых ваш статус понизится до статуса чьей-то жены. Уверяю вас, лежать на лужайке это ничуть не мешает.

И еще — поменьше мифологизируйте вашу творческую молодость. Я не прошу вас посмотреть на нее трезво, такого шока вы не заслужили. Просто не вспоминайте о ней.

* * *
...

Большое Вам спасибо, дорогая Малка, за Вашу доброту и за то, что своими ответами сделали мою жизнь намного легче. Хочу попросить у Вас совета или хотя бы Вашего мнения. Мне, к сожалению, негде жить. Моя мама до свадьбы получила 1-комнатную квартиру, в браке они с отцом построили 3-комнатную. В мои 24 года мама предложила папе съехать в однушку, оставив нам с ней трешку, на что папа сказал, что ее убьет. К этому времени он прилично поехал головой и много пил, так что мы с ней собрали вещи и ушли скитаться по квартирам друзей и делать ремонт в однушке, которую мама до того сдавала. Папа при этом не постеснялся заявить мне, что ему одному «хорошо живется», так что особого желания общаться с ним у меня нет, да и жить с ним тоже. Потом мой парень, теперь уже жених, смог начать снимать квартиру — а я с моей зарплатой себе этого позволить не могу, — и мы прекрасно жили вместе год, пока из-за нового жильца и по совместительству родственника хозяйки не пришлось уйти с квартиры. И тут начинается грустная часть моего рассказа, потому что родители парня, очень милые в общем-то люди, предложили какое-то время пожить у них. Предполагалось и даже оговаривалось, что мы за это время подкопим немного денег на какое-нибудь путешествие. Их дом находится очень близко к моей работе, плюс я настолько не хотела жить с мамой, что с радостью согласилась. Спустя два месяца я случайно услышала, как будущая свекровь выговаривала моему парню, что, цитирую, мы с ним их объедаем и она устала нас обстирывать. Лично мне ничего такого до этого никем сказано не было, и сама я предполагала, что в достаточной мере занимаюсь своей долей домашних дел и денежных трат, но вот оказалось, что нет. Я предложила поговорить об этом, на что мне сказали, что мама моего парня на самом деле ничего такого не говорила и что все хорошо. Но про «объедать и обстирывать» я слышала своими ушами, да и парень это подтвердил. И я собрала вещи и поехала на время к маме. Нехорошо же людей объедать. Переезд пришлось как-то обосновать, и теперь мне каждый день с надрывом в голосе рассказывают, что я предала и опозорила всех людей на земле, что я разрушила и потеряла вообще все, что теперь мне никто никогда не посмотрит в глаза, что жениха немедленно выдадут замуж за другую, получше, и все в таком духе. От этого, как и от любого контакта с мамой, мне тревожно, потому что лицо хозяйки из меня всегда было негодное и недостаточно белое. У нас, кстати, все хорошо, едем в спонтанную поездку за границу на выходных, уже оплатили кольца, через неделю переезжаем в новую квартиру. Дурацкая получилась история, простите, но все равно прошу Вашего мнения, Малка, потому что окружающие меня люди или недостаточно опытны, или перспектива разочаровать свекровь начисто парализует их разум, и ничего нового я не услышу.

Первое, что мне приходит в голову, это не про людей и про их чувства, а по делу.

Вы родились в браке, и ваши родители свою трешку построили в браке. В этой собственности есть ваша доля? Мамина точно есть. Родители развелись официально? Если да, как они делили эти доли? Вы понимаете, к чему я клоню? На вашем месте я бы сходила к юристу и выяснила, можно ли отсудить у отца вашу долю сейчас, не дожидаясь наследства.

Нет, ни про совесть, ни про сострадание я ничего не знаю. Он первый начал. Добрачная квартира принадлежала вашей маме, и он там был ни при чем, а из этой их совместной трешки маме причитается половина, даже если ваша доля не выделена. С мамой вы ее уж как-нибудь сумеете поделить.

Я не очень поняла, в чем состоит ваш вопрос.

Что мама истерит — так на то она и мама.

Что свекровь считает, будто вы сели ей на шею, — так ведь люди, живущие на твоей территории, всегда оккупанты по определению и означают разорение и каторгу. Кстати, при совместном проживании баланс вложений вообще соблюсти очень трудно. Если жилец не лезет буквально из кожи вон, что бывает очень редко, — баланс всегда не в пользу хозяина, это действительно так.

Я рада, что у вас все хорошо с вашим молодым человеком.

