Введение

Мотивационное «Чтооооооо?»

Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим.

БЛЕЗ ПАСКАЛЬ, «МЫСЛИ»

Добро пожаловать! Вы взяли в руки эту книгу, а значит, готовы к небольшим или значительным изменениям в своей жизни, чтобы жить так, как мечтаете. Возможно, вы испытываете некоторые трудности на этом пути или чувствуете необходимость перемен, но не совсем понимаете, что делать. Не говоря уже о том, какой путь нужно пройти, чтобы достичь цели. Именно в таких случаях на помощь приходит мотивационное консультирование (МК). МК — это подход, разработанный специально для того, чтобы помочь людям исследовать двойственное отношение к изменениям, которое так часто мешает устойчивому изменению моделей поведения. Мы вместе используем МК, чтобы привести вас к заветной цели, даже если сейчас вы не представляете, в чем она заключается.

Возможно, в это трудно поверить, но наш совместный путь — путь перемен в вашей жизни — будет увлекательным. Не могу дождаться! Конечно, будет трудно, возможно, временами у вас будут опускаться руки. «Перемены — это тяжело». Я знаю, как часто встречается эта фраза, и в ней есть доля правды, однако этот процесс может быть одновременно захватывающим. Перестройка моделей поведения может принести пользу. Я посвятила свою карьеру тому, чтобы помогать таким людям, как мы с вами, добиться значительных изменений и начать жить так, как они хотят.

Давайте начнем с основ. Чтобы понять ваше отношение к переменам в целом, в первую очередь будет полезно узнать, почему вы решились на изменения. Что заставило взять эту книгу? Даже если она была куплена для кого-то другого, почему оказалась у вас в руках? Каких изменений вы хотите добиться сейчас? Может быть, у вас уже есть несколько четких целей, но, чтобы приступить к их достижению, вам нужно помочь составить план действий. А возможно, вы мечтаете о той жизни, которую хотели бы иметь, но в сотый раз чувствуете, что застряли на пути к ней. Вероятно, вы чувствуете, что просто не знаете, что делать или что менять. У многих есть достаточно обширный список того, что им хочется изменить. Все мы люди, и мы не идеальны.

Давайте попробуем в первую очередь понять, почему вы взяли эту книгу. Мы пока не ждем, что у вас сразу появится какая-то определенная цель, к которой вы будете стремиться — это случится позже, когда вы будете готовы. Сейчас просто подумайте о том, как вы попали в эту ситуацию, почему смотрите на эти строки и держите в руках эту книгу. Если можете, опишите свои мысли:


Это тяжело, и путь к переменам, скорее всего, будет тернист. Я не собираюсь излишне восторженно вас подбадривать — это «токсичный позитив», которому в книге не место. Знаю, перемены даются нелегко. Я надеюсь, что эта книга поможет вам начать этот путь, станет инструментом в ваших руках и поможет не сдаваться раз за разом и продолжать двигаться к той жизни, о которой вы мечтаете, стать тем человеком, которым вы хотите быть.

Но прежде чем мы перейдем к самому веселому, давайте вместе разберемся в некоторых элементарных понятиях.

Что такое мотивационное консультирование?

«Мотивационное консультирование» звучит как что-то похожее на мотивирующую речь, да? Я часто такое слышу. Тем не менее это совершенно разные вещи. Я расскажу об этом подробнее немного позднее. Пока же важно знать, что МК — это распространенный способ изменения моделей поведения с помощью того, что у нас уже есть — того, что мы ценим, что для нас важно по жизни. Это лучше, чем идти на какие-то изменения под давлением внешних факторов. Все это означает, что МК нужно для расширения возможностей. Вы сами делаете выбор. Помните: я говорю с вами не ради пустого подбадривания. Я здесь, чтобы помочь вам найти в себе силы для создания той жизни, которую вы хотите, чтобы поддержать вас на этом пути. Я не буду давить, но и никаких восторженных возгласов не будет. Во-первых, потому что меня это раздражает, а во-вторых, потому что это не работает — по крайней мере, в долгосрочной перспективе. Шоу «Интервенция» [Шоу «Интервенция» — британский телепроект, в котором 28 человек собираются под одной крышей для борьбы с зависимостями.] интересно для просмотра (там много драматизма и эмоций), но нет никаких данных, доказывающих, что интервенции, подобные экранным, действительно работают для изменения моделей поведения в реальной жизни (Kosovski and Smith, 2011). Интервенция — это встреча людей, пытающихся убедить или вдохновить человека изменить то поведение, которое негативно влияет на него самого и на окружающих. Это мотивация к изменениям извне. Такой метод едва ли помогает найти внутреннюю, осмысленную мотивацию. Более того, некоторые люди в этой передаче с, казалось бы, благими намерениями используют вызывающие чувство вины или стыда высказывания, которые могут непреднамеренно усугубить ситуацию. Чувство стыда и плохое отношение к себе — не самое лучшее начало пути к устойчивым изменениям.

