Александр понимал, что в сложившейся ситуации нет никакого смысла осаждать и штурмовать Пелий, поскольку в тылу у македонской армии находилось войско тавлантиев. Иллирийцы ударят с двух сторон и возьмут противника в клещи. Но и оставаться на месте было нельзя, поскольку запасы продовольствия подходили к концу. Царь был вынужден отправить военачальника Филоту с отрядом конницы собирать провиант, а сам с главными силами по-прежнему оставался под стенами Пелия. Вскоре разведка доложила Главкию о рейде Филоты. Царь тавлантиев решил уничтожить вражеский отряд и окружил войсками долину, где македоняне собрали продовольствие. Когда об этом стало известно Александру, царь взял гипаспистов, агриан, лучников, четыре сотни всадников (Arr.Anab.I,5) и поспешил на помощь своим людям. Главные силы македонян оставались в лагере. Главкий, узнав о приближении отряда базилевса, отступил, и Филота сумел вырваться из ловушки.

Как оказалось, царь тавлантиев не просто так позволил воинам Филоты уйти, он решил воспользоваться ситуацией и все силы бросить против отряда Александра. Главкий хотел убить или взять в плен базилевса, чтобы, таким образом, закончить войну. Пользуясь тем, что Пелий не находился в кольце осады, Клит с многочисленным войском покинул город и присоединился к союзникам. Иллирийцы заняли горные вершины, расположив на склонах большое количество метателей дротиков, множество всадников и пеших воинов. Местность не позволяла македонянам развернуться в боевой порядок и сражаться так, как они привыкли, да и численный перевес был на стороне врага. В этой критической ситуации Александр сделал ставку на великолепную выучку македонян, их боевой опыт и воинское мастерство. Искусно маневрируя, царь сумел вывести свой отряд из-под удара. Этот блистательный маневр македонской армии подробно описал Флавий Арриан: «Место, где лежал проход для Александра, узкое и лесистое, с одной стороны было отрезано рекой, с другой поднималась очень высокая гора, вся в стремнинах, так что и четырем воинам со щитами было не пройти в ряд. Александр выстроил свой отряд фалангой в 120 человек глубиной. На каждом крыле он поставил по 200 всадников и приказал молча и стремительно выполнять приказы. Сначала он велел гоплитам поднять копья прямо вверх; затем по знаку взять их наперевес, а после тесно сомкнуть их и склонить направо и затем налево. Стремительно двинув фалангу вперед, он велел солдатам делать то направо кругом, то налево. Произведя таким образом в течение короткого времени разные маневры и построения, он повернул фалангу влево, выстроил ее клином и повел на врага. Те сначала с изумлением смотрели на быстроту и порядок совершаемого; сражения с Александром они не приняли и оставили первые возвышенности. Он приказал македонцам издать военный клич и ударить в щиты копьями. Тавлантиев этот крик испугал еще больше, и они быстро отвели свое войско к городу» (Anab.I,5–6). Гипасписты действовали выше всяких похвал, умело выполнив сложные перестроения на пересеченной местности.

Александр с отрядом прорвался в главный лагерь, но ситуация по-прежнему оставалась крайне опасной, и царь решил уйти от Пелия. Сделать это было сложно, поскольку путь преграждала река, а над дорогой возвышалась гора, где засели иллирийцы. Но базилевс воспользовался тем, что ключевую высоту удерживало лишь небольшое количество вражеских воинов. Когда македонская походная колонна выдвинулась из лагеря, Александр отправился в передовые части и лично возглавил атаку на высоту. По его приказу гетайры и телохранители взяли щиты, после чего в конном строю устремились вверх по склону. В том случае если противник окажет упорное сопротивление, половина отряда должна была сойти с лошадей и сражаться в пешем строю. Но иллирийцы не стали вступать в бой и отступили в горы (Arr.Anab.I,6). После того как высота была захвачена, царь отправил на помощь гетайрам 2000 лучников и агриан, а сам занялся переправой армии через реку.

Главная роль вновь отводилась гипаспистам. Щитоносцы быстро перешли через неглубокую реку и прикрыли переправу остальной армии. Выйдя на берег, педзетайры развернулись лицом к реке и построились фалангой, чтобы в случае вражеского нападения защитить обоз и метательные машины, оказавшиеся в этот момент на переправе. Всё это время Александр находился на отбитой у иллирийцев высоте, наблюдая за тем, как его армия переходит через реку. Клит и Главкия решили атаковать македонский арьергард, но царь с гетайрами вновь отогнал иллирийцев. Воспользовавшись паузой, Александр перевел через реку агриан и лучников, но в это время иллирийцы вновь напали на царский арьергард, не давая македонянам перейти на противоположный берег. Тогда базилевс распорядился выдвинуть на берег метательные машины и открыть стрельбу по воинам противника, а лучникам выйти на середину реки и прикрыть переправу арьергарда. В этой ситуации иллирийцы не рискнули продолжать атаку и были вынуждены отступить. Македонская армия отступила от Пелия без потерь (Arr.Anab.I,6).


Иллирийский шлем. Афинский археологический музей. Фото автора


Характерной чертой Александра как военачальника было то, что он всякое дело доводил до логического конца. Возможно, что любой другой полководец удовольствовался бы тем, что сумел выбраться из смертельной западни, в которой неожиданно оказался. Любой, но только не македонский царь. Ему была нужна победа, и в итоге он её достиг.

Вместо того чтобы покинуть Иллирию, македоняне лишь отступили от Пелия. Клит и Главкия даже не потрудились организовать разведку, чтобы узнать, куда же направилась вражеская армия, поскольку были уверены, что Александр ушел в Македонию. Расплата за беспечность наступила через три дня. Всё это время македонские разведчики внимательно следили за иллирийцами. Вскоре Александр знал, что караульную службу воины противника несут небрежно, что лагерь Клита и Главкия не укреплен и широко растянут на местности. Для нападения на расположение противника Александр взял агриан, лучников, гипаспистов, таксисы Кена и Пердикки. Остальная армия должна была идти следом за передовыми частями. Ночная атака на иллирийский лагерь была сокрушительной, македоняне застали своих врагов во время сна (Arr.Anab.I,6). Большая часть вражеских воинов была либо убита, либо попала в плен, лишь немногие сумели спастись в землях тавлантиев. В числе этих счастливчиков оказался и Главкия. Клит бежал в Пелий, но увидев, что город некому защищать, распорядился его поджечь и укрылся у своих союзников. Кампания против иллирийцев завершилась убедительной победой Александра.

* * *

Во время сражений с трибаллами, гетами и иллирийцами Александр проявил себя талантливым военачальником и храбрым воином, завоевав уважение как командного, так и рядового состава армии. В этих кампаниях царь использовал все сильные стороны македонской военной организации, добиваясь победы в сложных условиях. Базилевс проявил себя блестящим мастером маневренной войны и великолепным тактиком, способным делать неожиданные для противника ходы. Хотя решение Александра применить метательные машины в бою с иллирийцами можно назвать новаторским с большой натяжкой (мы помним, что первым это сделал совсем другой человек). С другой стороны, Александр не мог не знать, что Ономарх использовал метательные машины во время сражения с Филиппом II в Фессалии, и вполне мог воспользоваться тактическими наработками фокейского стратега.