Михаил Кудинов

Небо Сталинграда. Смертельная рана люфтваффе

«Самолеты — одна из самых романтических тем, которая захватывает молодые умы и сердца. Они выискивают любую информацию об этих крылатых машинах, чтобы не просто всерьез увлечься профессией, а посвятить ей жизнь.



Конечно, телевидение, а сегодня и интернет — всеми любимые и незаменимые средства вещания любой информации в народные массы, и это неоспоримый факт. Но все-таки ничто не заменит человеку книгу, и неважно, какого формата, печатного или электронного, главное — это вчитываться в прекрасно изложенные слова автора, погрузиться в данную атмосферу, понять ее. «Небо Сталинграда. Смертельная рана люфтваффе» — та книга, в которой я нашел для себя откровения и переживания летчиков, такие близкие, так как сам начинал летать в волгоградском небе будучи курсантом легендарной Качи. Это и очень интересная информация об авиационной технике, которая участвовала в битве на Волге. Короче говоря, книга вышла полезная во всех смыслах».

Горнов Александр Александрович, заслуженный военный летчик РФ, полковник запаса. Летчик пилотажных групп «Стрижи» и «Русские Витязи», командир группы «Небесные гусары».



«Эта книга — профессиональное исследование хода воздушных боев Сталинградской битвы. Михаил Кудинов фокусирует свое внимание на рядовых солдатах неба — летчиках, пытаясь ответить на вопрос: что заставляло их стойко сражаться в невероятно тяжелых условиях? Используя военные архивы и воспоминания как пилотов ВВС РККА, так и пилотов люфтваффе и их союзников, автор исправляет многие недомолвки в изображении Сталинградской битвы. Сосредоточив внимание на воздушных боях с середины июля 1942 года до начала февраля 1943 г., Кудинов смог показать Сталинград глазами участников боев и таким образом раскрыть внутреннюю сущность сражения. Отчаянный, жестокий характер битвы на Волге передан впечатляюще и драматично».

Тимошев Рафаэль Миргалиевич, генерал-лейтенант, д.ф.н., профессор. Президент Фонда содействия научным исследованиям проблем безопасности «Наука-XXI».

От автора

Семьдесят пять лет — срок очень небольшой в масштабе мировой истории, но очень значительный, когда речь идет о жизни человеческих поколений. Если сжато сформулировать, то главное, что определяет наше отношение к итогам Сталинградской битвы, можно определить двумя словами: память и ответственность. Память о прошлом. Ответственность перед будущим.

Составляя эту книгу, я в огромном море информации находил самое интересное, что сохранила историческая литература до настоящего времени. Воспоминания участников самого большого сражения за всю историю человеческой цивилизации погрузят вас в гущу военных операций, впечатлений от военной жизни летчиков и авиационных техников противоборствующих сторон. Воспоминания, собранные мною в хронологический ряд, являются главным достоинством книги. Они опровергают «модные» европейские мысли, утверждающие, что Сталинградская битва была просто борьбой двух тиранов, претендующих на мировое господство.

Я постарался подобрать фотографии, которые максимально точно отображают атмосферу тех суровых лет. Семьдесят пять лет — время, когда воспоминания свидетелей, записанные на бумаге, становятся очевидными доказательствами русской народной войны, которая без всякого налета политики вовлекла в себя: рабочих, бросивших станки и ставших штурмовиками; колхозников, которые из-за штурвала комбайна пересели за штурвал бомбардировщика; молодых девушек, которые вместо институтских парт выбрали место летчика-истребителя.

Моя книга — это своеобразная попытка обобщить всю информацию, передать эмоции, связанные с войной в сталинградском небе, и дать объективный взгляд на события тех лет.

Чтобы идти в ногу со временем, я зашифровал в тексте один из крылатых латинских афоризмов, поместив в некоторые слова текста одну из букв известного латинского выражения. Читателю нужно будет:

— прочитать внимательно книгу;

— найти в словах латинские буквы;

— собрать буквы в слова;

— слова — в предложения;

— поместить их на сайт часовыеистории. рф и ввести индивидуальный код, который есть на каждой книге.

Среди читателей, прошедших этот литературный квест и зарегистрированных на сайте, я проведу розыгрыш модного смартфона, а имя победителя опубликую на сайте часовыеистории. рф.


