Относительно потерь сторон информация не совсем внятная, мы даже не знаем, сколько погибло македонян и их союзников. Что касается эллинов, то, по свидетельству Диодора Сицилийского, пало более 1000 афинян и около 2000 взяли в плен (XVI,86). О потерях фиванцев историк отделался туманной фразой, что «многие из беотийцев были убиты, и немало взято в плен» (Diod.XVI,86). Но как бы там ни было, разгром был сокрушительным, защищать Афины и Фивы было некому, поэтому Филипп продиктовал побежденным эллинам свои условия.

С афинянами базилевс обошелся на удивление мягко. Он не только выдал им тела павших соотечественников для погребения и предложил собрать все останки, чтобы положить в гробницы предков, но и отпустил пленных без выкупа. В Афины прибыли царевич Александр и македонский полководец Антипатр, чтобы от имени Филиппа II заключить мир (Just.IX,4). Несмотря на то что для афинян всё закончилось относительно благополучно, они приговорили к смерти стратега Лисикла, одного из командующих афинской армией при Херонее (Diod.XVI,88).

Совсем иначе Филипп поступил с фиванцами. Царь смотрел на них как на предателей и поэтому взял выкуп не только за пленных, но и за павших на поле боя воинов. В Фивах началась зачистка, наиболее видным гражданам рубили головы, отправляли в изгнание, конфискуя их имущество в пользу базилевса. В город вернули некогда изгнанных сторонников Македонии, из которых три сотни человек назначили на высшие государственные должности (Just.IX,4). В фиванском акрополе, Кадмее, встал македонский гарнизон (Diod. XVI,87). Таковы были ближайшие последствия битвы при Херонее. По мнению Юстина, «этот день был для всей Греции концом ее славного господства и ее издревле существовавшей свободы» (IX,3). С этим выводом невозможно не согласиться.

II. Армия Александра Великого

1. Иллирийская кампания (335 г. до н. э.)

Филипп II Македонский был убит в июле 336 г. до и. э., во время подготовки похода в Малую Азию. Смерть царя резко обострила не только международную обстановку, но и ситуацию внутри Македонии. Волнения охватили армию, началось брожение умов среди правящей элиты и высшего командного состава. Солдаты, набранные в областях Верхней Македонии, воины из вспомогательных отрядов агриан, пеонийцев, фракийцев и фессалийцев по-разному отреагировали на убийство базилевса: «Так как в войске Филиппа были разные народности, то, когда он был убит, все они восприняли это по-разному. Одни, угнетаемые несправедливым рабством, конечно, стали надеяться на получение свободы; другим надоела долгая служба, и они радовались тому, что избавились от похода в Азию; некоторые сокрушались о том, что факелом, зажженным для свадьбы дочери, пришлось поджечь погребальный костер отца; а друзей царя при столь неожиданной перемене охватил великий страх. Они представляли себе то Азию, вызванную на бой, то Европу, еще не укрощенную, то иллирийцев, фракийцев, дарданцев и другие варварские племена, верность которых была сомнительна, которые в душе были предателями, — если бы все эти народы одновременно отложились от Македонии, устоять было бы невозможно» (Just. XI,1). В результате кровавой драмы, разыгравшейся при македонском дворе, к власти пришел старший сын и наследник погибшего базилевса, Александр. Армия поддержала нового царя.

Устранив всех возможных претендентов на трон, Александр обратил внимание на Элладу, где после смерти Филиппа начались волнения. Во главе армии царь прибыл на ассамблею в Коринф, где греки утвердили его главнокомандующим в войне с державой Ахеменидов. Афиняне, решившие было, что со смертью Филиппа II появился шанс избавиться от македонского господства, не на шутку перепугались, узнав о решительных действиях Александра, и заверили его в своей лояльности. Молодой царь вернулся в Македонию и стал готовиться к войне с персидским царем Дарием III.


Александр Македонский.

Пелла, Археологический музей. Фото А. Великанова


Однако смерть Филиппа привела к тому, что против Александра выступили иллирийцы и фракийское племя трибаллов (Strab.VII,II,13).

К последним у македонян был особый счет, они помнили, как лишились скифской добычи из-за нападения трибаллов. Но кроме мести за неудачу отца, в планах Александра присутствовал чисто стратегический расчёт — идти в Малую Азию и оставлять в тылу непокоренных трибаллов и иллирийцев было чистым безумием. Поэтому весной 336 г. до н. э. македонский царь выступил в поход против северных варваров.

