Дом с закрытой дверью

В красивом божественном лесу жил человек с тремя дочерями. Двери в дом всегда были заперты. Однажды говорит старшей дочери:

— Доченька, я замерзаю. Сходи за озеро к Северному Ветру, попроси, чтобы не очень дул. Пока не дойдешь до другого берега, завязки на шубе и кисах не завязывай. Встретишь медведей — поцелуй их и дальше шагай. Когда придешь в дом, в дровянике найдешь два топора — острый и тупой. Руби дрова тупым топором, острый не трогай. После этого сама выбирай, как быть.

Старшая дочь отправилась в путь. На озере она сразу завязала шубу и кисы, подумала: «Что это я буду по морозу с не завязанной шубой и кисами шагать?» Перешла старшая дочь озеро, разогнала медведей и дальше пошла. Долго ли, коротко ли шла, наконец пришла в дом, построенный из сырых лиственниц. В дровянике действительно она нашла два топора — острый и тупой. Наколола дров острым топором, занесла в дом, разожгла огонь. Когда подметала пол, нашла кусочек лосиного мяса, кусочек соболиного мяса и тут же съела.

Наступил вечер. В дом вернулся хозяин, пояс его был весь увешан соболями. Он спросил, не видела ли она точило.

— Нет, — ответила она.

Начали они снимать шкуры с соболей. Пока она обдирала одну шкуру, хозяин все шкуры ободрал. Сварили они соболиное мясо. Мужчина наполнил мясом две чашки и сказал:

— Эту чашку унеси в соседний дом.

Вышла старшая дочь на улицу, от одного дерева к другому шла, но соседей не нашла. Стали они мясо соболиное есть. Пока хозяин ел один кусочек мяса, она всю тарелку с мясом опустошила.

Скоро настал следующий день. Перед уходом в лес мужчина сказал:

— Если до моего приезда не сошьешь шубу из соболиных шкур, не быть твоей голове на месте.

Хозяин ушел в лес. Думает старшая дочь: «Что же я могу сделать за такой короткий срок?» Растопила она клей и стала шкуры склеивать. В это время вошла в дом женщина и попросила:

— Невестка, поищи у меня в голове.

— Некогда мне искать у тебя в голове, — ответила она.

Гостья ушла ни с чем. Так она и склеила шубу клеем. Вечером вернулся хозяин дома. Надел новую соболиную шубу, только дошел до двери — шуба расклеилась. Рассердился хозяин, и старшая дочь старика простилась с жизнью.

Сильнее прежнего стал мерзнуть человек за закрытой дверью. «Видно, не выполнила дочь моих советов», — подумал горестно отец. Отправил он среднюю дочь, чтоб задобрила она Северный Ветер. Но не выполнила и средняя дочь просьбы отца.

Пришлось ему отправлять младшую дочь к Северному Ветру. Наказал ей перед дорогой, как вести себя в пути. Отправилась в дорогу младшая дочь. Как только перешла озеро, плотно завязала шубу и кисы. Навстречу ей попались медведи, она их обняла, расцеловала и дальше пошла. В дровянике нашла два топора — тупой и острый. Тупым топором дров нарубила и огонь в избе разожгла. Когда подметала пол, нашла кусочек лосиного мяса и кусочек соболиного мяса, положила их па подоконник. Вечером в дом вернулся хозяин. Весь его пояс был увешан соболями. Пока муж снимал шкуру с одного соболя, она сняла шкуры со всех соболей. Спросил он:

— Ты не видела точило?

Жена принесла ему кусочки лосиного и соболиного мяса. Это, оказывается, было его точило. Сварили они соболиное мясо, и муж попросил отнести одну чашку к соседям. Младшая дочь отнесла. После этого они стали есть мясо. Пока она ела один кусочек, муж съел все мясо.

Наступил следующий день. Перед тем как уйти в лес, муж ей наказал:

— До моего прихода сшей из этих соболей шубу.

Осталась она одна и думала: «Что же я могу сделать за такое короткое время?» Скоро вошла в дом женщина и попросила:

— Невестка, поищи у меня в голове.

