Михаэль Барчок

Легкие. Как у вас дела?

Предисловие

Вы сегодня вспоминали, что у вас есть легкие? Если да, наверное, с ними что-то не в порядке. Когда легкие дают о себе знать кашлем, одышкой, обструкцией или нетипичными шумами, то за этим что-то кроется: в лучшем случае безобидный бронхит, но это может быть и астма, и хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ), и что-то еще похуже. А если ваши легкие ведут себя незаметно (как это и должно быть), это не значит, что они бездельничают. Как раз наоборот!

Чем бы вы ни занимались — спите или бежите марафонскую дистанцию, — поступление в организм кислорода обычно происходит абсолютно беспрепятственно. Мы ежедневно прокачиваем через свои легкие содержимое целого теплового аэростата, перелопачиваем в организме гектолитры кислорода и выделяем отработанную двуокись углерода.

Я написал эту книгу, чтобы вы обратили внимание на свое дыхание, прочувствовали его; чтобы вы узнали, как можно высвободить и использовать силу свободного дыхания, ну и, конечно, чтобы рассказать вам, как своевременно распознавать большие и маленькие проблемы с легкими и как их можно благополучно устранять. Я специалист по легким. За последние десятилетия у меня на приеме побывало более 40 000 пациентов с заболеваниями дыхательных путей, бронхов и легких; я их обследовал, лечил, разрабатывал учебные программы и отвечал на бесчисленные вопросы о находящемся в нашей грудной клетке энергетическом органе. Весь этот опыт и лег в основу моего труда.

...

НАШЕ ЛЕГКОЕ — ЭТО ШЕДЕВР ЭВОЛЮЦИИ, СОЗДАННЫЙ, ЧТОБЫ МЫ МОГЛИ В ДОСТАТОЧНОЙ МЕРЕ СНАБЖАТЬ КИСЛОРОДОМ ВСЕ СВОИ ОРГАНЫ, А БЕЗ КИСЛОРОДА ОНИ ФУНКЦИОНИРОВАТЬ НЕ МОГУТ.

Каждый 20-й читатель этой книги страдает от астмы, каждый десятый — от ХОБЛ; только в Германии около 12 миллионов человек страдают от одного из двух этих заболеваний. Во всем мире ХОБЛ близок к тому, чтобы считаться третьей по частоте причиной смерти. Поэтому в книге особенно подробно рассказывается о клинических картинах этих двух болезней — ХОБЛ и астмы. Но для меня важно не столько изложить специальные медицинские знания о конкретных случаях, сколько дать вам принципиальное понимание, которое позволит лучше и более осознанно дышать. Поскольку в том, что касается легких, у большинства из нас еще есть куда расти.

Я работал над книгой в сотрудничестве со своей женой, Сюзанной Менрад-Барчок — она специалист по дыханию. В последней главе она делится конкретными предложениями и советами для оптимизации дыхания, адресованными как больным, так и здоровым.

Глава 1

Энергетический орган — легкие

Если, прочитав предисловие, вы задались вопросом, каков, собственно, размер аэростата, то вот ответ: чтобы покрыть ежедневную потребность в кислороде, мы прокачиваем через наши легкие от 15 до 20 тысяч кубических метров воздуха. И раз уж мы начали с поражающих воображение сравнений относительно размеров: если бы можно было развернуть наши легкие на плоскости, они бы покрыли площадь футбольного поля! Один этот факт уже говорит, что легкие часто недооценивают, а ведь они на самом деле восхитительный орган, который, функционируя денно и нощно, совершает для нас невообразимую работу.

Мы можем обходиться без пищи неделями, днями без воды, но без дыхания проживем всего несколько минут, прежде чем первым перестанет функционировать мозг, а затем свою деятельность безвозвратно прекратят все прочие органы. Как умирает неожиданно отключенный от сети питания компьютер, так и в нас жизнь угаснет быстро и окончательно, если легкие перестанут выполнять свою задачу. Поэтому неудивительно, что все функциональные нарушения, возникающие при дыхании, наш мозг немедленно воспринимает как угрозу, как сигнал тревоги, даем мы себе в этом сознательный отчет или нет.

Дыхание — это начало и конец нашей жизни. Вдох, выдох, короткая пауза — вечно повторяющийся процесс от первого крика новорожденного и до последнего вздоха. За 80 лет человеческой жизни дыхательный насос прокачивает необходимый организму кислород примерно от 600 до 700 миллионов раз. Без перерывов, без отпусков, динамически подстраиваясь к потребностям, диктуемым сном или физической нагрузкой.

...

ОДНИМ ИЗ САМЫХ ВАЖНЫХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ЖИЗНИ ПО СЕЙ ДЕНЬ ОСТАЕТСЯ ТЕСТ С ЗЕРКАЛОМ: ЗЕРКАЛО ДЕРЖАТ ПЕРЕД РТОМ И ПРОВЕРЯЮТ, ЗАПОТЕВАЕТ ЛИ ОНО. ЕСЛИ ЗЕРКАЛО НЕ ЗАПОТЕЛО, ЭТО ЯВНЫЙ ПРИЗНАК ОСТАНОВКИ ДЫХАНИЯ: ЕСЛИ СРАЗУ ПОСЛЕ ВЫДОХА ОРГАНИЗМУ НЕ ДАРУЕТСЯ НОВЫЙ ВДОХ, ЗНАЧИТ ЖИЗНЬ ЗАМЕРЛА.