Кампания против трибаллов была молниеносной. Здесь особый интерес вызывает прорыв македонской армии через ущелье у горы Гем. Как пишет Арриан, фракийцы засели на склонах горы и впереди боевых порядков поставили множество телег, чтобы столкнуть их сверху на наступающих македонян. Но Александр разгадал замысел вражеских военачальников и принял ответные меры. Вперед были выдвинуты лучники, в их задачу входило отогнать стрелами фракийцев, если они будут атаковать македонскую пехоту во время подъема вверх по склону. Исходя из того что фронтального столкновения избежать не получится и тяжеловооруженным пехотинцам придется идти на штурм горы, базилевс приказал своим воинам разойтись в стороны, как только сверху покатятся телеги. Если же местность не позволит этого сделать, то солдаты должны лечь на землю, прижаться друг к другу и прикрыться щитами. А когда телеги проедут, продолжить атаку. Сам же царь вместе с агемой гипаспистов, щитоносцами и агрианами расположился на левом фланге.


А. Кастень. Фракийцы сталкивают телеги в ущелье


Как и предполагал Александр, фракийцы решили воспользоваться своей выгодной позицией. Они пошли в атаку на поднимающихся в гору македонян, но лучники сумели отразить вражеское наступление и загнали противника обратно на вершину горы. Потерпев неудачу, фракийцы столкнули вниз телеги и стали ждать, когда они передавят вражеских пехотинцев, но македоняне с точностью выполнили приказ своего полководца. Где это было возможно, педзетайры расступились и пропустили мчавшиеся вниз по склону телеги, в другом месте они просто легли на землю и закрылись щитами. Телеги прогромыхали по сомкнутым щитам, не нанеся македонянам никакого урона. Сариссофоры сомкнули ряды, устремились вверх по склону и в короткой схватке отбросили фракийцев, не ожидавших, что их план полностью провалится. В это время Александр повел в бой свой отряд, и противник, не желая продолжать неудачно складывающееся сражение, обратился в бегство. Фракийцы потеряли убитыми 1500 человек, у македонян потерь не было (Arr.Anab.I,1). В этом сражении македонская армия продемонстрировала великолепную выучку, маневренность и умение воевать в горах, а Александр проявил себя талантливым военачальником, способным быстро ориентироваться в сложной ситуации.

Кампания против трибаллов закончилась в кратчайшие сроки, в решающем сражении варвары не устояли против комбинированного удара фаланги и отряда кавалерии, набранного в Верхней Македонии. Потеряв 3000 воинов, варвары укрылись в лесу, а затем переправились на остров посредине реки Истр (Дунай). Там они ожидали помощь от союзного племени гетов. Поскольку попытки македонян высадиться на остров успехом не увенчались, Александр переправился через Истр и нанес поражение гетам. После этого царь трибаллов Сирм был вынужден заключить мир с базилевсом. Приведя трибаллов к покорности, Александр хотел идти в земли пеонов и агриан, но в это время пришли тревожные вести из Иллирии.


А. Кастень. Контратака македонской фаланги в битве с фракийцами


Мы помним, как в начале своего царствования Филипп Македонский разгромил иллирийского царя Бардила. Узнав о смерти базилевса, сын Бардила, Клит, решил, что пришло время выступить против Македонии, и заключил союз с Главкием, царем иллирийского племени тавлантиев. Объединив усилия, они надеялись одолеть Александра. К союзникам присоединились автариаты [Автариаты — иллирийское племя.], их вожди пообещали Клиту и Главкию напасть на македонское войско во время марша в Иллирию. Перед базилевсом стояла очень сложная задача по разгрому вражеских войск, но Александр вновь сделал главную ставку на быстроту и стремительный натиск.

Проще всего разрешилась проблема с автариатами. Царь агриан Лангар решил оказать македонянам помощь и по просьбе Александра со своими воинами напал на автариатов, подвергнув их земли грабежу и разорению. Автариатам стало не до помощи союзникам, теперь они были вынуждены защищать собственные территории. Александр, впечатленный успехами Лангара, пообещал ему в жены свою сестру Кину, однако царь агриан после победоносного завершения кампании неожиданно заболел и умер. Но базилевс успел воспользоваться помощью Лангара и появился в Иллирии до того, как Клит и Главкия успели объединить свои силы. Македонская армия подошла к городу Пелий, главной крепости региона.

Александр разбил лагерь на берегу реки Эордаик и внимательно изучил вражеские позиции. Несмотря на то что Пелий обладал неприступными укреплениями, Клит решил встретить противника на дальних подступах к городу и занял войсками окрестные горы. Местность была труднопроходима и заросла густым лесом, что сильно затрудняло развертывание войск. Но Александра это не смутило, он быстро повел армию вперед. Иллирийцы совершили жертвоприношение и устремились в атаку, но македоняне успешно отразили вражеский натиск и продолжили движение к городу. В панике воины Клита бежали за стены Пелия, и Александр прорвался к городским воротам. На следующий день по приказу царя воины стали окружать Пелий укреплениями, но в самый разгар подготовки к штурму на выручку союзнику прибыл Главкий с тавлантиями. Стратегическая ситуация резко изменилась не в пользу македонян.