Стала она искать у женщины в голове и видит: за одним ухом женщины обрабатывают шкуры, мнут их, шьют шубу. Удивилась она этому. Пока в голове искала — шуба уже готова была. Видимо, служанки-невидимки помогли ей справиться с работой. Пришел вечером с охоты муж. Надел новую шубу, прошел по избе, понравилась она ему. С тех пор младшая дочь осталась жить с Северным Ветром, а у человека в доме тепло стало.

Черт и бог

Черт пришел к богу и попросил:

— Дай мне то, что я у тебя попрошу.

Бог спросил:

— А это у меня есть?

Черт ответил:

— Есть.

Бог согласился:

— Ну ладно, дам.

Черт сказал:

— Дай мне солнце и месяц.



Бог отдал черту солнце и месяц. Черт стал в темноте людей есть. Так легче темные дела делать, разбойничать. Сын к богу пришел и пожаловался:

— Зря ты отдал солнце и месяц, пойди и забери назад.

Бог сказал:

— Да неудобно теперь, раз уж отдал.

Сын удивился:

— Раз вы теперь друзьями стали, то почему неудобно?

— А как я возьму?

— Раньше черт жил без месяца и солнца, он не знает, что такое тень. Попроси у него тень. Если не отдаст, то ты солнце и месяц забери.

Пришел бог к черту и сказал:

— Дай мне то, что я попрошу у тебя.

— А это у меня есть?

— Есть, — ответил бог.

Бог показал на тень и сказал:

— Дай мне вот это.

Черт ловил и не мог поймать тень. Тогда бог забрал солнце и месяц, и на земле снова стало светло.

Соболь с золотым кольцом

Один мужик убил соболя. У соболя вокруг шеи — желтое кольцо, как золотое. Старик животное-то убил, но в лесу обдирать не стал. На стаи принес, ободрал, разрубил. Чаю попил, сидит, ожидает. Себе постелил еловые лапки, черту — пихтовые. На кедре сзади себя нарисовал бога и образ земли. Дело к двенадцати часам. Черт ли, кто ли — бух к костру:

— Отдай соболя, ты моего брата убил!



Охотник успел заднюю часть поджарить чуть-чуть, голову себе оставил. Шайтан [Шайтан — злой дух.] приземлился по другую сторону огня.

Охотник бросил ему заднюю часть соболя, тот — обратно. Еще раз перекинулись. Черт давай жевать. Жевал, жевал — прыг через огонь. Охотник приготовил еловую лапу.

— Чей черт крепче, кто сильнее кричать будет?

Черт видит, что у охотника еще много чертей: еловые лапы на много голосов трещат. Черт пихтовую лапу схватил, а та пыхнула и погасла. Охотник крикнул:

— Бог, земля, меня берегите!

И открыл изображение на кедре. Черт как увидел бога и землю, так и отпрыгнул.

Наказание

Двое на охоту пошли. Один зверей не добивал, сразу бросал живую рыбу в котел. Другой пошел в лес на охоту, встретил двух незнакомцев, они ему сказали:

— Сегодня на ночь заготовь побольше дров и всю ночь молись.

Вот пришел он, дрова начал готовить, молиться. Вернулся его напарник, который зверя не добил, и сказал:

— Я в это не верю.

Стемнело, послышались какие-то шорохи. Из леса выходят два великана Менк-ики [Менк-ики — антропоморфный великан-людоед и оборотень.]. К костру лыжи поставили, взяли того, который не молился, на палочки поддели, на костре жарят, едят.

Светать стало. Тот подумал: «Вот доедят, и до меня очередь дойдет».

Один великан сказал:

— Никогда не нужно мучить зверей, всегда надо до конца убивать.

Он пришел домой и сказал, что было так и так. А ему не поверили, сказали, что вроде поссорились на охоте и убил он его. Послали за шаманом. Тот приказал белого оленя в жертву принести. Разобрались — правильно он говорил. Все поверили, что великаны того съели.