В нашей совместной работе мы глубоко проанализируем вашу личность и разберемся, что помогает вам двигаться вперед. Что питает ваше желание измениться? Это именно то, что поможет не сойти с этого долгого и трудного пути к переменам.

Где мои манеры?

Прежде чем мы углубимся в тему, вы, возможно, захотите спросить: «Что за человек говорит со мной?» Это справедливый вопрос. Я — сертифицированный клинический психолог, занимаюсь частной практикой, а также ученый-бихевиорист со стажем работы в области МК уже более двадцати лет. У меня есть длительный опыт преподавания МК. Я обучила тысячи других специалистов, помощников и руководителей тому, как использовать МК, чтобы помочь пациентам и организациям измениться. Я страстно люблю помогать людям. Свое предназначение я вижу в том, чтобы предоставить доступ к лучшему психологическому уходу. Я написала эту книгу, чтобы показать вам инструменты и ресурсы, которыми я ежедневно делюсь с другими. У вас в руках мой секретный рецепт для изменения моделей поведения. Используйте его с умом.

Один из способов познать ценность МК — помочь вам почувствовать, насколько оно уникально и не похоже ни на один другой подход. Для этого я хотела бы рассказать о своем знакомстве с ним. Садитесь поудобнее и возьмите что-то для перекуса — пришло время для истории. Истории о неподготовленном человеке, который понял, что делает МК настолько уникальным (и эффективным), просто наблюдая его в действии. Если это для вас неинтересно, вы можете пропустить этот раздел. На нашем совместном пути очень важно понять, что у вас есть выбор, множество возможностей и вариантов. Эта книга нужна для того, чтобы вы могли полистать ее и выбрать именно те части, которые вам интересны. Нет какого-то «правильного» способа что-либо делать, в том числе «правильного» способа читать эту книгу.

Теперь о моем знакомстве с МК. Между окончанием бакалавриата и началом магистратуры я работала в Пенсильванском университете в Филадельфии в центре исследования зависимостей, где руководила выборочными исследованиями зависимостей и сопутствующих заболеваний и чувств (депрессии и стресса/тревоги). В мои обязанности входила работа с пациентами для сбора данных, которые в последующем будут использованы в лечебных сессиях и других исследованиях. Один из методов, используемых в ходе сессий, назывался «мотивационно-усиливающая терапия» — МУТ (Motivational Enhacement Therapy; MET; Miller, 1992). Она представляет собой структурированную версию МК, в которой в процессе лечения пациенты получают нормативную обратную связь, т. е. информацию о том, как соотносится их поведение с общей статистикой (например, «70 % мужского населения в вашей возрастной категории пьют меньше, чем вы»). На основе рассказов мы собирали информацию о возможных последствиях употребления алкоголя или психоактивных веществ и приводили пациентам примеры из их жизни (например, сколько денег они тратят на алкоголь, как часто не выходят на работу или конфликтуют с семьей). Такая обратная связь служила для пациентов зеркалом. Процесс похож на прохождение обследования у лечащего врача: вы сдаете кровь, а он сообщает вам, насколько высок или низок уровень холестерина и попадает ли он в «типичный диапазон». Врач также дает обратную связь о ваших результатах и помещает ее в какой-то контекст, чтобы вы могли понять значение этой информации для себя. То же самое мы делали с нашими пациентами, которые пытались снизить уровень употребления психоактивных веществ. Мы давали им обратную связь и рассматривали ее в контексте.

Я опрашивала пациентов, составляла анкеты обратной связи, прослушивала записи сеансов, проводимых терапевтами (чтобы оценить соблюдение ими терапевтического протокола, а не для того, чтобы подслушивать!). Помните, я была маленькой девочкой, только что окончившей университет, а не тем опытным, продвинутым (может быть, даже иногда талантливым?) психологом, с которым вы говорите сегодня. То, что я слышала и наблюдала на этих занятиях, меняло мои взгляды. Терапевты не вступали в конфронтацию с пациентами, не «вразумляли» их. Они не пугали и не стыдили пациентов, заставляя их измениться. Никаких «вы разрушаете свою жизнь… вы умрете», обходилось даже без «вы вредите своим близким и себе». Врачи не говорили им, что и как делать (или не делать). Они поддерживали пациентов, работали вместе с ними и позволяли им двигаться в своем темпе; совместно анализировали данные, приведенные в отчетах, и давали им возможность сделать выбор в соответствии с их ценностями. Терапевты также признавали переживания пациентов («Вполне понятно, что это трудно») и помогали ориентироваться на то, что для них важно («Вы хотите быть хорошим родителем, но употребление алкоголя с этим не согласуется»).