Меня беспокоит другое. На данный момент этот парень — ваш единственный актив. Это скверно и в целом, и потому, что он об этом тоже скоро догадается.

Я бы все-таки поборолась за квартиру.

* * *
...

Здравствуйте, уважаемая Малка! Скажите, пожалуйста, как вы отдыхаете в свободное время — гуляете, читаете или что-то еще? И еще один вопрос, если можно: если бы у вас была ограниченная сумма денег, что бы вы предпочли — сделать ремонт на кухне или поехать в отпуск, и почему?

Когда у меня бывает свободное время, я гуляю, читаю, смотрю сериалы, встречаюсь с друзьями и хожу по магазинам. Если не сплю.

Если бы у меня было денег ровно на ремонт или на отпуск, я бы сделала ремонт.

В отпуск человек ездит, чтобы хоть недолго побыть среди красивого. А ремонт человек делает, чтобы быть среди красивого всегда.

* * *
...

Здравствуйте, Малка! Спасибо за возможность задать вам вопрос, однажды вы мне помогли вашим ответом, и вот снова прибегаю к вашей помощи.

История. Три года назад я от безысходности устроилась на работу, которая давала кое-какие деньги (дело не в России, если это важно). Устроилась на нее от полного, тотального безденежья и от того, что меня долго никуда не брали (документы в порядке, дипломы тоже, дело было не в этом). На работе с первого дня все пошло плохо, я накосячила раз, второй, меня отругали, я перепугалась, накосячила еще… и понеслось. От страха, что меня уволят и отнимут кусок хлеба, я не могла ничего делать нормально, косячила везде, даже там, где знала, что делать. Чем больше ругали, тем больше я боялась и хуже работала. Видя такого придурка, меня чморили все, кому не лень. И я сломалась. Счастлива я была вечером в пятницу. В субботу после обеда начинала трястись от того, что в понедельник снова туда идти. В понедельник муж вез меня на эту работу, и я от дома начинала стучать зубами. Потом начинала скулить, потом подвывать. Чем ближе к работе, тем сильнее становилась паника, я готова была выброситься из машины на дорогу. Муж тоже работал на малооплачиваемой работе, тоже не мог устроиться, так что мои деньги нас существенно выручали.

По ночам я кричала, были нервные срывы, когда я буквально билась головой об стену, ломала ногти, рвала на себе волосы. Я кричала, что хочу, чтобы все сдохли, чтобы на этот город упала атомная бомба, чтобы меня завтра убили. Я ни разу в жизни не была так близка к самоубийству, и не знаю, как удержалась. Недавно нашла свои фото того периода, у меня на них лицо человека из концлагеря, абсолютно ненормальное, даже стали проступать какие-то следы умственной отсталости. Руки скрючены, голова втянута, взгляд сумасшедший и затравленный. Я дошла до какого-то животного состояния. Я все это время искала другую работу, но меня никуда не брали полтора года (и неудивительно, учитывая, как я выглядела)… Потом я нашла другую работу. Мне не платят бешеные деньги, но здесь я уважаемый человек, я справляюсь, все терпимо. А теперь вопрос. Как восстановиться после того ада? На психологов денег нет, и долго еще их не будет. Прошло два года, лицо начало становиться нормальным только пару месяцев назад, выравнивается потихоньку осанка, походка. А внутри один страх. С мужем мы уже не вместе, я не смогла простить, что он, видя, в каком я состоянии, возил меня на эту работу, ни разу не сказав: бросай ее нафиг. Надежды ни на кого нет, а сама я сломалась. Сейчас я смотрю назад, и даже трудно поверить, что это было такое и зачем оно мне досталось. У меня ощущение, что я пришла с войны в свой колхоз, теперь бы его восстанавливать, а я без рук и без ног, да еще и контуженная. Меня даже пастушком ставить нельзя. Так и подохну в канаве. Сил нет. Мне бы мантру, которая бы меня просто держала на плаву.

Это история не про вас. Это история про вашего мужа.

Про мужчину, которому нечем было платить, и он расплатился вами.

Отправил в буквальном смысле на панель. Где вас все имели как хотели, но вы приносили деньги, и ваш муж на эти деньги жил.

Какая главная задача у девушки, попавшей в сексуальное рабство? Правильно, вырваться из лап сутенера.

Это очень мало кому удается. Вам удалось.

Причем самой, никто вас не спасал.

Из таких девушек получаются хорошие спасатели. Они потом начинают и других девушек вызволять.