Внешне может показаться, что дыхание — это чисто механический процесс, на самом же деле ему присуще глубоко мистическое значение. Нас, врачей, занимающихся легкими, называют пульмонологами или пневмологами. Греческое «пневма» переводится как «дыхание», но им же обозначают также дух и душу. Бог вдохнул жизнь в Адама, и это дыхание жизни, как и первый крик новорожденного, — вечно повторяющееся сотворение. Когда у нас перехватывает дыхание и не хватает воздуха, в нас тут же оживают архаические страхи; и да, когда-нибудь мы сделаем свой последний вздох, и потом навсегда испустим дух.

Вот как метко формулирует этот девиз Американская легочная ассоциация: «Если ты не можешь дышать, все остальное уже не имеет значения».

Итак, самое время подробнее заняться нашими дыхательными путями. Начинаем нашу экспедицию…

Путешествие внутрь наших легких

Помню, в детстве меня сильно впечатлил один фильм; он назывался «Фантастическое путешествие». В нем подводную лодку с группой врачей-исследователей на борту уменьшают с помощью специального облучения до микроскопических размеров и в таком виде впрыскивают в тело ученого. Это вымышленное путешествие было, наверное, увлекательнее всего, что нам преподавали на скучных уроках биологии в школе.

Подводную лодку вдруг со страшной силой засасывает в одно из двух гигантских отверстий, и там перед учеными неожиданно возникает горный массив, весь испещренный трещинами. Горы покрыты такими буйными джунглями, что исследователи в этих зарослях чуть не заплутали. Воздух тоже напоминает тропики — горячий и влажный. Склоны покрыты склизким прозрачным слоем, под ним колышутся поля гибких стеблей. Завораживающий вид.

Когда мы через нос вдыхаем бактерии или вирусы, с ними, наверное, происходит примерно то же самое, что и с той подводной лодкой. Наш нос, первые ворота в легкие, выполняет множество задач. От ноздрей до твердого нёба ведет трехэтажный соединительный проход — своего рода шлюз, в котором воздух очищается от вредных веществ, увлажняется и подогревается до температуры тела. Пройдя через этот фильтр с климатической функцией, вдыхаемый воздух может начать беспрепятственный полет внутрь нашего организма.

Как это часто бывает, мы замечаем, насколько гениально устроен человеческий организм, только когда в нем что-то начинает функционировать не так, как обычно. Например, когда у нас заложен нос и приходится дышать ртом; тогда мы быстро замечаем, что во рту становится сухо, а воздух холодит и раздражает бронхи. У нас это тут же вызывает ощущение дискомфорта, а бактериям и другим незваным гостям эта ситуация дает возможность без труда одолеть обессиленную иммунную систему.

Помню, как в том фильме команда исследователей пролетает мимо языка — в его задней части виден ряд небольших углублений, которые отвечают за важные вкусовые ощущения: с их помощью человек может различить кислое, соленое или сладкое. Сразу за вкусовыми рецепторами справа и слева вздымаются исполинские, иссеченные расщелинами валуны — миндалины. Обычно они маленькие и втянутые, но у некоторых людей они, как следствие многолетних битв, изборождены рубцами и, подобно старым обломкам скал, вдаются в дыхательный канал. Миндалины постоянно наготове быстро перехватить врага и уничтожить его. Они стоят на страже у прохода к уязвимым и сложным внутренним органам, которые гораздо беззащитнее перед врагами.

Вдруг полет команды исследователей резко ускоряется. Проскользнув между двух гладких плотин, которые постоянно сужаются и вновь расширяются (это наши голосовые связки), лодка с исследователями падает в огромную широкую шахту, на стенах которой, словно детали трубопровода, просвечивают мощные округлые хрящевые полукольца. Добро пожаловать в трахею. Ее внутренняя часть отливает влажным блеском, и, если внимательно присмотреться, в глубине мы увидим маленькие, похожие на хлысты подвижные реснички, которые беспрестанно бьют снизу вверх. Но эти тонкие волоски изгибаются не как попало — они работают синхронно, и все это похоже на гигантскую конвейерную ленту, транспортирующую наверх огромное количество камней и гравия; это одна из многих систем по выводу мусора из организма. Да, с каждым глотком воздуха мы вдыхаем частицы пыли разных размеров, бактерии, вирусы, а также пыльцу и многие другие образования, с которыми наш организм не очень-то хочет иметь дело. Среди них периодически встречаются возбудители болезней, и поскольку они могут представлять угрозу для организма, их следует как можно скорее выводить из легких. Поэтому у нас всюду на слизистых оболочках, будь то в носу или в бронхах, есть подвижные реснички, которые способны быстро, эффективно и целенаправленно транспортировать наверх застрявшие в слизистой чужеродные тела. Это заграждение с ворсистым покрытием без устали работает круглые сутки и является высокоэффективной, важной составной частью защитной системы организма.