Автор-составитель М.В. Кудинов

Небо… Бездонное и такое чистое…

Вот оно близко, и ты бежишь

к нему, но горизонт еще так

далеко… Мои герои любили небо

так же, как любили жизнь. Одни

любили небо Родины, как свою

верную и единственную супругу.

Другие — подобно хищным

орлам — вылетали на охоту,

наслаждаясь попутным ветром

и своей исключительностью.

Они любили небо…


Глава 1

Вспоминая небо Сталинграда

Шел второй год войны. Ранним июльским утром 1942 г., еще до восхода солнца, серебристый самолет-разведчик Пе‐2 вырулил, поднимая тучи пыли, к старту, яростно взревел моторами и, пробежав по дорожке аэродрома Гумрак, взмыл в ясную голубизну сталинградского неба. Его курс лежал на юг: самолет взял курс на Морозовскую. Он летел над серебристо-голубой полосой реки. С небольшой высоты 600 метров, на которой он шел непродолжительное время, видимость была прекрасная. Внизу сменялись одна за другой картины южной русской природы с их необычайным богатством красок. Несмотря на раннее утро, уже ключом била кипучая, трудовая жизнь в селах, раскинувшихся по обеим сторонам реки.

Чем дальше продвигался самолет на юг, тем больше и больше чувствовалась его экипажу близость чего-то нехорошего: большими и малыми группами устремлялись куда-то наши самолеты; оживленнее стали дороги, по которым сплошной лентой двигались войска, за ними тянулись обозы; по берегам и руслу самой реки в разных местах дымились пожары; одни из них уже угасали, другие разгорались. Но в целом стояла необычная для фронта тишина, нарушаемая редкими пролетами самолетов. Казалось, сама природа дает отдохнуть воинам перед битвой, которую спустя годы назовут самой величественной в истории человеческой цивилизации. Перед началом этой битвы немецкие колонны шли на восток по бескрайним просторам степей. Соединения советских армий в это время двигались к позициям сталинградского рубежа, зарывались в землю. Немецкие части и советские дивизии разделяли десятки километров. Стоял знойный июль 1942 года…

17.07.1942 г

Летчики 103-го шап (236-я иад) вылетали на задания по шесть раз. Из последнего полета садились уже в десятом часу вечера. Командир 2-й аэ капитан И.А. Ермилов с семеркой «илов», в которую входили Т.К. Маслов, С.Т. Аверьянов, Г.П. Коваленко и А.Д. Журавлев, в сопровождении двух четверок Як‐1 взорвали вражескую переправу через Северский Донец южнее Калитвенской, а затем на южной окраине этой станицы атаковали до сорока танков. Летчики видели в районе Калитвенской и по левому берегу Северского Донца в оврагах и складках местности множество танков и различных автомашин, а Калитвенская была забита вражеской техникой.


Летчик 103-го шап Т. К. Маслов


По разведывательным данным Ермилова, командир 1-й аэ капитан С. Попов повел группу, куда вошли Г.Е. Емельянов и И.Ф. Малышенко, в сопровождении девяти «яков» и нанес мощный удар по скоплению войск противника в Калитвенской. Вслед за Поповым туда же повел шестерку штурман полка капитан А.П. Буханов. Т.К. Маслов ушел пятеркой на переправу через Северский Донец у станицы Нижний Сазонов. С высоты летчики видели по обе стороны реки много


Последствие налета звена Ил-2 на колонну вермахта. Юго-Западный фронт. Лето 1942 г.


техники. Но переправу не было видно. Тогда ведущий группы в сплошном зенитном огне вошел в пикирование, и все самолеты на бреющем полете прошли над рекой. Оказалось, что переправа спрятана под воду, и с высоты заметить ее было невозможно. Маслов начал строить маневр для атаки, а в это время недалеко в стороне и выше штурмовиков завязался воздушный бой «яков» с «мессершмиттами». С первой же атаки штурмовики взорвали переправу.

Они видели, как на поверхность воды всплывали ее обломки и уносились вниз по течению. Истребители прикрытия вышли из боя, когда «илы», прижавшись к земле, ушли на свой аэродром.

Белоконь К.Ф. В пылающем небе. — Xарьков: Прапор, 1983.