Как его поддержать?

Среди таинственных предметов моего детства особенное место занимала бабушкина энциклопедии домашнего хозяйства пятидесятых годов. На её страницах женщина с осиной талией элегантно творила чудеса: накрывала длинные столы с нарядной едой, собственноручно шила платья диоровского кроя, играла с румяными детьми, вязала шапочку для лыжной прогулки и припадала к плечу монументального мужа, всегда готовая быть ему поддержкой и опорой. Для этого ей следовало много трудиться, быть приветливой и внимательной к нуждам супруга. Казалось, «муж» — это какой-то измученный бог, который по вечерам спускается с небес, чтобы отдохнуть в доме, специально устроенном для его удовольствия.


Поколения советских девочек выросли с этой картинкой в голове, передавая её дочерям, как безусловную истину: «женщина должна…» И лишь в последние лет двадцать догмы подверглись пересмотру. Современные девушки, наглядевшись на родительские схемы, отказываются обслуживать мужей лишь потому, что те Мужчины, да и вообще не хотят слышать о поддержке. Только заикнись, они впадают в яростное возмущение: какого чёрта, он что, больной?! с какой стати я буду его тащить? зачем с ним возиться? тоже мне сокровище!


Похоже, маятник качнулся слишком далеко и отклонился от нормы в другую сторону. Поддерживающая женщина видится исключительно как нянька, которая несёт мужчину на руках, а он свирепо грызёт её за сиську. Этот образ мамочки-жертвы возник не случайно, есть распространённый способ любить, который его порождает. Обожающая женщина начинает опекать своего избранника в хвост и в гриву, угадывая малейшие желания, подстраиваясь и уступая. Это так сладостно: он только подумал, что хочет есть, а ты ему уже котлетку на серебряном подносе. Он вошёл — а ты его в тепло, в пенную ванну, в уют. Он поморщился — ты исчезла. Постепенно он привыкнет и не сможет без тебя существовать. Любить — значит растворяться, жертвовать, отдавать. И чем успешней женщина в социальном смысле, тем больше у неё возможностей взгромоздить мужчину себе на шею. В трудной ситуации она, как в поговорке, принесёт ему не удочку, а рыбу: предпочтёт содержать, вместо того, чтобы устроить на работу. Слово «помочь» для неё означает «взять на себя его проблемы». И если любимый обнаглеет и станет паразитом — что ж, такова её женская доля. Зато никуда не денется.


Не все мужчины способны устоять перед искренним и яростным обожанием, многие уступают, подтверждая представления о поколении слабаков, живущих за женской спиной. Те же, кто категорически против такой схемы, от ужаса начинают брыкаться, отвергая любое партнёрство: обойдусь без «мамочки», не вмешивайся, не лезь не в своё дело. Уж лучше надорваться без помощи, чем перестать себя уважать.


И вот они нашли друг друга: девушка, которая не хочет быть нянькой, и гордый независимый мужчина. Казалось бы, идеальная пара, но такие союзы редко выживают, потому что внутри маловато взаимодействия. Каждый сам по себе, и каждый в чём-то беспомощен. Единственная возможность сохранить отношения, — это пересмотреть понятие «поддержка».


Поддержка — это не «решить все проблемы за него». Иногда достаточно просто быть рядом. Но чаще речь о прикрытии слабых сторон друг друга. Для этого надо хорошо понимать партнёра и брать на себя то, что мучительно ему и легко вам. Даже самый сильный мужчина несовершенен. Вполне успешный человек может быть глубоким интровертом настолько, что ему сложно даже заказать пиццу по телефону — в этом случае женщине стоит взять на себя социальные связи. Мужчина может зарабатывать меньше вас, но быть хорошим отцом и отличным хозяином в доме, а у вас собственный бизнес и ненормированный рабочий день. Если переложить на него домашние хлопоты, это не превратится в «сидение на шее» — это будет грамотная поддержка друг друга.

Вы лучше него работаете с документами — займитесь счетами. Он хороший организатор, но забывает детали — напоминайте. Подстраховывайте друг друга и в мелочах, и в главном, и вы станете гораздо более эффективной парой, чем два независимых недотерминатора.


Помогайте, не лишая человека инициативы. Не мешайте ему чувствовать себя сильным. Никогда не забуду слова одного мужчины, уставшего от влюблённой подруги: «Беру её на руки, она сама карабкается, а я хотел поднять и почувствовать её тяжесть». Вот и вы постарайтесь без нужды не карабкаться. Не помогайте там, где он сам справится, и облегчайте жизни там, где это необходимо. Ну и тренируйте интуицию и внимание, чтобы отличать одно от другого.

«Дурачок и не лечится»

Не знаю, играют ли в эту игру в остальном мире, но в России, особенно в поколении моих родителей, я наблюдала её сплошь и рядом. Мужчины отказываются заниматься своим здоровьем, а любой визит к врачу обставляется неким ритуалом. «Я не хотел, но жена погнала», — со смесью смущения и самодовольства рассказывает взрослый солидный человек. Подчёркнутое безразличие к своему состоянию рассматривается как доблесть, и только под давлением заполошной женщины можно доползти до поликлиники, когда уже отваливается, например, нога. А лучше всего, если тебя заберёт «Скорая», но и тогда перед госпитализацией считается приличным немного поспорить. В менее трагических ситуациях положено долго терпеть и мучиться, в крайнем случае допустимо принять «какую-нибудь таблетку» из рук жены. О регулярной диспансеризации и речи нет — ещё чего, ходить по врачам без повода. «Они себя слишком любят», — с долей пренебрежения говорил мой папа о тех, кто не отказывался от профилактики.


Возможно, наши родители в детстве слишком прониклись книгой «Как закалялась сталь» и примерами пионеров-героев, которые терпели пытки и храбро шли на смерть. Невероятно трудно втолковать пожилому человеку, что он не Марат Казей и не Валя Котик; что он вообще не котик, а муж и отец, и от его здоровья зависит благополучие семьи. Но и более молодые люди часто ненавидят визиты к врачам.


Предполагается, что в безразличии к своему телу есть некий аскетизм, в то время как в нём в первую очередь очевиден эгоизм. Терпеливец не думает, что запущенные недомогания когда-нибудь вернутся в виде хронических болезней. Однажды его близкие, которых он сейчас не хочет беспокоить, обнаружат у себя на руках беспомощного инвалида с необратимыми процессами в организме. И это станет целиком их проблемой. Вряд ли получится на старости лет заснуть и не проснуться, избавив всех от хлопот, а себя от страданий — судьба редко бывает столь любезна.

Нет никакой особой стойкости в том, чтобы не слушать своё тело и делегировать медицинские вопросы жене, которая будет следить за самочувствием мужа и пинать его в сторону больницы. Наоборот, это инфантильно. Мальчик из анекдота «Мама, я замёрз?» — «Нет, ты хочешь кушать!» подрос и теперь ждёт от женщины, что она не только заставит его надеть шапку, но и отволочёт к врачу за руку. Так бывает, но гордиться тут нечем.


Многие считают бесплатную медицину слишком некомфортной, а от платной отказываются из экономии. Этот аргумент не выдерживает никакой критики: обследование и лечение на ранних стадиях болезни в любом случае будут дешевле, чем, если дотянуть до последнего.


За нарочитым равнодушием к себе может стоять банальный страх. Люди любят истории про то, как жил человек, жил, а потом закололо в боку, он пошёл к врачу, а через два месяца помер. Склочники чаще делают акцент на «залечили», а доморощенные философы пожимают плечами — «такая вот жизнь, да», а на самом деле безумно боятся, что однажды окажутся лицом к лицу с каким-нибудь беспощадным диагнозом. Можно подумать, они смогут жить вечно, если будут делать вид, что смерти не существует.

Но есть и не столь экзистенциальные тревоги — многие просто боятся боли и по этой причине тянут, например, с визитами к стоматологу. Я ещё успела немного поучиться в советской школе, и однажды во время медосмотра мне между делом вылечили пять зубов. Без анестезии, разумеется. После этого я соглашалась ходить к стоматологу только в крайнем случае, а лучше всего, — на удаление, потому что оно было даже милосердней, чем древнее медленное сверло. От вставных челюстей меня спас один доктор, который объяснил, что с прошлого века качество медицины заметно изменилось и людей больше не пытают. То же касается и других областей: для гастроскопии нынче часто используют седацию (кратковременный медицинский сон), многие операции делают с помощью лапароскопии, и даже «от бешенства» больше не нужно сорока уколов в живот.


И самая унылая причина не ходить к врачу — лень. Записываться, ехать, отсиживать очередь, конечно, крайне утомительно. Но, смотрите выше, — потом придётся потратить гораздо больше сил и времени. Проблема не рассосётся сама, если её не устранить — Кашпировский больше не практикует гипноз по телевизору, вы можете только ухудшить ситуацию своим бездействием.

Если вы из тех, кто ненавидит лечиться, я сочувствую вашей семье. Но кое-что вы ещё можете для неё сделать. Возможно, у вас есть страховка от работодателя, но вы ею не пользуетесь? Самое время начать. Или есть возможность купить её самому? Даже бесплатная медицина не так печальна, как вы думали — погуглите «запись к врачу онлайн». Но ни в коем случае не гуглите свои симптомы и не пытайтесь подобрать лекарство по отзывам на форумах. Есть фирмы, позволяющие недорого сдать любые анализы и провести самые разные исследования. Но сначала всё-таки сходите к врачу. Попробуйте изменить точку зрения на поликлиники: не смотрите на них, как место для больных — туда приходят за здоровьем. За тем, чтобы как можно дольше его сохранить или поправить максимально быстро. И гораздо рациональней проходить профилактику, будучи здоровым, чем ждать, когда заболеешь, и тогда уже тащиться к врачу из последних сил.